Один мой знакомый пилот как-то сказал: "Если хочешь по-настоящему ощутить, что такое полёт на самолёте - летай на Ан-2". Мне трудно подтвердить или опровергнуть его слова - в конце концов, я не авиатор, в силу обстоятельств моя профессия более чем земная. Однако те несколько часов за штурвалом легендарного "кукурузника", которые мне однажды удалось провести в период своей трудовой деятельности на Крайнем Севере, навсегда остались в моём сердце.
Этот полёт срывался несколько раз - с погодой на Севере чаще плохо, чем хорошо. Есть у А. Гейнца и С. Данилова песня, посвящённая полярной авиации, и её слова как нельзя кстати подходят к этой истории (хоть и авиация у нас не совсем полярная, да и полоса по борту не красная):
Красная по борту полоса -
Росчерк авиации полярной.
Нет погоды, через полчаса
нам идти над снежными полями...
Рейс "Мегион-западный - Корлики" предполагал доставку одного пассажира и "гуманитарного груза" - пары десятков одноконфорочных плиток и еще всякой всячины по мелочи.
Взлетаем, выходим по схеме на маршрут. Весь полёт проходил на высоте 100-150 метров - по нижней кромке облачности. Как известно, противообледенительной системы на Ан-2 нет. В роли "датчика обледенения" используется посадочная фара.
Нам напророчено: днем будет солнечно,
Небо увидит земля, а пока
Рваными клочьями низкая облачность,
Видимость ниже нуля.
Говорит, что тянет к полюсам длинными полетными рублями...
...Только тот, кто не рискует сам борт вести над снежными полями.
Да-да, именно ЭТО я и хочу сказать - машину я вел САМ!!! Первый раз в жизни я не просто сидел болваном в кабине, а честным образом вел ее порядка 200 км туда и столько же обратно. Кто-то скажет, мол "фи, ну и что тут такого?" Понятно, что полёт по прямой с поддержанием заданных параметров не является чем-то сверхъестественным. Кто-то добавит "а вот над Междуреченском тоже дали порулить пацану..." И, наверное, в его укоре тоже будет доля истины. В своё оправдание скажу - общие принципы управления самолетом были мне известны, на тренажёре летать доводилось. Поэтому для удержания самолета в прямолинейном полёте моих "навыков" оказалось вполне достаточно.
...Где дано увидеть с высока крапинки кочующих оленей...
Оленей, правда, вы на этом снимке не увидите, да и сам я их не видел - но живности в тайге полно, в этом можно не сомневаться.
...Где полярный розовый закат хвостовое тронет оперенье...
На горизонте показался КПМ. Снижаемся.
...И не важно, где проложен курс - над Чукоткой или над Таймыром -
Ждет своей доставки срочный груз, ждут, кляня погоду, пассажиры...
На авиаплощадке посёлка Корлики царит атмосфера, характерная, пожалуй, для всех аэродромов МВЛ советских лет.
Ну, с юмором в авиации всегда был порядок.
...Экипаж у выхода на трап ждет лохматый пес метеослужбы...
Да тут не один пёс, а целых два. Принимаем груз на обратный путь - в основном, продукты местного промысла.
...День полярный близится к концу, на столе в каптерке стынет ужин,
Возвратился к своему крыльцу, одинокий пес метеослужбы.
Взлетная тревожит полоса красными туманными огнями.
Все в порядке - через полчаса мы пойдем над снежными полями...
...К югу знакомыми аэродромами...
... плавно уходит земля...
...Где-то там
Рваными клочьями низкая облачность, видимость ниже нуля.
Наш полёт подходит к завершению, самолет заходит на посадку.
Самолет выполняет не только регулярные рейсы, но и обслуживает местное отделение ДОСААФ.
Поэтому после дозаправки пилот успевает до захода солнца выполнить ещё несколько подъемов "на десантирование".
Я смонтировал небольшой ролик из записей, сделанных в ходе полета. К сожалению, 20 лет назад у меня не было такой хорошей техники, как сейчас, поэтому не обессудьте - качество видеозаписи оставляет желать лучшего. Однако, надеюсь, она сможет передать настроение полета.
#авиа #окб антонов #ан-2 #путешествия #аэрофлот #экскурсии #нижневартовск #север #самолет #лётчик