Полную статью читайте здесь.
Мозговой штурм
Организации, основанные на концепции управления Six Sigma, используют различные системы и методы для анализа процессов и решения проблем. И здесь как раз имеет место быть креативному и нестандартному мышлению, поскольку именно новые идеи раздвигают существующие границы и открывают новые перспективы в текущей работе. Одним из распространённых инструментов концепции Six Sigma является метод “мозгового штурма”, который является базой для поиска и генерации нестандартных и креативных идей за самый минимальный срок.
Мозговой штурм помогает всесторонней оценке. Результативность мозгового штурма серьезно снижается, если предварительно проблема не была тщательно проанализирована, а процесс оценки решений и отбора оптимального варианта не вполне проработан.
Правила мозгового штурма
- Прояснить четкую цель или задачу мозгового штурма. Пока все участники штурма не будут иметь понимание целей и задач, идеи будут поступать беспорядочно. Здесь также важно количество, а не качество. Важно установить количество идей. Например, “давайте предложим 30 идей за 5 минут”. Такой подход повысит шансы на большее количество идей, что хорошо скажется на достижении прорыва в решении поставленной задачи.
- Слушайте других и стройте идеи вместе с другими участниками. Специалисты по мозговому штурму должны уделять внимание идеям всех участников, и ни в коем случае не отвергать идеи во время сессии штурма. Возможно, идея одного участника станет основой для необходимой идеи в другом мозгу — здесь важны абсолютно все идеи и предложения.
- Не осуждайте, не критикуйте и не комментируйте идеи других участников. Это наиболее важный ключ к успеху данной методики. Если зациклиться на обсуждении одной идеи, то новые идеи могут не попасть на повестку дня.
- Избегайте самокритику. Самые коварные мысли, осуждающие вашу идею находятся только в вашей голове! Запомните важное правило: даже самая глупая идея может стать ключевой для другого мозга и дать основу для гениальной идеи!
Порядок проведения мозгового штурма
- Соберите группу людей, участвующих в мозговом штурме.
- Пересмотрите, точно ли определена поставленная проблема или решаемая задача.
- Проясните команде суть и цели решаемой проблемы или задачи. При необходимости предоставьте всю важную задачу, чтобы всем был понятен решаемый вопрос.
- Дайте несколько минут тишины, чтобы каждый мог подумать о проблеме и записать свои идеи: для простоты дальнейшего сбора и консолидации информации, дайте указания группе записывать свои идеи на стикеры или небольшие листы бумаги;
поощряйте креативность и фантазию — ни одна идея не может быть бесполезной для мозгового штурма. - После того, как все закончат писать идеи — соберите их:каждый по кругу высказывает по одной идее (либо каждый может высказать сразу все свои идеи).
- уделите внимание каждой идее. если они написаны на стикерах, соберите их и наклейке на доску;
- если каждый высказывается вслух, можно записывать идеи на доску, где все могут их видеть;
- если метод мозгового штурма проводится для анализа коренных причины (например, для DMAIC ), то стикеры с идеями лучше сразу помещать на причинно-следственные диаграммы.
- Не начинайте обсуждать идеи до тех пор, пока они все не будут собраны. Допускаются только поясняющие вопросы.
- Группа участников может записывать вновь возникающие идеи в ходе проведения мозгового штурма и передавать их на доску (или озвучивать).
- Круговой сбор идей должен продолжаться до тех пор, пока они не закончатся. - Распределите похожие идеи или решению по группам.
ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ: