Найти тему
Охотник за Мечтой

Два правила эффективного обучения, переворачивающие все популярные представления о работе с информацией

Оглавление
В информационно перегруженном мире навык результативной работы с информацией становится критически важным
В информационно перегруженном мире навык результативной работы с информацией становится критически важным

Несварение головного мозга

Один из подписчиков блога в комментариях написал, что было бы здорово прокачать свой мозг так, чтобы с одного взгляда усваивать всю информацию со страницы. Действительно, такой навык выглядит очень эффектно. Но является ли он функциональным? Где и как мы будем его применять? Даже в шпионаже сегодня используют иные технологии, а подобные фокусы выглядят анахронизмом.

На самом деле каждый из нас крайне заинтересован в освоении навыков результативного обучения, но заключается оно вовсе не в мнемотехниках, скорочтении и прочих модных атрибутах популярной "прокачки" мозгов. Я расскажу о двух принципах эффективного усвоения информации, которые входят в фундаментальное противоречие с тем подходом, который навязывает нам динамичная информационная эпоха.

Итак, что необходимо для эффективного усвоения информации?

Усвоение информации - это процесс интеграции нового знания в прежнюю картину мира, благодаря чему представления о мире меняются, что сказывается на убеждениях и поведении субъекта.

Усвоенная информация по необходимости легко извлекается из памяти и спонтанно применяется в качестве инструмента познания и освоения реальности. В этом её отличие от "непереваренной" информации, которой легко забить мозг, но трудно найти применение.

А теперь о двух правилах эффективного обучения.

-2

Два правила эффективного обучения

1. Учись интересно.

Качество усвоения информации напрямую зависит от внимательности обучаемого. А внимательность определяется мотивацией. Мотивация - это желание, вызванное интересом. Хороший учитель хорош тем, что умеет заинтересовать своих учеников.

При самообучении важно понять: мы не можем эффективно обучаться всему подряд. Мы можем эффективно обучаться только тому, что вызывает наш интерес. Соответственно, мы либо отказываемся от изучения того или иного предмета, понимая, что это, хотя и важно, но не актуально, либо осваиваем техники мотивации, чтобы подогревать устойчивый интерес к процессу обучения.

2. Учись медленно.

Информация сегодня стала товаром. Я, пишущий эти строки, финансово заинтересован в том, чтобы вы как можно быстрее прочитали как можно больше моих статей. Но заинтересованы ли в этом вы?

Если речь идёт о системном знании, а не о простом развлечении, то важно не спешить в ходе обучения. Усвоение информации на материальном уровне выражается в создании новых нейронных связей. На это требуется время и энергия.

Поэтому, после ознакомления с некоторым количеством значимой информации, следует её "переварить", то есть выделить время на:

  • размышление
  • обсуждение
  • практическое упражнение

Вы можете залпом проглотить книжку, но процент усвоенной информации будет чрезвычайно низок (пройдётесь по верхам), а можете растянуть удовольствие, повышая качество усвоения в разы.

И напоследок самый банальный, но самый важный совет: в информационном мире крайне важно соблюдать информационную гигиену и не окунать свой мозг в каждое ведро с помоями.

Рудияр

Мой блог ВК