Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Кощунственная Мадонна» Аньес Сорель: первая красавица Франции, фаворитка Карла VII

Оглавление

«У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете», – говорил об Аньес Сорель папа римский Пий II.

По портретам и рисункам, дошедшим до наших дней, весьма сложно составить представление об облике первой красавицы Франции. На одних она выглядит миловидной, утончённой и изысканной, глядя на другие мы невольно задаёмся вопросом: не слишком ли своеобразными были средневековые представления о красоте?

-2

Так какой же она была – возлюбленная короля Карла VII, упрекаемая в расточительности и превозносимая за щедрость, с которой помогала беднякам; могущественная фаворитка, чьи экстравагантные наряды тщетно пытались копировать, а влияние на короля не могли ослабить?

Аньес, или Агнесса Сорель (Agnès Sorel) родилась предположительно в 1422 году в деревушке Фроманто в Турени и имела дворянское происхождение.

Карьера юной Аньес при дворе началась в возрасте 15 лет в качестве фрейлины Изабеллы Лотарингской, затем она поступила в услужение к Марии Анжуйской, супруге короля Карла VII.

Мария Анжуйская (1404–1463) – королева Франции, супруга короля Карла VII. Портрет кисти неизвестного художника
Мария Анжуйская (1404–1463) – королева Франции, супруга короля Карла VII. Портрет кисти неизвестного художника

Королева Мария слыла очень благонравной, добродетельной и достойной женщиной и родила монарху 14 детей, однако, по свидетельству современников, не отличалась внешней привлекательностью – «с лицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху». Её царственный супруг, Карл VII, пятый из двенадцати детей Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской, вошёл в историю как правитель безынициативный и нерешительный (хотя в юности отличался храбростью и стремился к лидерству), однако успевал менять фавориток как перчатки.

Карл VII Победитель (фр. Charles VII le Victorieux; 1403–1461) – король Франции (провозглашён в 1422 году, коронован в 1429 году) из династии Валуа. Портрет кисти Жана Фуке, ок. 1445–1450
Карл VII Победитель (фр. Charles VII le Victorieux; 1403–1461) – король Франции (провозглашён в 1422 году, коронован в 1429 году) из династии Валуа. Портрет кисти Жана Фуке, ок. 1445–1450

Это продолжалось до его встречи с Аньес Сорель, произошедшей, предположительно, в 1443 году. Аньес в ту пору было 20 лет, и она превратилась в цветущую голубоглазую девушку с невероятно тонкой талией, лилейной шеей, на которой сидела прелестная головка с пепельными волосами, высоко забранными и подбритыми на лбу и висках по моде того времени. Король был на 20 лет старше, и несравненная красота фрейлины произвела на него неизгладимое впечатление.

-5

Мы не знаем, как начинался этот роман, оставшийся в веках. Известно только, что Аньес Сорель стала первой любовницей короля, получившей статус официальной фаворитки. Это давало ряд преимуществ: ей прислуживали как особе королевской крови, она имела право носить длинный шлейф (в Средние века длина шлейфа соответствовала статусу женщины, поэтому длиннее шлейф был только у королевы); Аньес получила титул статс-дамы при дворе Марии Анжуйской, а также замок Боте-сюр-Марн (Beauté-sur-Marne) в дар, после чего стала называться Дама де Боте-сюр-Марн. Второе имя, которое получила придворная красавица – Dame de Beauté – Дама Красоты.

Аньес Сорель. Рисунок Жана Фуке
Аньес Сорель. Рисунок Жана Фуке

Высокий статус при дворе и покровительство монарха дали возможность прелестной Аньес оказывать влияние на политику (известно даже четверостишие короля Франциска I, в котором прекрасной фаворитке отводилась решающая роль в освобождении Франции от англичан в Столетней войне); она пресекала попытки влияния на короля бесчестных любимцев и способствовала тому, чтобы высшие государственные должности занимали достойные лица. В частности, благодаря стараниям Аньес Сорель дворянин Пьер де Брезе стал камергером Карла VII и получил главную власть в государстве.

-7

Энеа Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II, так писал в своих мемуарах о безграничной власти, которую имела возлюбленная над королём Карлом VII: «Во время трапезы, в постели, на королевском совете она всегда должна была быть вместе с ним».

Читайте также:👑

Красавица Аньес стала законодательницей мод при дворе: именно ей приписывают такое новшество, как ношение платьев с асимметричным декольте и одной обнажённой грудью, она же ввела в обиход ношение бриллиантов некоронованными особами. Фаворитка короля получала изысканные ткани из Леванта, а также меха, драгоценности и предметы роскоши. Шлейф её платья, отороченный соболем, имел длину 5 метров, и священники называли его «хвостом дьявола».

Хронист Жорж Шателен писал: «Она носила шлейфы, на целую треть превосходившие по длине шлейфы принцесс этого королевского дома, а головные уборы ее были в полтора раза выше допустимого, платья же – непомерно дороги». Жан Фуке. Портрет Аньес Сорель
Хронист Жорж Шателен писал: «Она носила шлейфы, на целую треть превосходившие по длине шлейфы принцесс этого королевского дома, а головные уборы ее были в полтора раза выше допустимого, платья же – непомерно дороги». Жан Фуке. Портрет Аньес Сорель

Жан Жювеналь де Урсин, архиепископ Реймский, сетовал королю: «Вся эта пышность со шлейфами, замысловатыми причёсками, цепями, драгоценными камнями и другими украшениями вызвала недовольство Бога и людей. Вы только приобретете ненависть своего народа... Женщина прекрасна лишь настолько, насколько она остается простой. Показывать грудь только возбуждать соратников, и Бог накажет за это и её, и вас, и ваш народ!»

Жан Фуке, «Меленский диптих», 1450. Картина состоит из двух частей, которые в настоящее время находятся в разных городах: левая створка – в Берлине, правая – в Антверпене
Жан Фуке, «Меленский диптих», 1450. Картина состоит из двух частей, которые в настоящее время находятся в разных городах: левая створка – в Берлине, правая – в Антверпене

Кстати, на знаменитой картине Жана Фуке «Меленский диптих», созданной примерно в 1450 году, прообразом Мадонны стала знаменитая возлюбленная Карла VII. Полотно заказал художнику королевский секретарь, государственный деятель и дипломат Этьен Шевалье – он изображён на левой створке диптиха рядом со своим покровителем Святым Стефаном, легко узнаваемым по Евангелию в его руке и камню, одним из которых он был забит до смерти.

-10

В облике Мадонны мы видим черты первой красавицы Средневековья: высокий лоб, белую кожу, тонкую талию, нежные черты лица и тот самый расшнурованный корсаж, обнажающий грудь. По причине такого вольного трактования образа девы Марии некоторые искусствоведы называют картину «кощунственной Мадонной».

-11

Аньес Сорель родила королю трёх дочерей, которые получили титул filles de France и знатную фамилию рода Валуа. Все три дочери сделали блестящие партии: Мария Маргарита Валуа (1444–1473) вышла замуж за Оливера де Коэтиви, графа Тайбура; Шарлотта Валуа (1446–1477) – за Жака де Брезе, графа Молеврье. Их сын Луи де Брезе был мужем знаменитой красавицы и куртизанки Дианы де Пуатье, любовницы короля Генриха II, боготворимой им, хотя она и была старше монарха на 20 лет. Наконец, Жанна Валуа (1448–1467) сочеталась браком с Антуаном де Бюэй, графом Сансерр, сеньором де Бюэй, сыном Жана V де Бюэя, адмирала Франции.

-12

Зимой 1450 года, будучи беременной четвёртым ребёнком, Аньес Сорель отправилась из Шинона в Жюмьеж, где в это время находился Карл VII. Ничто не предвещало беды, но внезапно Аньес почувствовала себя плохо: её мучили сильные боли в желудке, и менее чем через трое суток, 9 февраля 1450 года, она скончалась в возрасте 28 лет.

Первоначально считалось, что причиной стала дизентерия, однако в 2005 году судебно-медицинский эксперт Филипп Шарлье обнаружил в тканях высокое содержание ртути. Трудно сказать, было ли это следствием преступного умысла или роковой случайности, поскольку в те времена ртуть добавлялась в косметику и даже в лекарства – в частности, снадобье, облегчающее роды.

-13

Прекрасная возлюбленная Карла VII упокоилась в церкви Сен-Ур замка Лош (Collegiale Saint-Ours de Loche).

Collegiale Saint-Ours de Loche
Collegiale Saint-Ours de Loche

Саркофаг из чёрного мрамора украшает белое надгробие: Аньес изображена с молитвенно сложенными руками, два ангела оберегают её вечный сон, а у ног лежат жертвенные агнцы.

-15
-16

Автором изваяния считается скульптор Жак Морель, которому удалось передать ангельскую красоту знаменитой француженки и придать её чертам выражение безмятежности и умиротворения.

-17

В 2005 году учёным удалось восстановить внешность Аньес Сорель.

-18

Теперь мы знаем, как в действительности выглядела первая красавица французского королевства, о которой её венценосный покровитель, король Карл VII, сказал: «Я взошёл на престол милостью Бога, но создал себя королём милостью прекрасной Аньес».

-19

Вас может заинтересовать:

Новогодний Питер-2020: Ноги – не роскошь/Старые знакомые/Вперёд, в прошлое!
ГалопомПоЕвропам19 декабря 2021

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

-20
-21
-22