Найти в Дзене

Две окружности и равнобедренный прямоугольный треугольник / ЕГЭ Профиль №16

Оглавление

Начиная с этой задачи будем разбирать задания №16 из 2-й части профильного уровня ЕГЭ. Выбирать будем планиметрию, чтобы было интересно и девятиклассникам тоже.

Для удобства задания будут браться из сборника «И. В. Ященко. Профильный уровень ЕГЭ-2021».

Условие

Вариант 2. Часть 2. Задание 16
Вариант 2. Часть 2. Задание 16

Рассуждение

Для начала - нарисуем и отметим всё, что известно:

∆ABC - прямоугольный и равнобедренный; BC = AC
∆ABC - прямоугольный и равнобедренный; BC = AC
  • На рисунке уже показано, точки M и N - центры окружностей (отрезки BD и AE перпендикулярны, вписанные углы по 90°).
  • ∆BEC и ∆CDA - прямоугольные, подобные (почти это и нужно доказать в пункте а) и есть равные катеты (BC = CA).
  • Отрезок соединяющий центры касающихся окружностей будет проходить через точку касания.

Доказательство (пункт а)

Достроим MN
Достроим MN
  1. MN - отрезок соединяющий центры касающихся окружностей;
  2. ∠MCE = ∠ACN - как вертикальные;
  3. ∆MEC и ∆CNA - равнобедренные;
  4. ∠MEC = ∠CAN - как равные вертикальным;
  5. EB || AD - по накрест-лежащим углам.

Решение (пункт б)

Отметим равные  углы из доказательства выше
Отметим равные углы из доказательства выше
  1. ∠BEC = ∠CAD - из доказательства выше;
  2. ∆BEC - прямоугольный, sin ∠BEC = BC / BE;
  3. ∆ACD - прямоугольный, cos ∠CAD = AC / AD;
  4. BC = AC - по условию, BE = 30, AD = 2√15 - диаметры окружностей;
  5. Составим уравнение через Основное Тригонометрическое Тождество и найдём BC.

Ответ: 7,5

Заключение

Что пригодилось:

  • Знание свойств касающихся окружностей (а);
  • Знание свойств равнобедренных треугольников (а);
  • Знание признаков параллельных прямых (а);
  • Отношение сторон и углов в прямоугольном треугольнике (б);
  • Основное тригонометрическое тождество (б).

Применение

Составлять списки похожих заданий из банка заданий ФИПИ как это было с 25-ми заданиями ОГЭ - не получится. Банк заданий для профильного уровня ЕГЭ немного в другом состоянии, но можно взять «Вариант 1» из того же сборника и решить 16-е задание оттуда.

Пробуйте, экспериментируйте, предлагайте свои решения. Удачи!