Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Очень простая инструкция для разбора слова по составу - Морфемный разбор в помощь второклашке

Оглавление

Разбор слова по составу - это очень просто, элементарщина. Частей слова ведь всего 5 (даже почти 4): приставка, корень, суффикс, окончание. А всё вместе, кроме окончания - это основа.

Чего тут сложного, казалось бы.

Проблема в том, что в школе все эти части слова учат и отрабатывают по-отдельности. То суффиксы отдельно ищем, то окончания... И у ребенка не складывается общая картинка - что из себя представляет состав слова. Ему начинает казаться, что это - эдакая игра в угадайку: угадай суффикс, угадай приставку, угадай часть речи.

Интересно, что даже если ребенок хорошо разбирается в частях речи, задания типа "найди суффикс" могут поставить его в тупик, потому что, в отличие от корня, суффикс - это "бессмысленный набор буковок". Пойди угадай, какие именно буковки относятся к этому "треугольничку".

В этой статье предложу схему разбора по составу, применяя которую ребенок всегда - независимо от типа задания - сможет легко разбирать по составу все части речи.

Что нужно знать о частях слова, прежде чем делать разбор

Самое главное - нужно запомнить, что части слова не существуют в изоляции: они все связаны друг с другом. Ну конечно - слово-то одно. Поэтому...

Когда-нибудь ваш второклашка наберется солидного опыта в выявлении любых суффиксов с первого взгляда.

А пока - даже если в задании написано "найди суффикс", для корректного определения этого суффикса нужно сделать разбор полностью. Сначала найди все части слова, а потом среди них вычислить - и уже отметить в тетради только суффикс.

В ближайшие дни я выпущу отдельную статью именно про суффиксы.
Здесь же замечу, что, конечно, не нужно полностью разбирать слово по составу, если ваш второклашка безошибочно узнал суффикс "-еньк-", например, и ни с чем его никогда не перепутает.
Просто знания о конкретных суффиксах у второклашек редко возникают сами по себе - в связи с этим и возникла рекомендация про полный разбор.

Итак, договорились: для того, чтобы корректно выделить какую-то часть речи, нужно разобрать по составу всё слово.

Теперь двигаемся по схеме.

1. Находим корень

Сначала найдем самое главное - и самое простое.

Чтобы найди корень, нужно придумать похожие слова.

Почитайте эту мою статью про однокоренные слова и формы слова - и обратите внимание: для поиска корня нам нужны НЕ ФОРМЫ одного слова, а именно ОДНОКОРЕННЫЕ слова.

Напр., разбирая слово "подарок" - для поиска корня нам нужно НЕ "подарку, подарком", а "дар, дарить, задарить, подарить".

"Ударить". Лол :-) Поменяли приставку - и вуа-ля :-)
Реальная история про то, как НЕ НАДО искать однокоренные - расскажу в отдельной статье про приставки.

Итак, подбираем много похожих (однокоренных) слов и внимательно слушаем, что у этих слов изменяется, а что - остается неизменным.

Важно, что это "неизменное" должно иметь смысл - то есть быть не набором абстрактных буковок, а что-то значить.

Напр., в нашем примере с "подарком" у всех подобранных нами слов остается неизменной часть "дар". А мы, слыша эту часть, как-то понимаем, что это не абракадабра, а что-то, связанное с бесплатным получением чего-то.

То, что не поменялось у нескольких однокоренных - это корень. Отмечаем.

Да, конечно, всегда будет 100500 исключений, чередований в корне и т.д. Но русскоговорящий человек (даже ребенок), как правило, эти чередования "считывает" на слух и понимает, что это чередования.

2. Находим окончание

Помним, что окончание так называется - потому что стоит в конце слова. Поэтому его очень просто искать: нужно обвести в квадратик сколько-то буковок в конце слова.

Осталось только выяснить, сколько буковок с конца - это окончание, а не что-то другое.

Напомню, мы уже определили корень.

Возможно, после определения корня ни одной лишней буковки в конце слова не оказалось.

У окончания есть такое явление, как нулевое окончание: это когда окончания нет - но оно как бы есть. Тогда мы ставим в конце слова пустой квадратик - обвели воздух в виде окончания.

Всё слово - один сплошной корень. Окончание нулевое
Всё слово - один сплошной корень. Окончание нулевое

А еще бывает, что окончания нет в принципе - и обводить воздух в виде нулевого окончания не нужно.

До 4 класса ребенок почти наверняка с этим явлением не столкнется. Но если вдруг...

Как определить - есть ли у слова нулевое окончание или окончания нет вовсе?

Окончаний нет у слов, которые не умеют изменяться по падежам, лицам, числам, временам... чему угодно:

  1. Союзов, предлогов, междометий - разных коротких служебных словечек, которые сами по себе никакого смысла не несут, а лишь "помогают" связываться словам друг с другом (ах/ох, перед/над...).
  2. Существительных и прилагательных, которые нельзя изменить (пальто (цвета) индиго - и существительное и прилагательное здесь будут без окончания... ). Здесь же - аббревиатуры и сокращения вроде "минфин".
  3. У всех слов, которые могут ответить на вопрос КАК.

По последнему пункту интересно. "Официально" окончание не существует у деепричастий (что делая? - играя), а также прилагательных (какой? - красивее) и наречий (как? - ярче) в простой сравнительной форме.

А теперь попробуйте к тем же словам, которые я написала, задать тот же вопрос КАК:

  • Играя, он вошел в комнату. - КАК он вошел в комнату?
  • Он пишет красивее, чем Вася. - КАК он пишет?
  • Сегодня солнце светит ярче. - КАК светит солнце?

Видите, несмотря на то, что речь идет про разные части речи, вопрос КАК все равно поможет определить, есть ли у слова окончание.

Хорошо, с нулевым или отсутствующим окончанием разобрались.

А, допустим, нам не повезло, и следом за корнем остались какие-то буковки. Наша задача - найти среди этих буковок окончание.

Для удобства запомним себе подсказки:

** Если разбираем существительное, прилагательное или причастие - будем говорить наше слово в компании со следующими тремя:

  • НЕТ (чего?) нашего слова. Напр. "подарка"
  • ДОВОЛЕН (чем?) нашим словом. Напр., "подарком"
  • ДУМАЮ О (чем?) нашем слове. Напр., "подарке"

** Если разбираем глагол - скажем его в настоящем и прошедшем времени:

  • что Я ДЕЛАЮ - ОНА ДЕЛАЕТ - МЫ ДЕЛАЕМ сейчас ? - Напр., "думаю - думает - думаем"
  • ЧТО Я ДЕЛАЛ - ОНА ДЕЛАЛА - МЫ ДЕЛАЛИ вчера? - Напр. "думал - думала - думали"
То есть существительные и прилагательные мы изменяем по падежам, а глаголы - по лицам и числам в настоящем и прошедшем времени.
Их гораздо больше, чем я показала здесь.
Но нам для разбора по составу больше не нужно - возьмите только самые "показательные" в смысле изменений.

Проговариваем слова и наблюдаем, что изменилось в конце слова.

То, что изменилось после наших изменений - и будет окончанием. Отмечаем.

Здесь, к счастью, исключений будет минимум. Главное - быть очень внимательным. Иногда имеет смысл записать все получившиеся формы на черновичок в столбик - и глазами посмотреть, что изменяется.

3. Находим приставку

Приставка - это то, что стоит перед корнем.

Возможно, вам повезло, и перед корнем у вас ничего не стоит. УРА! Значит, приставки нет - двигаемся дальше.

Если же перед корнем что-то написано - это 100% приставка. А может - несколько приставок.

Четыре приставки в слове
Четыре приставки в слове

Как определить: одна приставка, или две, или вообще несколько?

В начальной школе ребенок с 99% вероятностью ни разу не столкнется с двумя и более приставками - так что смело отмечайте всё, что оказалось перед корнем, одной квадратной загогулинкой.
Но если вдруг... тогда читайте дальше:

Приставки похожи на предлоги. Если то, что написано перед корнем, выглядит очень-очень длинно - попробуйте выделить оттуда кусочки, похожие на предлоги.

В нашем примере ребенок легко найдет слово "под" целых два раза. Скажем вместе с существительным: "под столом" - работает! Попробуем выделить его в отдельную приставку.

ПОД- в начале слова - это скорее всего приставка
ПОД- в начале слова - это скорее всего приставка

Осталось всего два кусочка: "пере-" и "-вы-". Проверим, могут ли они быть отдельными приставками.

Осталось проверить, могут ли считаться приставками другие кусочки
Осталось проверить, могут ли считаться приставками другие кусочки

Для проверки приставок удобно использовать базовое слово "ХОД" - оно подходит к очень многим приставкам, к большинству из них. Добавляйте к этому слову все кусочки, которые вы считаете отдельными приставками. Если новое слово, которое получилось из слова "ход" и вашей предполагаемой приставки звучит адекватно - значит, вы правильно выделили отдельную приставку.

Добавим к слову "ход" эти приставки. Получилось "переход" и "выход" - вполне себе адекватные слова. Значит, обе приставки тоже имеют право на существование.

Конечно, слово "ход" подойдет далеко не ко всем приставкам.
Мы это обсудим в отдельной статье на тему приставок.
Там же поговорим о том, как отличить приставку, скажем, "по-" или "под-" от одноименного кусочка корняю

Итак, запоминаем:

  • Всё, что перед корнем - это приставка.
  • Если перед корнем ничего не написано - значит, приставки нет.
  • Если оно слишком длинное - может, приставок несколько.
  • Если нам нужно проверить, одна или несколько приставок - пробуем каждую "предположительно отдельную" приставку в качестве предлога или в качестве одной отдельной приставки к другому слову.

4. Находим суффикс

Суффикс - это то, что находится между корнем и окончанием.

Возможно, вам повезло, и между корнем и окончанием никаких букв не написано - УРА! Значит суффикса нет.

Если между корнем и окончанием вы видите только одну букву - смело отмечайте ее как суффикс.

Если же между корнем и окончанием оказалось больше одной буквы - тут начинаются нюансы: суффиксов может быть несколько.

Пример слов с двумя суффиксами
Пример слов с двумя суффиксами

...Вообще, суффиксы - это самая мерзостная тема русского языка, потому что суффиксов немерено, и логика в их выделении присутствует далеко не всегда.

Поэтому в суффиксах нужно искать логику и заучивать их наизусть.

У меня выйдет цикл статей о суффиксах: как выстроить логическую систему суффиксов русского языка, запомнить их и не ошибаться при морфемном разборе.

Запомните: если в суффиксе несколько букв - а в начале или в конце «потенциального суффикса» стоит Л, К или Н - всегда подозревайте, что эта буква - это ОТДЕЛЬНЫЙ СУФФИКС (а всего в слове - два или больше суффиксов).

Дело в том, что буквы Л, К и Н чаще других букв выступают в роли отдельных суффиксов.

Здесь буква Н - в начале «потенциально суффикса», а значит, её можно подозревать в том, что она - отдельный суффикс
Здесь буква Н - в начале «потенциально суффикса», а значит, её можно подозревать в том, что она - отдельный суффикс

Что интересно, букв в суффиксе может быть совсем мало, и все равно буква Л, Н или К может оказаться отдельным суффиксом.

Буква К в конце "потенциального суффикса" с очень высокой вероятностью будет отдельным суффиксом - несмотря на то, что тут между корнем и окончанием всего 3 буквы
Буква К в конце "потенциального суффикса" с очень высокой вероятностью будет отдельным суффиксом - несмотря на то, что тут между корнем и окончанием всего 3 буквы

Как, например, в глаголах прошедшего времени - Л всегда будет отдельным суффиксом:

В общем, с буквами Н, К и Л в начале и конце потенциального суффикса будьте внимательны - с высокой степенью вероятности они будут выделяться в отдельный суффикс, а всего в слове будет больше одного слова, как в наших примерах:

Примеры с двумя суффиксами, с буквами Н, К и Л
Примеры с двумя суффиксами, с буквами Н, К и Л

Итак, запоминаем:

  • То, что стоит между корнем и окончанием - это один или несколько суффиксов.
  • Если между корнем и окончанием нет ни одной буквы - значит, суффикса нет.
  • Если в начале или конце потенциального суффикса есть буква Н, Л или К - высока вероятность того, что эта буква - отдельный суффикс, а в слове больше, чем один суффикс.
  • Чтобы безошибочно определять суффиксы - придется учить их наизусть, и вообще этот навык нарабатывается, увы, с опытом.

5. Определяем основу

И снова - самое простое. Всё, что не окончание - это основа.

Выделим квадратной закорючкой всё, кроме квадратика окончания - и разбор закончен!

***

Не забывайте, что морфемный анализ - это навык, который нарабатывается большим количеством повторений.

Поэтому, чтобы хорошо научиться разбирать слово по составу, нужно повторять это много - много - много - очень много раз, причем с разными частями речи.

Успехов у учебе вашим детям!

______________________

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите по адресу https://kumon-deti.com

Познакомиться со мной в Инстаграм https://instagram.com/kumon.deti