Станислав Николаевич Крутась пришел в Совет ветеранов БАМа с объёмной папкой. В ней — исторические снимки, запечатлевшие его бамовскую жизнь, что пробежала, пролетела в одно мгновенье, оставив лишь воспоминания. Яркие, светлые. Одним словом, ностальгия. Слушая комментарии к пожелтевшим от времени фото, удивлялась отменной памяти ветерана. Сколько лет прошло, а многих бамовцев помнит, называя по именам и фамилиям.
Станислав Крутась многие годы был монтёром пути. Сначала – на Юго-Западной железной дороге, куда для прохождения практики был принят монтёром пути 1 разряда. Через год ему был присвоен уже 4 разряд. После армии вернулся на родину, в город Сызрань. Работал в СМП-168 треста «Куйбышевтрасстрой» строительным мастером.
А потом решил поехать на БАМ. Без комсомольской путевки, сам. Техник-строитель. Окончил железнодорожный техникум. Кому, как не ему, хотелось испытать себя в Большом деле? А на стройку ехали со всех союзных республик огромной тогда страны. И как без него?
— В Свердловске познакомился с людьми, которые из этих краёв были, — вспоминает Станислав Николаевич. Широкоплечий, сильный, не зря столько лет путейским молотком упражнялся. Говорит спокойно, размеренно. А глаза грустные - грустные (полгода назад простился с любимой супругой). - Приехал на стройку в 1975 году, с 1 апреля начал работать в УПТК треста « ЛенаБАМстрой ». Я вам фото только что демонстрировал, как костыли в шпалы забиваю. А когда организовали бригаду, пригласили меня мастером. Начинали укладку пути на «Лене-Восточной», потом, когда мост открыли, перешли на Чудничный .
Вспоминает, каким радостным был момент, когда уложили последнее звено до Звездного. Шел 1975 год. Ночью это было. Все собрались, поздравляли друг друга. А утром по этим рельсам прошел первый поезд! Когда построили первый железнодорожный мост, это был тоже особенный праздник для всех! Вспоминает самого справедливого начальника участка Валентина Петровича Куликова, с которым работал. Еще добрым словом Станислав Николаевич помянул Николая Ивановича Паленного, с которым в своё время тоже трудился в СМП-288.
— А это мы в 1984 году приехали на курсы повышения квалификации в Новосибирский институт железнодорожного транспорта, — объясняет он мне, показывая очередное коллективное фото.
— Я тоже там училась, только в 1988 году, — задумчиво говорит Лариса Норина, внимательно разглядывая предоставленные ветераном снимки.
На БАМе Станислав познакомился с будущей супругой. Девушка тоже работала монтёром пути. В 1979 году сыграли скромную свадьбу. Дочка родилась. В Москве сейчас живет, врач. Трое внуков. Только вот его Галины больше нет рядом.
Принимал активное участие в строительстве вторых путей. Постоянно бывал в командировках. Занимался электрификацией станций. А потом стал осваивать нефтяные месторождения Севера: Чонское , Дулисьма, Даниловское.
— Сначала площадку готовили, лес валили, буровую ставили. Нужно было и тротуары построить, и вагончики установить. Одним словом, обустроить вахтовый поселок. Потом уже буровикам сдавали. Я прорабом девять лет работал, а потом решил отдыхать. Впрочем, ночным сторожем и сейчас работаю.
— БАМ для вас - это ...
— Самая могучая стройка Советского Союза. Всё правильно было задумано для освоения Сибири. Так и должно быть. Не как сейчас. Сунулись месторождение осваивать, а все побочное сжигают. Разве так делается? Факела горят, экология страдает. Сейчас снова оказалось, что БАМ нужен, а народ-то сбежал.
— Чем, кроме работы, занимались на БАМе? Спорт, художественная самодеятельность?
— И спортом занимался, и строил БАМ. И лыжные пробежки делали, и футбольная команда у нас была. Все были заняты. В мероприятиях разных участвовали. Комсомольско-молодежные свадьбы проводили. Весело жили, дружно. Молодежь к чему-то стремилась. Работали ударно. В кино ходили, на танцплощадку после работы бегали. Хоккейную коробку, помню, построили, где соревнования межрайонные проводили.
БАМ для Станислава Николаевича — лучшая часть его биографии. Ему есть что и кого вспомнить. Всем бамовцам желает здоровья и благополучия. И, конечно, чаще встречаться.
Спасибо, что читаете)))