Найти тему
Жизнь с детьми

ЧТО ТАКОЕ ТОВАРНЫЙ ЗНАК? Включая самый подробный разбор всех схожих понятий

Современный мир товаров, работ и услуг полон самых разнообразных терминов, которые говорят об исключительных правах на все, что относится к интеллектуальной собственности. И часто я как юрист сталкиваюсь с тем, что люди путают понятия между собой из-за их внешней схожести и однонаправленности. В этой статье я подробно расскажу о законодательном смысле терминов, которые встречаются в сфере индивидуализации товаров, работ или услуг, разложив по полочкам их основные составляющие. В этой статье я проанализирую следующие термины:

1) Товарный знак,

2) знак обслуживания,

3) торговая марка,

4) логотип,

5) фирменное наименование,

6) коммерческое обозначение,

7) бренд.

1) Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (из ст. 1477 ГК РФ).

Объем прав правообладателя товарного знака

Правобладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом, в частности, путем размещения на товарах, при выполнении работ, оказании услуг, на документации связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе, в сети Интернет (ст. 1484 ГК РФ).

Передача исключительного права на товарный знак.

Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия (ст. 1487 ГК РФ).

Допускается отчуждение исключительного права на товарный знак по договору об отчуждении, согласно которому может быть передано исключительное право на товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован.

!НО. При этом ГК РФ не содержит каких-либо специальных требований к договору об отчуждении исключительного права на товарный знак. Поэтому в данном случае необходимо руководствоваться ст. 1234 ГК РФ, которая закрепляет общие нормы договора об отчуждении исключительного права.

!Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя (ст. 1488 ГК РФ).

! ПРОБЛЕМА: ГК РФ не раскрывает что именно может попадать под категорию "введение потребителя в заблуждение", и не содержит перечня тех случаев, которые могут рассматриваться как таковые.

Правообладатель может передать право на использование товарного знака по лицензионному договору в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак (ст. 1489 ГК РФ).

Все договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, заключаются в письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность. Отчуждение и залог исключительно права на товарный знак и знак обслуживания, предоставление по договору права его использования, переход исключительного права на товарный знак без договора, подлежат государственной регистрации (ст. 1490 ГК РФ).

Основания возникновения права на товарный знак

Исключительное право на товарный знак возникает со дня государственной регистрация товарного знака.

Основания прекращения права на товарный знак

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки. Данный срок может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Такое продление возможно неограниченное количество раз. По ходатайству правообладателя, ему может быть предоставлено 6 месяцев по истечение срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления (ст. 1491 ГК РФ).

Фото автора
Фото автора

2) Товарный знак нужно отличать от знака обслуживания - обозначения, служащего для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Т.о., знак обслуживания по сути это тот же товарный знак, только для работ или оказываемых услуг. И оба этих понятия имеют одинаковое правовое регулирование.

ТОРГОВАЯ МАРКА

Товарный знак многие называют "торговой маркой". Торговая марка - это один из вариантов перевода английского термина "trademark", который имеет единственное правовое значение в русском языке - товарный знак.

Т.о., термины "торговый знак" и "торговая марка" можно считать синонимами. Однако первый термин является общепринятым и официально закрепленным в системе интеллектуальной собственности охраняемым объектом, тогда как термин "торговая марка" - используется лишь в общеупотребительном значении. Поэтому использовать этот термин допустимо в разговоре, но не в официальном обращении и в официальных документах. Как указано в п. 37 Международного стандарта финансовой отчетности (ISA) 38 (приложение № 25 к Приказу Министерства финансов РФ от 28.12.2015 г. № 217 н), "... термины "торговая марка" и фирменное наименование" часто используются как синонимы товарных знаков и прочих знаков. Тем не менее первые представляют собой общие маркетинговые термины, которые обычно используются применительно к группе взаимодополняющий активов, таких как товарный знак (или знак обслуживания) и связанные с ним торговое наименование, формулы, рецепты и экспертные знания".

ЛОГОТИП

В юридической практике бывают случаи, когда товарный знак называют логотипом. В Гражданском законодательств РФ данное понятие не закреплено, однако в судебной практике оно используется достаточно часто. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2009 г. № КА-А40/5426-09 по делу № А40-41784/08-98-123 говорится, что логотип -это не зарегистрированное в Патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращенного наименование фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которые специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам. При этом для обладания правами на логотип достаточно заключения договора на его создание, вследствие чего организация вправе использовать его без соответствующей регистрации.

Логотип как графическое изображение может быть зарегистрирован в качестве товарного знака.

Как графическое изображение наименования юридического лица или товаров (работы, услуги), логотип относится к перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 1255 ГК РФ результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Логотип может быть создан на основании договора авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ) или в качестве служебного произведения (стю 1295 ГК РФ). Юридическое лицо, которое приобрело исключительное право на графическое изображение (логотип), вправе использовать его и пользоваться защитой в соответствии с законодательством об интеллектуальных правах в качестве правообладателя. В этом случае государственной регистрации исключительного права, а также регистрации при передаче такого права не требуется. Правообладатель исключительного права на логотип вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Передача исключительного права на логотип, не зарегистрированный в качестве товарного знака, производится на основании договора об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ), согласно которому правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право в полном объеме приобретателю такого права.

На основании лицензионного договора о предоставлении права на использование произведения может быть передано право использования графического произведения (логотипа) в установленных договором пределах в соотвествии со ст. 1286 ГК РФ.

При рассмотрении споров о нарушении исключительных прав судами принимается в качестве доказательств права обладания исключительным правом на логотип договор об отчуждении исключительных прав на произведение в совокупности с доказательствами, подтверждающими возникновение права на произведение - договорами на создание произведения, заказом, служебным заданием и пр.

Фото автора
Фото автора

От товарного знака следует отличать также "фирменное наименование" - это обозначение, под которым юридическое лицо осуществляет свою деятельность. По сути фирменное наименования для фирмы тоже самое, что имя для человека. Но как у человека имя состоит из трех частей - фамилии, непосредственно имени и отчества, так и у фирмы наименование имеет две части -указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (ст. 1473 ГК РФ).

Т.е., фирменное наименование может иметь только юридическое лицо. Соответственно оно же и является единственным правообладателем исключительных прав на фирменное наименование.

Объем прав правообладателя фирменного наименования

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или упаковках, в сети "Интернет" (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, в принадлежащем ему товарном знаке. И в случае такого использования, право на фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения и товарного знака.

Передача прав на фирменное наименование

!Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).

Основания возникновения права на фирменное наименование

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица.

Основания прекращения исключительного права на фирменное наименование

Исключительное право на фирменное наименование прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (ст. 1475 ГК РФ).

Фото автора
Фото автора

Многие путают фирменное наименование с коммерческим обозначением. Это два разных по сути и правовому регулированию понятий. Хотя на практике одни и те же обозначения могут играть роль и фирменных наименований, и коммерческих обозначений.

Коммерческое обозначение - не являющееся фирменным наименованием и не включающееся в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц обозначение, используемое для индивидуализации принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям торговых, промышленных и других предприятий (ст. 1538 ГК РФ).

Т.е., в отличие, например от товарного знака, коммерческое обозначение индивидуализирует не товар, работу или услугу, а конкретное предприятие.

Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий.

!НО: Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (ст. 1538 ГК РФ).

Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или его отдельные элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.

Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от товарного знака (ст. 1541 ГК РФ).

Объем прав правообладателя коммерческого обозначения

Правообладателю коммерческого обозначения принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет" (ст. 1539 ГК РФ).

Передача прав на коммерческое обозначение

Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется. Без перехода права на предприятие невозможен и переход права на коммерческое обозначение.

!НО, если оно использовалось правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, то после перехода к другому лицу исключительного права вместе с одним из предприятий, он уже не имеет право использовать это коммерческое обозначение для индивидуализации остальных его предприятий (п. 4 ст. 1539 ГК РФ).

Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии (п. 5 ст. 1539 ГК).

Т.о., по сути, коммерческое обозначение - это незарегистрированный товарный знак, который не может быть передан иным лицам как самостоятельный объект, только в составе предприятия, которое оно индивидуализирует.

Основания возникновения права на коммерческое обозначение

Существование исключительного права на коммерческое обозначение зависит от 3 определенных условий:

а) если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками;

б) употребление обозначения является известным;

в) известность ограничивается определенной территорией. Причем речь не идет обо всей территории РФ.

ПРОБЛЕМА: Учитывая то, что действующее законодательством не предусмотрена регистрация коммерческих обозначений, три этих условия могут устанавливаться только в процессе правоприменительной практики (в судебном или административном порядке) на основании документов и иных доказательств, подтверждающих фактическое использование коммерческих обозначений (Из информационного письма Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам "О регистрации коммерческих обозначений" от 39.01.2009 г.)

ГК РФ не устанавливает конкретного момента возникновения исключительного права на коммерческое обозначение и не предусматривает его государственной регистрации. Причем это единственное из охраняемых средств индивидуализации, которое не подлежит регистрации. Право на коммерческое обозначение возникает с момента начала фактического использования такого обозначения.

!Но что интересно, согласно п. 8 ст. 1483 ГК РФ, не могут быть зарегистрированы в отношении однородных товаров качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в РФ фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения). Однако, на практике достаточно сложно доказать, что право на коммерческое обозначение возникло ранее, чем была подана заявка на товарный знак.

Основания прекращения исключительного права на коммерческое обозначение.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается по двум основаниям:

1. Если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (п. 2 ст. 1540 ГК РФ). Поэтому если даже организация, которой принадлежит исключительно право существует, но его не использует в установленный законом срок, третье лицо имеет право воспользоваться этим коммерческим обозначением.

2. В момент прекращения организации, которой он принадлежит.

БРЕНД

Помимо вышеуказанных терминов, сегодня в том числе и в судебной практике, часто можно столкнуться с таким понятием как "бренд".

В судебной практике "бренд" трактуется как маркетинговый прием -понятие более широкое, чем товарный знак. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 г. № 09 АП - 8678/2009 - АК по делу № А 40-90240/08-4-424 определяется, что "бренд" - это термин, используемый в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определенным продуктом или услугой. Данный термин включает в себя название и иные визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы). Данное понятие используют при обозначении товара, пользующегося массовым спросом у потребителей, которые выделяю его среди других товаров.

Поскольку российское законодательство не содержит правовых норм, закрепляющих понятие "бренд" как совокупности прав на словесные, изобразительные символы (логотип), коммерческое обозначение, деловую репутацию, иные составляющие фирменного стиля компании, правовое регулирование осуществляется посредством охраны основных "составляющих" бренда - товарного знака, коммерческого обозначения, деловой репутации.

Как мама, работающая юристом, я периодически на своем канале освещаю самые актуальные и непонятные юридические темы, по которым у моих клиентов или у меня возникает больше всего вопросов. Подписывайтесь на мой канал, и вы не пропустите новые статьи с подробными разборами всех юридических нюансов от практикующего юриста. Свои вопросы вы можете писать в комментариях.

Спасибо за лайк!