Вторая Мировая война послужила поводом для появления огромного количества социальной и политической пропаганды, которая находила отражение в листовках и плакатах.
Так, в первые дни Отечественной войны плакат не лишен был известной отвлеченности. К примеру, плакат А.А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!» (1941). Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии.
Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Этот плакат, так же как и плакат Кукрыниксы «беспощадно разгромим и уничтожим врага!», являющимся удачным примером сочетания героического и сатирического, отвечал духу времени.
Немцы на оккупированных территориях, в частности в Киеве и Минске вели активную антисоветскую пропаганду среди местного населения посредством плакатов, листовок, радиосообщений. Обычными призывами были: покориться новому режиму, не содействовать частям красной армии и партизанскому движению, выдавать немецким властям интересующих их элементов.
Одним из действенных способов – было запугивание. Часто встречались на улицах повешенные граждане с привязанной табличкой, на немецком и русском языках со следующим содержанием «я коммунист» или «я русский партизан».
Немецкие создатели социальной антисоветской рекламы, особенно в довоенный период, находились в более выигрышном положении касательно доступа к информации. Об этом свидетельствуют материалы статьи Д. Хмельницкого.
В довоенное время нацистская антисоветская пропаганда оказалась в исключительно благоприятных условиях по сравнению со встречной советской антинацистской пропагандой. Что плохого могла сказать советская пропаганда о нацистской Германии до 1941 г.? Почти ничего. То, что вызывало такое отвращение к нацистскому режиму в западных демократиях – политическая диктатура, однопартийная система, преследование политических противников, ликвидация свободы слова и свободы печати – все это никак не могло испугать советского человека. Со всем этим он был хорошо знаком, и к тому же в гораздо более жестокой форме.
Только во время войны, когда стало известно о нацистском расовом геноциде и карательной политике на оккупированных территориях, советская власть получила в руки правдивый пропагандистский материал против нацистов. Рассказы об Освенциме, зверствах по отношению к «неполноценным расам», населению оккупированных территорий поражали воображение и отодвигали на второй план, делали гораздо менее существенным сопутствующее традиционное советское идеологическое вранье о фашизме как порождении буржуазного общества и о собственной освободительной роли СССР в мировой войне. Приблизительно так же действовала и находящаяся в более благоприятных условиях нацистская пропаганда.
Для того чтобы объяснить советским людям, что на Западе трудящимся живется гораздо хуже, чем в СССР, советской пропаганде приходилось их обманывать. Причем в общей лживой пропагандистской картине «буржуазного» мира.
Третий рейх никак не выделялся в худшую сторону по сравнению с западными демократиями. Тем более что слово «фашизм» применялось советской пропагандой в то время ко всему, чему угодно, включая и европейские социал-демократические партии («социал-фашисты»), и вообще не имело конкретного смысла.
В то же время практически любая правдивая информация о жизни в Советском Союзе шла на пользу нацистам. Целью открытой нацистской антисоветской пропаганды до августа 1939 г. и с июня 1941 г. (в промежутке антисоветская пропаганда была запрещена) было доказать, что советское население живет в ужасных условиях, что оно ограблено, лишено гражданских прав, подвергается страшному террору, гибнет в невероятных количествах и что во всем этом виноваты евреи, придумавшие марксизм и захватившие власть в СССР.
Образец плаката со Сталиным использовался на оккупированных немцами территориях, для вербовки местного населения в ряды армии вермахта. Вождь – Сталин изображён в облике дьявола со звездой Давида на лбу.
Второй плакат также содержит в себе символ зла (коммунистический монстр схватил немецкую Fraeulein). Данная социальная реклама использовалась в немецком журнале «Lustige Blaetter», название которого в дословном переводе означало «Весёлые картинки».
В статье «К 60-летию освобождения Пскова», подготовленной П. Гусевым, сказано, что «в конце 1941 г. немцами при городской Управе был создан так называемый «Комитет по борьбе с большевизмом», который «ставил своей целью вести борьбу с большевиками путем письменной и устной агитации, путем сбора средств и вещей для так называемой РОА. В этой части их задачи были однотипны с задачами, которые ставил перед собой «Русский комитет». Свои программные установки они опубликовали в контрреволюционном воззвании, выпущенном ими в Пскове. Воззвание было подписано всеми членами комитета, а именно: Черепенкиным В.М., городским головой г. Пскова» и служащими городской Управы Берёзским, Боголебовым и Ивановым. На эту информацию нельзя полностью полагаться, так как в конце 1941 г. о РОА еще не было и речи, да и сам комитет, видимо, был создан псковским Отделом пропаганды только для публикации воззвания.
Присутствие немецкой пропаганды на оккупированных территориях чувствовалось на каждом шагу. В ее ведении была вся культурная жизнь, школы, библиотеки, театры, радиовещание. Всё, за исключением церковной жизни, хотя люди из отдела пропаганды зорко следили за тем, что и как делает «Православная миссия в освобожденных областях России». Таково было ее официальное название, и в нем тоже не обошлось без пропаганды.
Не забудьте посмотреть подборку довоенных советских плакатов, направленную на борьбу с алкоголем и табакокурением.