Инвесторы иногда становятся жертвами так называемых ловушек стоимости (Value Trap), когда охотятся за акциями с дисконтом. Эти компании могут показаться многообещающими, но они разочаровывают инвесторов, поскольку в итоге не оправдывают ожиданий и приносят убытки.
Ловушка стоимости – это акции или другие инвестиции, которые кажутся дешевыми, потому что они торговались с низкими оценочными показателями.
📌Разберемся с типичными признаками таких компаний.
Компании нуждаются в катализаторах, чтобы развиваться. Если у эмитента нет новых продуктов, выручка снижается, доля рынка становиться все меньше, этой верный знак того, что это ловушка.
Достаточно вспомнить ситуацию в ритейл отрасли в США, где из-за острой конкуренции со стороны Amazon, многим игрокам сложно сохранять рентабельность. Важно понять, насколько компания готова трансформировать свой бизнес.
📌Избыточная долговая нагрузка и неэффективное использование капитала.
Нельзя наращивать долговую нагрузку до бесконечности. Если долг растет, а выручка падает на протяжении долгового времени, то компанию ждет судьба либо Chesapeake Energy (банкротство) либо General Electric (распродажа активов, урезание дивидендов и затем возрождение).
📌Ближайшие цели менеджмента недостижимы, и / или компания не достигла большинства целей предыдущего года.
Операционные результаты должны улучшаться в соответствии с заранее определенным планом управления. Хороший пример IBM и его 23 квартальная история падения выручки. Пока этот нисходящий тренд не будет сломлен, мы не увидим значительного роста котировок компании.
📌Варианты развития событий
Падение на дно. Бумага оказывается слабой и планомерно (или иногда резко) начинает терять в цене. Нередки случаи банкротства и делистинга. Как пример Heinz, который в период с 2017 по 2019 потерял более 60% стоимости. Компания выглядела очень дешево по мультипликаторам, большая известность с сильным брендом привлекали внимание инвесторов. Купившие акции Kraft Heinz в тот период из-за низких мультипликаторов, надеялись на скорое восстановление компании и рост, но в итоге попали в ловушку ценности.
Но в какой-то момент могут появиться новые условия и катализаторы, которые переведут данного эмитента из статуса ценностной ловушки в недооцененную компанию. Классическим примером является оживление сектора солнечной энергии в 2017 году. First Solar тогда оттолкнулся от минимумов на 130%.
📌Пример стоимостной идеи
Кофейный гигант Starbucks - пример недооцененной компании. До краха предприятие имело солидный баланс, прибыль и выручка стабильно росли. Во время кризиса 2008 года этот невероятно прибыльный бизнес снизился с максимума в 20$ за штуку в 2006 году до минимума в 3,5$ в 2008 году.
Это была уникальная возможность стать владельцем ведущего поставщика кофе на планете. Те, кто воспользовался этим, не только получали дивиденды с тех пор, но и наблюдали, как акции выросли до 110$.
Итог 📋
Хотя компания может показаться привлекательным кандидатом для инвестиций из-за низких мультипликаторов и дешевой цены, но если у нее нет предпосылок для восстановления, то вам поможет только удача (вырастет цена на сырье, компанию решат выкупить, продукт станет востребованным по внешним причинам). Именно поэтому очень важно всегда уделять внимание не только мультипликаторам, но и анализировать динамику фундаментальных показателей. И самое главное, что необходимо учитывать при инвестировании - IBM и AT&T - не плохие компании, но покупать их стоит только после того, как появятся четкие триггеры для роста: AT&T сможет получать адекватный доход от Warner и снизит долговую нагрузку, IBM переломит нисходящий тренд по выручке.