Разбор слова по составу - это очень просто, элементарщина. Частей слова ведь всего 5 (даже почти 4): приставка, корень, суффикс, окончание. А всё вместе, кроме окончания - это основа.
Чего тут сложного, казалось бы.
Проблема в том, что в школе все эти части слова учат и отрабатывают по-отдельности. То суффиксы отдельно ищем, то окончания... И у ребенка не складывается общая картинка - что из себя представляет состав слова. Ему начинает казаться, что это - эдакая игра в угадайку: угадай суффикс, угадай приставку, угадай часть речи.
Интересно, что даже если ребенок хорошо разбирается в частях речи, задания типа "найди суффикс" могут поставить его в тупик, потому что, в отличие от корня, суффикс - это "бессмысленный набор буковок". Пойди угадай, какие именно буковки относятся к этому "треугольничку".
В этой статье предложу схему разбора по составу, применяя которую ребенок всегда - независимо от типа задания - сможет легко разбирать по составу все части речи.
Что нужно знать о частях слова, прежде чем делать разбор
Самое главное - нужно запомнить, что части слова не существуют в изоляции: они все связаны друг с другом. Ну конечно - слово-то одно. Поэтому...
Когда-нибудь ваш второклашка наберется солидного опыта в выявлении любых суффиксов с первого взгляда.
А пока - даже если в задании написано "найди суффикс", для корректного определения этого суффикса нужно сделать разбор полностью. Сначала найди все части слова, а потом среди них вычислить - и уже отметить в тетради только суффикс.
В ближайшие дни я выпущу отдельную статью именно про суффиксы.
Здесь же замечу, что, конечно, не нужно полностью разбирать слово по составу, если ваш второклашка безошибочно узнал суффикс "-еньк-", например, и ни с чем его никогда не перепутает.
Просто знания о конкретных суффиксах у второклашек редко возникают сами по себе - в связи с этим и возникла рекомендация про полный разбор.
Итак, договорились: для того, чтобы корректно выделить какую-то часть речи, нужно разобрать по составу всё слово.
Теперь двигаемся по схеме.
1. Находим корень
Сначала найдем самое главное - и самое простое.
Чтобы найди корень, нужно придумать похожие слова.
Почитайте эту мою статью про однокоренные слова и формы слова - и обратите внимание: для поиска корня нам нужны НЕ ФОРМЫ одного слова, а именно ОДНОКОРЕННЫЕ слова.
Напр., разбирая слово "подарок" - для поиска корня нам нужно НЕ "подарку, подарком", а "дар, дарить, задарить, подарить".
"Ударить". Лол :-) Поменяли приставку - и вуа-ля :-)
Реальная история про то, как НЕ НАДО искать однокоренные - расскажу в отдельной статье про приставки.
Итак, подбираем много похожих (однокоренных) слов и внимательно слушаем, что у этих слов изменяется, а что - остается неизменным.
Важно, что это "неизменное" должно иметь смысл - то есть быть не набором абстрактных буковок, а что-то значить.
Напр., в нашем примере с "подарком" у всех подобранных нами слов остается неизменной часть "дар". А мы, слыша эту часть, как-то понимаем, что это не абракадабра, а что-то, связанное с бесплатным получением чего-то.
То, что не поменялось у нескольких однокоренных - это корень. Отмечаем.
Да, конечно, всегда будет 100500 исключений, чередований в корне и т.д. Но русскоговорящий человек (даже ребенок), как правило, эти чередования "считывает" на слух и понимает, что это чередования.
2. Находим окончание
Помним, что окончание так называется - потому что стоит в конце слова. Поэтому его очень просто искать: нужно обвести в квадратик сколько-то буковок в конце слова.
Осталось только выяснить, сколько буковок с конца - это окончание, а не что-то другое.
Напомню, мы уже определили корень.
Возможно, после определения корня ни одной лишней буковки в конце слова не оказалось.
У окончания есть такое явление, как нулевое окончание: это когда окончания нет - но оно как бы есть. Тогда мы ставим в конце слова пустой квадратик - обвели воздух в виде окончания.
А еще бывает, что окончания нет в принципе - и обводить воздух в виде нулевого окончания не нужно.
До 4 класса ребенок почти наверняка с этим явлением не столкнется. Но если вдруг...
Как определить - есть ли у слова нулевое окончание или окончания нет вовсе?
Окончаний нет у слов, которые не умеют изменяться по падежам, лицам, числам, временам... чему угодно:
- Союзов, предлогов, междометий - разных коротких служебных словечек, которые сами по себе никакого смысла не несут, а лишь "помогают" связываться словам друг с другом (ах/ох, перед/над...).
- Существительных и прилагательных, которые нельзя изменить (пальто (цвета) индиго - и существительное и прилагательное здесь будут без окончания... ). Здесь же - аббревиатуры и сокращения вроде "минфин".
- У всех слов, которые могут ответить на вопрос КАК.
По последнему пункту интересно. "Официально" окончание не существует у деепричастий (что делая? - играя), а также прилагательных (какой? - красивее) и наречий (как? - ярче) в простой сравнительной форме.
А теперь попробуйте к тем же словам, которые я написала, задать тот же вопрос КАК:
- Играя, он вошел в комнату. - КАК он вошел в комнату?
- Он пишет красивее, чем Вася. - КАК он пишет?
- Сегодня солнце светит ярче. - КАК светит солнце?
Видите, несмотря на то, что речь идет про разные части речи, вопрос КАК все равно поможет определить, есть ли у слова окончание.
Хорошо, с нулевым или отсутствующим окончанием разобрались.
А, допустим, нам не повезло, и следом за корнем остались какие-то буковки. Наша задача - найти среди этих буковок окончание.
Для удобства запомним себе подсказки:
** Если разбираем существительное, прилагательное или причастие - будем говорить наше слово в компании со следующими тремя:
- НЕТ (чего?) нашего слова. Напр. "подарка"
- ДОВОЛЕН (чем?) нашим словом. Напр., "подарком"
- ДУМАЮ О (чем?) нашем слове. Напр., "подарке"
** Если разбираем глагол - скажем его в настоящем и прошедшем времени:
- что Я ДЕЛАЮ - ОНА ДЕЛАЕТ - МЫ ДЕЛАЕМ сейчас ? - Напр., "думаю - думает - думаем"
- ЧТО Я ДЕЛАЛ - ОНА ДЕЛАЛА - МЫ ДЕЛАЛИ вчера? - Напр. "думал - думала - думали"
То есть существительные и прилагательные мы изменяем по падежам, а глаголы - по лицам и числам в настоящем и прошедшем времени.
Их гораздо больше, чем я показала здесь.
Но нам для разбора по составу больше не нужно - возьмите только самые "показательные" в смысле изменений.
Проговариваем слова и наблюдаем, что изменилось в конце слова.
То, что изменилось после наших изменений - и будет окончанием. Отмечаем.
Здесь, к счастью, исключений будет минимум. Главное - быть очень внимательным. Иногда имеет смысл записать все получившиеся формы на черновичок в столбик - и глазами посмотреть, что изменяется.
3. Находим приставку
Приставка - это то, что стоит перед корнем.
Возможно, вам повезло, и перед корнем у вас ничего не стоит. УРА! Значит, приставки нет - двигаемся дальше.
Если же перед корнем что-то написано - это 100% приставка. А может - несколько приставок.
Как определить: одна приставка, или две, или вообще несколько?
В начальной школе ребенок с 99% вероятностью ни разу не столкнется с двумя и более приставками - так что смело отмечайте всё, что оказалось перед корнем, одной квадратной загогулинкой.
Но если вдруг... тогда читайте дальше:
Приставки похожи на предлоги. Если то, что написано перед корнем, выглядит очень-очень длинно - попробуйте выделить оттуда кусочки, похожие на предлоги.
В нашем примере ребенок легко найдет слово "под" целых два раза. Скажем вместе с существительным: "под столом" - работает! Попробуем выделить его в отдельную приставку.
Осталось всего два кусочка: "пере-" и "-вы-". Проверим, могут ли они быть отдельными приставками.
Для проверки приставок удобно использовать базовое слово "ХОД" - оно подходит к очень многим приставкам, к большинству из них. Добавляйте к этому слову все кусочки, которые вы считаете отдельными приставками. Если новое слово, которое получилось из слова "ход" и вашей предполагаемой приставки звучит адекватно - значит, вы правильно выделили отдельную приставку.
Добавим к слову "ход" эти приставки. Получилось "переход" и "выход" - вполне себе адекватные слова. Значит, обе приставки тоже имеют право на существование.
Конечно, слово "ход" подойдет далеко не ко всем приставкам.
Мы это обсудим в отдельной статье на тему приставок.
Там же поговорим о том, как отличить приставку, скажем, "по-" или "под-" от одноименного кусочка корняю
Итак, запоминаем:
- Всё, что перед корнем - это приставка.
- Если перед корнем ничего не написано - значит, приставки нет.
- Если оно слишком длинное - может, приставок несколько.
- Если нам нужно проверить, одна или несколько приставок - пробуем каждую "предположительно отдельную" приставку в качестве предлога или в качестве одной отдельной приставки к другому слову.
4. Находим суффикс
Суффикс - это то, что находится между корнем и окончанием.
Возможно, вам повезло, и между корнем и окончанием никаких букв не написано - УРА! Значит суффикса нет.
Если между корнем и окончанием вы видите только одну букву - смело отмечайте ее как суффикс.
Если же между корнем и окончанием оказалось больше одной буквы - тут начинаются нюансы: суффиксов может быть несколько.
...Вообще, суффиксы - это самая мерзостная тема русского языка, потому что суффиксов немерено, и логика в их выделении присутствует далеко не всегда.
Поэтому в суффиксах нужно искать логику и заучивать их наизусть.
У меня выйдет цикл статей о суффиксах: как выстроить логическую систему суффиксов русского языка, запомнить их и не ошибаться при морфемном разборе.
Запомните: если в суффиксе несколько букв - а в начале или в конце «потенциального суффикса» стоит Л, К или Н - всегда подозревайте, что эта буква - это ОТДЕЛЬНЫЙ СУФФИКС (а всего в слове - два или больше суффиксов).
Дело в том, что буквы Л, К и Н чаще других букв выступают в роли отдельных суффиксов.
Что интересно, букв в суффиксе может быть совсем мало, и все равно буква Л, Н или К может оказаться отдельным суффиксом.
Как, например, в глаголах прошедшего времени - Л всегда будет отдельным суффиксом:
В общем, с буквами Н, К и Л в начале и конце потенциального суффикса будьте внимательны - с высокой степенью вероятности они будут выделяться в отдельный суффикс, а всего в слове будет больше одного слова, как в наших примерах:
Итак, запоминаем:
- То, что стоит между корнем и окончанием - это один или несколько суффиксов.
- Если между корнем и окончанием нет ни одной буквы - значит, суффикса нет.
- Если в начале или конце потенциального суффикса есть буква Н, Л или К - высока вероятность того, что эта буква - отдельный суффикс, а в слове больше, чем один суффикс.
- Чтобы безошибочно определять суффиксы - придется учить их наизусть, и вообще этот навык нарабатывается, увы, с опытом.
5. Определяем основу
И снова - самое простое. Всё, что не окончание - это основа.
Выделим квадратной закорючкой всё, кроме квадратика окончания - и разбор закончен!
***
Не забывайте, что морфемный анализ - это навык, который нарабатывается большим количеством повторений.
Поэтому, чтобы хорошо научиться разбирать слово по составу, нужно повторять это много - много - много - очень много раз, причем с разными частями речи.
Успехов у учебе вашим детям!
______________________
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите по адресу https://kumon-deti.com
Познакомиться со мной в Инстаграм https://instagram.com/kumon.deti