Найти в Дзене

ЗРИМ в КОРЕНЬ! Снова о льготном стаже. Определение КС от 5.11.2002г. № 320-О

Оглавление
Козьма Прутков
Козьма Прутков

Продолжаем разбираться с правоприменением пункта 9 ст. 30 №173-ФЗ в совокупности с Определением Конституционного Суда от 5 ноября 2002 г. №320-О. Попытаюсь в данной статье описывать этот вопрос по возможности простым, не юридическим -"птичьим" языком (а то некоторые читатели обижаются на то что изъясняюсь "птичьим" языком).

Если кто то еще не в курсе то данный пункт дает право, людям трудившимся по профессиям из Списков 1 или 2 а так же трудившимся в районах КС или приравненных к ним, производить исчисление пенсии начиная от стажа 7,5 - 12,5 лет (в зависимости от профессии и пола). А не так как принято исчисление при обычных профессиях (20 - 25 лет).

Что естественно приводит к увеличению размеров пенсии за период до 2002 года.

Одним из подводных камней для применения данного пункта заключается в том что данный пункт отсылает нас к статьям 27; 27.1; 28.1 Закона №173-ФЗ где прописаны условия для льготного исчисления стажа. Одним из условий для исчисления пенсии является минимальный размер страхового стажа 25 или 20 лет.

А работники ПФ пытаются использовать данное условие для отказа в льготном исчислении, с применением пункта 9 ст. 30 №173-ФЗ, истолковывая эти условия в двух вариантах:

  • возможное отсутствия у нас данного стажа (20, 25 лет) до 2002г.
  • или отсутствия у нас данного стажа (20, 25 лет) как льготного "стажа на соответствующих видах работ"

Но и та и другая претензия ПФ является не правомерной.

Возьмем текст пункта 9 ст.30 №173-ФЗ (извиняюсь за птичий язык).

цитата:

9. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц , указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке , установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Для лучшего понимания основного смысла данного пункта, условно второстепенные слова удалим из данного текста.

И получим цитата с сокращениями:

"9. Конвертация ...... в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, ....... в том числе лицам, ........ , и застрахованных лиц, ....... может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, .........."

Другими словами в этом пункте во всех ссылках к иным статьям (27; 27.1; 28.1) речь идет не о полном тексте данных статей а лишь о гражданах-застрахованных лицах, то есть речь идет о категории людей которые уже получили право на льготную пенсию по стажу на соответствующих видах работ.

А также о том что эти люди имеют право, при оформлении пенсии, воспользоваться п. 9 ст. 30 в совокупности с п. 3 ст.30 №173-ФЗ. для исчисления Стажевого коэффициента из расчета своего льготного стажа (стажа на соответствующих видах работ) и ни слова не говорится о каких то ограничительных условиях при воплощения уже имеющегося права для исчисления льготной пенсии данными людьми.

То есть если вообще по простому:

В случае когда мы уже отработали стаж по профессиям из Списков 1 или 2 или отработали на Крайнем Севере то мы уже имеем право требовать расчет пенсии по п.9 ст.30 №173-ФЗ в совокупности с п.3 ст.30 №173-ФЗ

Чем же так выгоден для нас расчет пенсии по по п.9 ст.30 №173-ФЗ в совокупности с п.3 ст.30 №173-ФЗ. Об этом эже подробно писалось в предыдущей статье но если говорить коротко то дело обстоит так.

Для определения размера пенсии, одним из важных компонентом является Стажевый Коэффициент СК расчет которого, в случае наличия льготного стажа (стажа на соответствующих видах работ), мы можем производить не от 25 лет обычного трудового стажа а от стажа на соответствующих видах работ.

А требуемый размер данного стажа по Списку 1 равняется 10 лет у мужчин и 7 лет у женщин, а по Списку 2 равняется 12,5 лет и 10 лет соответственно.

Исходя из этого Стажевый Коэффициент СК который изначально (по Закону) равняется 0,55 будет возрастать уже от 10; 7лет или 12,5; 10 лет соответственно Спискам 1 и 2.

И на пример к 25 годам (общего трудового стажа) СК уже вырастет до величин СК = 0,7 или СК = 0,73 по Списку 1 и СК = 0,67 или СК = 0,7 по Списку 2 (для мужчин и женщин соответственно).

И это в соответствии с абзацем 5 пункта 3 ст. 30 №173-ФЗ :

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27; 27.1; 28.1 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ общего трудового СТАЖА, равного продолжительности страхового стажа, УКАЗАННОГО в статьях 27; 27.1; 28.1 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

Однако чаще всего ПФ пытается отказать в применении п.9 ст.30 ссылаясь на условие о наличии льготного стажа менее 25 лет.

Но об этом и о том какое отношение имеет "Определением Конституционного Суда от 5 ноября 2002 г. №320-О" к данному вопросу будет написано во второй части статьи.

продолжение: ЧАСТЬ № 2 >>>

балясины кованые >>>>