В своей практике мне часто приходится делать аудит сайта после разработки с прогнозированием результатов. Прошу доступы к Метрике, смотрю, а она нулёвая, как с чистого листа.
Почему Метрика? – мне больше нравится работать с этой системой сбора статистики. Google Analytics тоже хорош. И у каждой системы есть свои плюсы и минусы.
На вопрос – а где статистика? Получаю ответ, что разработчики установили новый счетчик.
Этой статьей я хочу поделиться своими мнениями, наблюдениями и постараться предостеречь вас от неправильных действий.
Для меня, как для SEOшника с 2000 года, такая замена счетчика это мимолетная радость с котом в мешке.
И так, из-за кого может сложиться такая ситуация:
- Разработчики – к которым вы приходите за обновлением старого сайта.
- SEO компания, которая пообещала результаты – которые вас устроили.
- SEO компания, которая вам разработает новый сайт с дальнейшим продвижением.
- Фрилансеры – человек офис в одном лице. Его работа не всегда предсказуема, и такой подвох может стать сюрпризом.
Зачем счетчик переустанавливают разработчики
В такой ситуации мне видится только человек-чек-лист. Возможно это хороший работник, я не называю его специалистом, т.к. он идет по определённому списку задач, который должен выполнить. А там пункт – поставить Яндекс Метрику или Google Analytics. Или и то и то.
Тут отступление. Я вижу разработку трех видов:
- Редизайн – тот же движок (она же CMS) но в новой обёртке. На выходе вы получите старый сайт в новом виде. Т.к. CMS остается, то вероятность, что вы останетесь со старыми счётчиками статистики увеличивается, если не прощёлкаете момент.
- Перенос на новую CMS – это уже разработка, тут меняется структура разделов, вложенности, функционал. На выходе вы получите новый сайт, но в старом виде.
- Редизайн с переносом на CSM – это когда у вас абсолютно новый сайт, как по визуальной части, там и по архитектуре и функционалу.
В пунктах 2 и 3 работы будут по чек-листу на тестовом сайте. И если разработчик не проверит, что на рабочем сайте уже есть статистика, а вы не напомните. Встречайте сайт с новыми счётчиками.
Зачем счетчик переустанавливает SEOшник
Тут опять же два варианта:
1. Ваш текущий счётчик работает неправильно. Я не могу сказать, как, но на такие вопросы нам даже не ответила внятно техподдержка Метрики. Но бывают случаи, когда счётчик считает входящий трафик неправильно.
Обнаружить легко, у вас топовые позиции по частотным запросам, много заявок, а Метрика показывает низкую посещаемость с поисковых систем.
Пример из нашей практики: с мая по октябрь прямые переходы почти идентично повторяли переходы с поисковых систем:
Подозрения были, отрабатывали разные варианты, вели диалоги с техподдержкой, развивали сайт. В итоге мы обновили код Яндекс Метрики, поисковый трафик пошел вверх, прямые переходы пошли в свое естественное русло.
Предположу, что может быть ситуация, когда просто обновление счетчика не поможет. Выход только зарегистрировать и установить новый счетчик.
2. На мой взгляд, это такая стратегия, скрыть предыдущие результаты. И я бы не советовал работать с такими подрядчиками.
Недавно делал аудит сайта после редизайна и нужно было оценить текущие возможности нового движка (она же CMS) и каких результатов можно добиться.
Мне дали доступы к Метрике, захожу, а там трафик отсчитывается с момента заливки нового сайта. На графике ниже, это зеленая линия:
И так разделим график на две линии, зеленая после заливки нового сайта. А что было «ДО» – осталось в старом счётчике. А вдруг «ДО» – это ситуация, которая показана красной линией.
Конечно я делал прогнозы отталкиваясь от текущих результатов, но как SEOшнику со стажем, мне интересно было бы посмотреть, что было «ДО».
По факту узнать это можно сопоставив данные двух счётчиков. Но кто это сделает и будет ли делать ваш подрядчик?
На практике вы, как Заказчик получите отчет о проделанной работе с графиками, мол – смотрите, после заливки нового сайта поисковый трафик начал расти., какие мы молодцы.
Зачем же нужно оставлять старый счётчик
Поправлюсь, если для его замены нет соответствующих условий, описанных мной выше, когда счётчик собирает статистику неправильно.
С новым кодом статистики на сайте вы теряете:
1. Поисковую историю – какая посещаемость и с каких источников трафика была до смены, и какая она стала после.
- Географию посетителей
- Посещаемые страницы
- Время загрузки сайта
и это не полный список параметров, важных при поисковой оптимизации.
2. Оценку конверсии – т.е. достижение целей. Позволит увидеть, помогает ли новый функционал посетителям совершать конверсионные действия (подбор продукции/услуг, оформление заявок и т.д.). Как достигались цели до заливки нового сайта и как после.
3. Историю переходов по поисковым фразам – если вы планируете развивать сайт в SEO, то важно оценивать динамику переходов по поисковым фразам. Так можно понять, по каким запросам сайт потерял видимость в поиске, особенно, если они были трафикообразующие.
По скриншоту выше, февраль 2020 разделил статистику на «ДО» и «ПОСЛЕ».
- Не видя левой части можно сказать – У Вас появились переходы по частотным запросам.
- А наблюдая обе части – Ребята Вы что наделали?
Конечно если ваш маркетолог гуру Excel, то он титанически сведет в таблицу данные с двух счётчиков для сравнения результата.
Но лучше оставить старый и следить за его актуальностью.
А что делать если оставили без доступов?
К сожалению есть такие подрядчики, которые в отместку за то, что вы от них уходите, не дают вам доступы к метрике. Не знаю по какой причине. Предположим, что она у них на общем аккаунте компании, к которому доступы чужим не даются.
Сейчас это не проблема. А забрать счётчик с аккаунта вредного подрядчика не только можно, но и нужно. При чем это можно сделать и с Яндекс Метрикой и с Google Analytics (с последним имеются нюансы, но в большинстве случаев перенос без согласия возможен).
А если удалили счетчик
- Google Analytics хранит 35 дней удаленные аккаунты, ресурсы и представления. У вас есть месяц с хвостиком, чтобы восстановить данные.
- Яндекс Метрика в этом плане лучше, у вас запас в 3 месяца, чтобы восстановить данные.
Если получилось, что при расставании вам в подарок снесли статистику – не спешите регистрировать новые счётчики. Попробуйте восстановить удаленные. А если не получится восстановить самим – обращайтесь к нам:
Автор статьи: Виталий Данилов
Отдел поисковой оптимизации компании «Информ-С». https://seo.inform-s.com/