Приобретая любой товар, потребитель хочет получить его исправным и пригодным к употреблению.
Но ничто не вечно, и любимая стиральная машина не будет работать до конца мироздания. Однако в законодательстве установлены сроки, в течение которых права потребителя защищены. Это срок годности, гарантийный срок и срок службы.
Разберёмся с каждым из них — зачем они нужны и какие права есть у потребителя в каждом случае.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Срок годности
Устанавливая срок годности, производитель ручается, что товар будет пригоден к употреблению в течение этого срока, а его использование будет безопасно.
Срок годности в обязательном порядке устанавливается на товары, которые полностью потребляются, со временем теряют свои свойства или становятся опасными. Обычно это продукты питания, бытовая химия, косметика и лекарства. Прочие товары могут не иметь срока годности.
В случае, если вы купили какой-то продукт с неистекшим сроком годности, а он оказался некачественным, то вы можете предъявить претензии к продавцу или производителю.
Конечно, истечение срока годности не всегда означает, что продукт испортился — бывает так, что его можно употреблять и после. Но на свой страх и риск. И что-либо требовать от производителя или продавца в этом случае уже нельзя.
Срок годности начинает течь с момента производства товара.
Гарантийный срок
Это срок, в течение которого производитель или продавец обязаны выполнить требования потребителя, содержащиеся в статьях 18 и 29 закона «О защите прав потребителей» (на возврат денег, обмен, гарантийный ремонт и т. д.).
Гарантийный срок отсчитывается с момента передачи товара покупателю или с момента изготовления.
Если такой срок не установлен, то по закону он условно равен 2 годам — все претензии можно предъявлять в этот период (п. 1 ст. 19 закона).
Похожая мера действует, если гарантийный срок менее 2 лет (п. 5 ст. 19). Например, на обувь обычно устанавливается гарантия 14 или 30 дней. Если любимые кроссовки лопнули на следующий день после окончания гарантии, то это не значит, что к магазину предъявить претензии не получится.
В течение 2 лет вы имеете право на обмен или возврат, если докажете, что недостаток или причины его возникновения появились ещё до момента покупки. Например, если экспертиза покажет, что в подошве изначально имелись микротрещины или она была изготовлена с нарушением технологии производства.
На практике это реально далеко не всегда, но закон такое право вам даёт.
Срок службы
Производитель имеет право установить срок службы, в течение которого товар должен работать по назначению и быть безопасным для потребителя.
В чём разница между гарантийным сроком и сроком службы?
Предположим, вы купили стиральную машину, у которой гарантийный срок 2 года, а срок службы — 10 лет. На следующий день после истечения гарантийного срока машина сломалась.
Поскольку гарантийный срок истёк, то требовать от производителя бесплатного ремонта можно только в случае, если поломка является существенным недостатком.
К существенным недостаткам относят неисправности, которые нельзя устранить вообще или без несоразмерных затрат, а также возникающие неоднократно и даже после устранения (абз. 9 преамбулы).
В этом случае предъявить претензии к изготовителю можно даже после окончания гарантии, но в пределах срока службы.
Однако, как и с гарантийным сроком, это возможно только если вы сможете доказать, что недостаток или его причины возникли ещё до покупки товара (например, брак на производстве).
Если производитель не установил срок службы вообще, а машина сломалась после окончания гарантии, то предъявлять требования о ремонте в случае обнаружения существенного недостатка всё равно можно — на это есть как раз 10 лет (п. 6 ст. 19). Но бремя доказывания причины возникновения существенного недостатка ложится на вас.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********