Когда была маленькой, я любила слушать сказки перед сном. Комнату укутывали синие сумерки, по потолку пробегали отражения окон, искажённые фарами проезжающих машин, и ласковый голос моего деда начинал рассказывать: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Сегодня я поведаю вам историю, похожую на сказку. Я услышала её во время своего путешествия в замок Карлштейн. Вся поездка от момента, как я вышла из автобуса в одноимённой деревушке Карлштейн и до момента, как спустилась со скалы, на которой возвышается королевский замок, осталась в памяти как удивительная поездка в Зазеркалье, мирно существующее в каком-то далёком ином измерении.
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве…
Жил-был король Карл IV. Правил он Германией, Чехией, да к тому же являлся ещё и императором Священной Римской империи. В общем, как говаривал один мой знакомый, «занимал пост царя».
В 1348 году король Карл решил построить на известковой скале над рекой Бероунка летнюю резиденцию, а я ни много ни мало спустя почти 670 лет решила её посетить.
Местечко под названием Карлштейн, над которым возвышается королевский замок, с первых минут располагает к себе.
Пасторальная атмосфера, уют, неспешность, прелестные красочные домики с аккуратными палисадниками, из которых выглядывают яркие венчики цветов, а розы приветственно свешивают свои длинные плети через забор – всё настраивает на улыбчивый лад.
Даже окна словно усмехаются всеми своими стёклами, в которых отражаются осенние цветы, а за некоторыми окошками видны занимательные безделушки, кувшины, скульптурки.
Идёшь вдоль улицы, у тебя улыбка до ушей, у разноцветных рожиц за окошком улыбки до ушей – всё вокруг улыбается.
Только на площади большие лошади, запряжённые в повозки, сохраняют серьёзный вид, да и они, если присмотреться, тоже в хорошем настроении.
Я пешеход в десятом поколении, мне повозки не нужны. Там, где не Эверест и не Васюганские болота – я на своих двоих.
Снизу, из деревушки, открывается потрясающий панорамный вид на замок Карлштейн.
Он расположился уступами на скальных террасах и выглядит одновременно мощно, гармонично и сказочно.
Особенно мне понравились зубчатые стены и флаги. Полное ощущение, что король всё ещё живёт в замке.
Пока мы поднимаемся к замку, вернусь к обстоятельствам жизни Его Величества.
Скажу вам честно, впечатлил меня не так сам король, как его четыре жены (замечу в скобках, четыре их было не одновременно, а в хронологической последовательности).
То, что поведала тогда гид о каждой из этих женщин, произвело на меня неизгладимое впечатление. Наверное, совпало несколько факторов: гид была талантливой рассказчицей и хорошо знала исторические факты; окружающая действительность – зубчатые стены замка, лестницы, интерьеры, изображения короля и его жён так хорошо наложились на рассказ гида, что у меня было полное ощущение частичного выпадения из реальности и последующего счастливого возвращения обратно.
Первой женой Карла Люксембургского стала Бланка Валуа – младшая дочь Карла де Валуа и Матильды Шатильон. Она была знатна (в роду – правители Франции, Англии, Бретани), родила королю троих детей, первый из которых, единственный сын, умер в младенчестве, успела стать королевой Чехии, но не дожила до коронования как королева Германии. Она умерла в 32 года при невыясненных обстоятельствах.
Вторая жена – Анна Баварская, или Анна Пфальцская, стала-таки королевой Германии и Богемии, родила королю единственного сына Венцеля, который умер спустя год. Больше детей у неё не было, и сама она скончалась в возрасте 23-х лет.
Итак, король карл стал вдовцом во второй раз и всё ещё не имел наследника. Это называется «что такое не везёт и как с этим бороться». С королями такая беда тоже случается.
И вот тут-то события начали разворачиваться самым неожиданным образом. Анна Свидницкая, дочь Генриха II Свидницко-Яворского, принадлежавшего к силезской ветви династии Пястов, в возрасте 11 лет была помолвлена с малышом Венцелем, сыном Карла IV от брака с Анной Пфальцской. Однако ребёнок вскоре умер, а следом скончалась и его мать, и тут-то Карл решил сам жениться на Анне. История свидетельствует, что этот брак был необходим королю в государственных целях – для подчинения чешской короне силезских княжеств (невеста являлась наследницей силезских земель). Но я думаю, не последнюю роль сыграло то, что юная Анна Свидницкая была изумительно хороша собой.
Ей было всего 14 лет, когда она пошла под венец с 37-летним Карлом Люксембургским, и уже тогда было видно, что из прелестной девушки вырастет настоящая красавица. Анна была не только красива, но и скромна. Воспитанная в аристократической среде при дворе в Будапеште, она имела прекрасные манеры, была умна и начитанна. На протяжении всех 9-ти лет брака Анна была поддержкой королю, и, хотя была лишена тщеславия и амбиций и не вмешивалась в политические и государственные дела мужа, не исключено, что Карл прислушивался к её мнению.
Именно Анна Свидницкая первая из королевских жён стала королевой Чехии, Германии и императрицей Священной Римской империи. Она родила Карлу дочь Елизавету, названную в честь матери короля Элишки Пржемысловны, и сына Вацлава (Венцеля) – наследника престола, а всего через год умерла в тяжёлых родах в возрасте всего лишь 23-х лет. Анна Свидницкая похоронена в Праге, в соборе Святого Вита.
Карл искренне любил свою прелестную жену, и эта смерть стала для него тяжелейшим ударом.
Но что делать, королю непозволительно надолго погружаться в скорбь, он должен думать о государственных делах. И вот всего лишь через год после смерти нежной и незабвенной Анны Свидницкой король Карл заключил брак с Елизаветой (Элишкой) Померанской. Её родителями были герцог Богуслав V и Елизавета, дочь польского короля Казимира III.
Невесте 16 лет, жениху – 47. Брак заключён по политическим мотивам, так как Карлу необходимо было разбить античешскую коалицию, созданную австрийским герцогом Рудольфом IV.
Элишка Померанская (используется также вариант произношения «Поморжанская») была полной противоположностью хрупкой и изысканной Анне Свидницкой. Четвёртая королева отличалась отменным здоровьем и недюжинной силой. По всей Европе ходили легенды, как по просьбе своего супруга короля Карла на шумных разудалых пирах Элишка руками разрывала кольчуги, ломала мечи и подковы. Она скакала на лошади и способна была в отсутствие Карла собрать армию, чтобы отразить нападение противника.
За годы супружества Елизавета родила Карлу шестерых детей. Однако дети, рождённые в этом браке, имели весьма призрачные шансы на королевский и императорский престол: накануне коронации Элишки на Чешское царство Карл IV короновал Вацлава, своего двухлетнего сына от брака с Анной Свидницкой, отдав ему трон Королевства Богемия. Таким образом был кардинально решён вопрос о возможных притязаниях будущих детей Елизаветы и Карла на престол.
Елизавете удалось установить с царственным супругом добрые и крепкие отношения, но оказывать влияния на его политику она не смогла. Она пережила мужа на 15 лет и похоронена рядом с ним в крипте Собора Святого Вита, как и её предшественницы – Бланка Валуа, Анна Пфальцская и Анна Свидницкая.
Пока я рассказывала, мы поднялись к замку Карлштейн.
Карлштейн - замок-крепость, настоящая неприступная твердыня.
Странно, но это мощное сооружение без изысков и украшений затронуло мои чувства больше, чем, например, элегантный «Чешский Виндзор» – замок Глубока-над-Влтавой.
Не знаю, в чём секрет Карлштейна, но я смотрю на эти глухие стены, крохотные окошки, башни и арочные переходы – и время словно начинает плавиться, видоизменяться, как «восьмёрка» бесконечности.
Как будто общий временной круг скручивается в символ бесконечности, и то, что было настоящим, в точке пересечения вдруг становится прошлым, а прошлое занимает место настоящего.
Карлштейн построен «ступеньками», то есть каждое последующее здание возвышается над предыдущим.
Замок спроектирован Матьё Аррасским – этот же архитектор является соавтором проекта Собора Святого Вита, он же начинал и его строительство, но дожил только до окончания возведения аркад и галереи.
В комплекс Верхнего замка, кроме Большой башни, входит императорский дворец и Марианская башня с костёлом Девы Марии.
Нижний замок – это ворота, бургграфство и внутренний двор.
И, наконец, самый нижний уровень – Колодезная башня.
Я была там, видела колодец – вертикальный туннель глубиной 78 метров и ворот, вращение которого поднимало воду из этой королевской преисподней.
Гулять по территории замка – отдельное удовольствие, потому что с высоты крепостных стен открываются невероятные виды на окрестности.
Куда ни посмотри – море зелени, колышущиеся дубравы, залитые солнцем, и красные крыши деревеньки внизу.
Кстати, стены не бутафорские и построены не ради красоты и величия: гуситы осаждали Карлштейн в XV веке в течение семи месяцев, но так и не смогли взять замок. Следующую попытку предприняли шведы в 1620 году во время Тридцатилетней войны, но и они не достигли успеха.
Что до основателя и хозяина замка, то Карл IV был для Чехии добрым королём и щедрым правителем. Именно он построил в Праге «новый город» - Nové Město, Градчаны и Карлов мост – символ Праги. Карл Люксембургский сделал Влтаву судоходной, основал университет и привлёк в Прагу художников и ремесленников. Он уделял внимание развитию виноделия, разведению рыбы – именно так появился знаменитый вкуснейший чешский карп. С именем Карла IV связан «золотой век» Чехии.
Я не случайно сказала, что поездка в Карлштейн – сказка и удовольствие от начала до конца.
Когда я стала спускаться от замка вниз, в деревушку, на моём пути оказался чудесный маленький ресторан, у входа в который на ограде сидел попугай.
Яблочно-зелёный малыш страстно желал общаться, причём ему было всё равно, с кем и по какому поводу. Он распускал крылья, приседал, пританцовывал, что-то торопливо говорил, чирикал, кряхтел и издавал ещё целую гамму звуков.
Ну как посмотреть на такое чудушко в перьях и не улыбнуться?
Спустившись вниз я, известный любитель поесть, попала в ловушку собственной жадности. Обосновалась на обед в уютном месте, заказала ассорти из мяса с гарниром – кнедликами и капустой – и ещё сырники со сметаной и вареньем. Когда мне принесли ассорти, я поняла, что тут-то я и лягу смертью героя за поеданием всего вышеперечисленного.
Я не знала, в какой момент меня настигнет погибель – над блюдом с колбасками или над тарелкой с сырниками, но сдаваться не собиралась. Слишком было вкусно.
Так причудливо переплелись на страницах одной сказки чешский король Карл IV, его четыре жены, средневековый замок, тихая деревушка и зелёный попугай.
На страницах сказки, написанной мной.
Ещё по теме:
📌"Чехия. Замок Конопиште: они жили счастливо и умерли в один день"
📌"Красоты Праги. СТРАГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ и сады: зелёная обитель"
Ранее:
📌"Италия, ciao! ЛУККА: легенды и были старого города"
📌"Португальские колориты. ЛИССАБОН: на краю Европы"
Далее:
🚢"Италия морская. Остров Эльба. Паром Пьомбино-Портоферрайо"
✅©ГалопомПоЕвропам
Присоединяйтесь к путешествиям!