Найти в Дзене
Quality Business

Метод мозгового штурма в бережливом производстве

Оглавление

Полную статью читайте здесь.

Мозговой штурм

Организации, основанные на концепции управления Six Sigma, используют различные системы и методы для анализа процессов и решения проблем. И здесь как раз имеет место быть креативному и нестандартному мышлению, поскольку именно новые идеи раздвигают существующие границы и открывают новые перспективы в текущей работе. Одним из распространённых инструментов концепции Six Sigma является метод “мозгового штурма”, который является базой для поиска и генерации нестандартных и креативных идей за самый минимальный срок.

Мозговой штурм помогает всесторонней оценке. Результативность мозгового штурма серьезно снижается, если предварительно проблема не была тщательно проанализирована, а процесс оценки решений и отбора оптимального варианта не вполне проработан.

Правила мозгового штурма

  1. Прояснить четкую цель или задачу мозгового штурма. Пока все участники штурма не будут иметь понимание целей и задач, идеи будут поступать беспорядочно. Здесь также важно количество, а не качество. Важно установить количество идей. Например, “давайте предложим 30 идей за 5 минут”. Такой подход повысит шансы на большее количество идей, что хорошо скажется на достижении прорыва в решении поставленной задачи.
  2. Слушайте других и стройте идеи вместе с другими участниками. Специалисты по мозговому штурму должны уделять внимание идеям всех участников, и ни в коем случае не отвергать идеи во время сессии штурма. Возможно, идея одного участника станет основой для необходимой идеи в другом мозгу — здесь важны абсолютно все идеи и предложения.
  3. Не осуждайте, не критикуйте и не комментируйте идеи других участников. Это наиболее важный ключ к успеху данной методики. Если зациклиться на обсуждении одной идеи, то новые идеи могут не попасть на повестку дня.
  4. Избегайте самокритику. Самые коварные мысли, осуждающие вашу идею находятся только в вашей голове! Запомните важное правило: даже самая глупая идея может стать ключевой для другого мозга и дать основу для гениальной идеи!

Порядок проведения мозгового штурма

  1. Соберите группу людей, участвующих в мозговом штурме.
  2. Пересмотрите, точно ли определена поставленная проблема или решаемая задача.
  3. Проясните команде суть и цели решаемой проблемы или задачи. При необходимости предоставьте всю важную задачу, чтобы всем был понятен решаемый вопрос.
  4. Дайте несколько минут тишины, чтобы каждый мог подумать о проблеме и записать свои идеи: для простоты дальнейшего сбора и консолидации информации, дайте указания группе записывать свои идеи на стикеры или небольшие листы бумаги;
    поощряйте креативность и фантазию — ни одна идея не может быть бесполезной для мозгового штурма.
  5. После того, как все закончат писать идеи — соберите их:каждый по кругу высказывает по одной идее (либо каждый может высказать сразу все свои идеи).
    - уделите внимание каждой идее. если они написаны на стикерах, соберите их и наклейке на доску;
    - если каждый высказывается вслух, можно записывать идеи на доску, где все могут их видеть;
    - если метод мозгового штурма проводится для анализа коренных причины (например, для
    DMAIC ), то стикеры с идеями лучше сразу помещать на причинно-следственные диаграммы.
    - Не начинайте обсуждать идеи до тех пор, пока они все не будут собраны. Допускаются только поясняющие вопросы.
    - Группа участников может записывать вновь возникающие идеи в ходе проведения мозгового штурма и передавать их на доску (или озвучивать).
    - Круговой сбор идей должен продолжаться до тех пор, пока они не закончатся.
  6. Распределите похожие идеи или решению по группам.

ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ:

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

LEAN PRODUCTION

KEY PERFOMANCE INDICATORS