«У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете», – говорил об Аньес Сорель папа римский Пий II.
По портретам и рисункам, дошедшим до наших дней, весьма сложно составить представление об облике первой красавицы Франции. На одних она выглядит миловидной, утончённой и изысканной, глядя на другие мы невольно задаёмся вопросом: не слишком ли своеобразными были средневековые представления о красоте?
Так какой же она была – возлюбленная короля Карла VII, упрекаемая в расточительности и превозносимая за щедрость, с которой помогала беднякам; могущественная фаворитка, чьи экстравагантные наряды тщетно пытались копировать, а влияние на короля не могли ослабить?
Аньес, или Агнесса Сорель (Agnès Sorel) родилась предположительно в 1422 году в деревушке Фроманто в Турени и имела дворянское происхождение.
Карьера юной Аньес при дворе началась в возрасте 15 лет в качестве фрейлины Изабеллы Лотарингской, затем она поступила в услужение к Марии Анжуйской, супруге короля Карла VII.
Королева Мария слыла очень благонравной, добродетельной и достойной женщиной и родила монарху 14 детей, однако, по свидетельству современников, не отличалась внешней привлекательностью – «с лицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху». Её царственный супруг, Карл VII, пятый из двенадцати детей Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской, вошёл в историю как правитель безынициативный и нерешительный (хотя в юности отличался храбростью и стремился к лидерству), однако успевал менять фавориток как перчатки.
Это продолжалось до его встречи с Аньес Сорель, произошедшей, предположительно, в 1443 году. Аньес в ту пору было 20 лет, и она превратилась в цветущую голубоглазую девушку с невероятно тонкой талией, лилейной шеей, на которой сидела прелестная головка с пепельными волосами, высоко забранными и подбритыми на лбу и висках по моде того времени. Король был на 20 лет старше, и несравненная красота фрейлины произвела на него неизгладимое впечатление.
Мы не знаем, как начинался этот роман, оставшийся в веках. Известно только, что Аньес Сорель стала первой любовницей короля, получившей статус официальной фаворитки. Это давало ряд преимуществ: ей прислуживали как особе королевской крови, она имела право носить длинный шлейф (в Средние века длина шлейфа соответствовала статусу женщины, поэтому длиннее шлейф был только у королевы); Аньес получила титул статс-дамы при дворе Марии Анжуйской, а также замок Боте-сюр-Марн (Beauté-sur-Marne) в дар, после чего стала называться Дама де Боте-сюр-Марн. Второе имя, которое получила придворная красавица – Dame de Beauté – Дама Красоты.
Высокий статус при дворе и покровительство монарха дали возможность прелестной Аньес оказывать влияние на политику (известно даже четверостишие короля Франциска I, в котором прекрасной фаворитке отводилась решающая роль в освобождении Франции от англичан в Столетней войне); она пресекала попытки влияния на короля бесчестных любимцев и способствовала тому, чтобы высшие государственные должности занимали достойные лица. В частности, благодаря стараниям Аньес Сорель дворянин Пьер де Брезе стал камергером Карла VII и получил главную власть в государстве.
Энеа Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II, так писал в своих мемуарах о безграничной власти, которую имела возлюбленная над королём Карлом VII: «Во время трапезы, в постели, на королевском совете – она всегда должна была быть вместе с ним».
Читайте также:👑
Красавица Аньес стала законодательницей мод при дворе: именно ей приписывают такое новшество, как ношение платьев с асимметричным декольте и одной обнажённой грудью, она же ввела в обиход ношение бриллиантов некоронованными особами. Фаворитка короля получала изысканные ткани из Леванта, а также меха, драгоценности и предметы роскоши. Шлейф её платья, отороченный соболем, имел длину 5 метров, и священники называли его «хвостом дьявола».
Жан Жювеналь де Урсин, архиепископ Реймский, сетовал королю: «Вся эта пышность со шлейфами, замысловатыми причёсками, цепями, драгоценными камнями и другими украшениями вызвала недовольство Бога и людей. Вы только приобретете ненависть своего народа... Женщина прекрасна лишь настолько, насколько она остается простой. Показывать грудь – только возбуждать соратников, и Бог накажет за это и её, и вас, и ваш народ!»
Кстати, на знаменитой картине Жана Фуке «Меленский диптих», созданной примерно в 1450 году, прообразом Мадонны стала знаменитая возлюбленная Карла VII. Полотно заказал художнику королевский секретарь, государственный деятель и дипломат Этьен Шевалье – он изображён на левой створке диптиха рядом со своим покровителем Святым Стефаном, легко узнаваемым по Евангелию в его руке и камню, одним из которых он был забит до смерти.
В облике Мадонны мы видим черты первой красавицы Средневековья: высокий лоб, белую кожу, тонкую талию, нежные черты лица и тот самый расшнурованный корсаж, обнажающий грудь. По причине такого вольного трактования образа девы Марии некоторые искусствоведы называют картину «кощунственной Мадонной».
Аньес Сорель родила королю трёх дочерей, которые получили титул filles de France и знатную фамилию рода Валуа. Все три дочери сделали блестящие партии: Мария Маргарита Валуа (1444–1473) вышла замуж за Оливера де Коэтиви, графа Тайбура; Шарлотта Валуа (1446–1477) – за Жака де Брезе, графа Молеврье. Их сын Луи де Брезе был мужем знаменитой красавицы и куртизанки Дианы де Пуатье, любовницы короля Генриха II, боготворимой им, хотя она и была старше монарха на 20 лет. Наконец, Жанна Валуа (1448–1467) сочеталась браком с Антуаном де Бюэй, графом Сансерр, сеньором де Бюэй, сыном Жана V де Бюэя, адмирала Франции.
Зимой 1450 года, будучи беременной четвёртым ребёнком, Аньес Сорель отправилась из Шинона в Жюмьеж, где в это время находился Карл VII. Ничто не предвещало беды, но внезапно Аньес почувствовала себя плохо: её мучили сильные боли в желудке, и менее чем через трое суток, 9 февраля 1450 года, она скончалась в возрасте 28 лет.
Первоначально считалось, что причиной стала дизентерия, однако в 2005 году судебно-медицинский эксперт Филипп Шарлье обнаружил в тканях высокое содержание ртути. Трудно сказать, было ли это следствием преступного умысла или роковой случайности, поскольку в те времена ртуть добавлялась в косметику и даже в лекарства – в частности, снадобье, облегчающее роды.
Прекрасная возлюбленная Карла VII упокоилась в церкви Сен-Ур замка Лош (Collegiale Saint-Ours de Loche).
Саркофаг из чёрного мрамора украшает белое надгробие: Аньес изображена с молитвенно сложенными руками, два ангела оберегают её вечный сон, а у ног лежат жертвенные агнцы.
Автором изваяния считается скульптор Жак Морель, которому удалось передать ангельскую красоту знаменитой француженки и придать её чертам выражение безмятежности и умиротворения.
В 2005 году учёным удалось восстановить внешность Аньес Сорель.
Теперь мы знаем, как в действительности выглядела первая красавица французского королевства, о которой её венценосный покровитель, король Карл VII, сказал: «Я взошёл на престол милостью Бога, но создал себя королём милостью прекрасной Аньес».