Друзья, по многочисленным просьбам начинаем обзор данной компании. Итак, OR GROUP (ранее «Обувь России») — современная торговая платформа, которая объединяет маркетплейс westfalika.ru, экосистему сервисов и сеть торговых и сервисных точек под брендом Westfalika.
Структура акционерного капитала (всего 113,06 млн. шт.):
• 50% — Титов А.М. — предприниматель из Новосибирска, основавший компанию. Имеет несколько наград из разряда "самый успешный молодой предприниматель";
• 48% — free-float;
• 2,0% — другие акционеры.
На что стоит обратить внимание? Во-первых, у Титова не 50%+1 акция, как это часто делается у отечественных компаний, а ровно 50% акций. Формально, Титов не имеет абсолютного большинства, однако сложно представить ситуацию, когда проголосуют абсолютно все акционеры. Во-вторых, почти никто из менеджмента не владеет акциями компании.
Сегменты бизнеса:
Розничные продажи обуви, аксессуаров и сопутствующих товаров
Из названия сегмента предельно понятно, чем он занимается. У компании имеется довольного много каналов продаж, на которых мы сейчас и остановимся. Они представляют собой 5 розничных сетей и несколько брендов в формате shop-in-shop (когда вы идете по ТЦ, посередине коридора стоят мини-магазины, вот это нечто подобное).
Хотим также отметить, что компания была основана в Новосибирске предпринимателем из этого города. По всей стране представлена только Westfalika, остальные каналы продаж являются локальными, сибирскими, поэтому наша аудитория из центральных и дальневосточных регионов вряд ли слышала о них.
Магазины:
- Westfalika — основной бренд группы, ведущий свою историю с 1993г. Целевая аудитория — женщины в возрасте 30-50 лет. Все обувь сети создается в европейском стиле, а производится только из натуральной кожи и меха. Помимо обуви здесь продаются сопутствующие товары: одежда, кожгалантерея, сумки, чулочно-носочные изделия, средства по уходу за обувью. Сейчас у компании более 550 магазинов в >300 городах России.
- Пешеход — обычный обувной магазин, запущенный в 2006 году. Здесь продается обувь как под маркой самого "Пешехода", так и под марками других брендов компании. Целевая аудитория — люди 20-60 лет, предпочитающие активный образ жизни. Сейчас у компании порядка 47 магазинов.
- Emilia Estra — обувные магазины формата shoes boutique, представляет модную и ультрамодную женскую обувь и аксессуары. Целевая аудитория — молодые девушки. Мы посмотрели пару моделей, вроде, выглядит действительно стильно. Сейчас у компании 8 магазинов сети, каждый из которых имеет площадь 100-150 м2.
- Rossita — магазины для всей семьи, отличительной чертой которых является продажа обуви не только от самой компании, но и под европейскими брендами. Здесь также много сопутствующих товаров типа сумок, одежды, аксессуаров. С 2015г у данной сети появился свой интернет-магазин, в котором также продается продукция под марками Emilia Estra и Lisette. Сейчас у Rossita 31 магазин в 13 городах России.
- Lisette — небольшие салоны обуви, выполненные в едином стиле. Обувь производится в французском стиле, а особые технологии ее производства позволяют добиваться большей удобности и легкости при носке. Сейчас — 117 магазинов.
Производство:
Компания имеет 2 производственные площадки: в Новосибирске и Новосибирской области. Как заявляет сама компания, ее фабрика является одной из самых передовых с точки зрения технологий и используемого оборудования в нашей стране. «Обувь России» производит ассортимент для собственной розницы, а также изготавливает обувь по заказам других торговых сетей. У компании 5 производственных линий:
- Производство обуви с клеевым методом подошвы из натуральной кожи;
- Производство комплектующих и деталей низа обуви;
- Производство обуви из ЭВА (вспененного этиленвинилацетата - рыбацкие сапоги);
- Производство обуви литьевым методом (после покупки компании S-TEP);
- Производство спецобуви методом горячей вулканизации резины на заготовку.
Бренды компании:
- all.go — повседневный бренд: пляжная, летняя, садовая, спортивная и прогулочная обувь. Частично производится на фабрике компании в Новосибирске.
- S-TEP — повседневный бренд, практичная обувь для повседневной носки, в том числе, стиля полуспорт. Если хотите, можете посмотреть видео о том, как устроено производство.
- Snow Guard — бренд верхней одежды. Изначально производились вещи только для зимнего сезона, сейчас линейка расширена — можно купить товары на более теплое время. Обращаем внимание, что это уже не обувь. Однако, как мы поняли, Обувь России не производит самостоятельно товары данного бренда, их шьют в Китае.
- Medelista — обувной бренд, ориентированный на молодую женскую аудиторию. Это сандалии и босоножки ярких расцветок, а также демисезонная обувь.
- Pioneer of Arctic Travel — обувь, которая предназначена для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Производится самой компанией.
Выручка от розничной продажи (только оффлайн, в млрд. руб., в % к общей):
2017 - 7,1 (65,7%);
2018 - 6,7 (57,8%);
2019 - 6,9 (50,4%);
2020 - 3,7 (34,1%).
Выручка резко снизилась в 2020г по двум причинам: во-первых, часть ее перетянул на себя созданный маркетплейс, о котором мы скажем далее, во-вторых, сыграла злую шутку пандемия: в апреле 2020г все магазины компании были полностью закрыты, в мае и июне — частично.
Выручка от оптовых продаж (в млрд. руб., в % к общей):
2017 - 2,2 (20,6%);
2018 - 3,4 (29,3%);
2019 - 4,7 (34,3%);
2020 - 3,3 (30,4%).
Здесь проблема та же: с пандемией снизился спрос на товары Группы со стороны оптовиков.
E-COMMERCE (ОНЛАЙН ПРОДАЖИ)
Онлайн-сегмент компании представлен двумя платформами: "Продаем" и Онлайн-магазин Westfalika.ru. Суть в следующем: через первую платформу к компании может обратиться любой продавец для размещения своих товаров в онлайн-магазине Westfalika.ru. То есть обычные покупатели не имеют никакого отношения к платформе "Продаем".
Розничные клиенты осуществляют покупки через онлайн-магазин Westfalika.ru. В нем представлены все товары Обуви России, а также продукция иных производителей, которые размещаются на данном маркетплейсе. Здесь классический для этой концепции набор товаров: одежда, обувь, для дома, ремонта, мебель, посуда и так далее.
Преимущества платформы Продаем:
- Центральный склад расположен в Новосибирске, также есть 6 региональных складов. Продавец может делать завоз на один из них для продаж в конкретном локальном регионе.
- У Westfalika очень широкая сеть пунктов выдачи по всей России. Плюсом является присутствие в небольших городах.
- 3 дата-центра, работающих круглосуточно и обеспечивающих в реальном времени отчетность о реализации товара для продавца, возможность принимать решения по о движении товара.
Маркетплейс Westfalika
Компания запустила платформу чуть больше года назад, но результаты уже неплохие: более 700 партнеров, реализовано 1,5 млн. партнерских товаров, оборот маркетплейса за 10 мес. 2020г - 3,5 млрд. руб.
Выручка маркетплейса (только оффлайн, в млрд. руб., в % к общей):
2019 - 0,017;
2020 - 1,2 (11,2%).
Итого выручка от реализации товаров (в млрд. руб., в % к общей):
2017 - 9,30 (86,1%);
2018 - 10,0 (86,9%);
2019 - 11,6 (84,5%);
2020 - 8,10 (75,0%).
Видно, что выручка от реализации товаров неплохо росла на протяжении последних лет. Однако пандемия снизила продажи и выручку.
Сегмент - финансовые сервисы
Нестандартное направление деятельности для такой компании, как ОР. Сегмент построен вокруг бонусной программы лояльности "Арифметика". Помимо классических бонусов и скидок данная программа, оформляемая клубной картой, дает некоторые интересные возможности.
Первая из них — рассрочка платежа. С 2007 года компания начала предлагать услугу клиентам, с тех пор уже более 1,5 млн. клиентов воспользовались ей. В 2020г средняя сумма покупки в рассрочку составила почти 8 тыс. руб., уменьшившись на 13% г/г.
Далее вообще удивительная вещь — выдача займов. Компания предоставляет их только проверенным клиентам, которые покупали товары в рассрочку и вовремя ее погасили. Большинство клиентов берут займы до зарплаты и на текущие потребительские нужды. Так или нет, но средняя сумма займа в 2020г составила 22,5 тыс. руб. (+26% г/г), а сумма выданных займов — 5 млрд. руб.
Кредитная карта "Арифметика", на которую зачисляются займы и через которую можно оплачивать ряд товаров и услуг.
Также компания создала мобильное приложение, для управления программой лояльности, выпускает платежные браслеты, в 2018г внедрила блокчейн для защиты персональных данных клиентов.
Выручка от выдачи займов (в млрд. руб., в % к общей):
2017 - 1,5 (13,7%);
2018 - 1,5 (13,1%);
2019 - 2,1 (15,5%);
2020 - 2,7 (25,0%).
Еще хотим напоследок привести стоимость реализованных товаров — главная статья в себестоимости производства. Тоже интересная динамика.
2017 - 4,5;
2018 - 4,3;
2019 - 5,8;
2020 - 4,3.