Найти тему
Качество Жизни

Как выглядит онлайн работа детского психолога

Оглавление

В нашем центре работа с детским психологом онлайн возможна по двум направлениям:

Консультирование родителей детей от 1,5 до 10 лет по вопросам детско-родительских отношений

По каким вопросам можно обратиться?

— Частые конфликты с ребёнком, одни и те же ситуации повторяются из раза в раз, хочется выбраться из этого замкнутого круга.

— Вы или ребёнок часто выходите из себя.

— Вы много тревожитесь за ребёнка.

— Ребёнок очень активный, требует много внимания и вам нужны рекомендации, как с ним справляться.

— Вы не знаете, как поддержать ребёнка при значительных изменениях в его жизни (развод родителей, появление сиблинга и т.д.).

Нужен ли ребёнок на консультации?

Для решения проблем взаимоотношений с детьми часто сами дети могут не требоваться. Психолог может понять, что происходит в контакте между родителем и ребёнком двумя путями: расспрашивая родителя про конкретные ситуации и посмотрев на само взаимодействие на видеозаписи. Так, при необходимости, семья может заснять короткий эпизод взаимодействия с ребёнком, который они вместе потом смогут пересмотреть, а психолог при этом сможет обратить внимание на конкретные действия родителя или ребёнка и подскажет, что можно делать по-другому.

Сколько встреч нужно для решения проблемы?

Каждая ситуация индивидуальна и всё зависит от изначального запроса на консультацию.

Например, если родители просто сомневаются, как справляться с той или иной ситуацией и обращаются за рекомендациями (обычно это родители детей раннего возраста), то это может занять 1-2 встречи, а если в семье часто происходят эмоциональные срывы друг на друга, скорее всего пары встреч будет мало.

Занятия с детьми от 5 до 16 лет.

С какими сложностями детей можно работать онлайн:

— Страхи (темноты, животных т.д.)

— Навязчивые мысли и действия;

— Неуверенность в себе, чрезмерная стеснительность, тревога в социальных ситуациях;

— Подавленное состояние;

— Переживания по поводу изменений в семье (появления второго ребёнка, развод родителей);

— Проблемы поведения: ребёнок часто проявляет упрямство, несговорчивость, нарушает правила (дома/в детском саду/школе), действует импульсивно и т.д.

— Проблемы эмоциональной регуляции у детей (частые вспышки гнева, частые длительные истерики (длительность более 15 минут), ребёнок долго и сложно успокаивается и т.д.)

Нужно ли родителю присутствовать при онлайн занятии с ребёнком?

На занятии с ребёнком родителю присутствовать не нужно. Однако первичная консультация всегда включает беседу с родителями, прояснение их виденья проблемы ребёнка, а также 15-20 минут от консультации на последующих встречах могут уделяться беседе с родителями (например, для обратной связи по занятию с ребёнком, для рекомендаций по выполнению каких-то заданий дома или для прояснения вопросов взаимоотношений родителя и ребёнка).

Сколько по времени длится занятие с ребёнком?

От 30 до 60 минут. Занятие длительностью около 30 минут обычно подходит для детей младшего возраста (до 8 лет) и детей, которым сложно концентрировать внимание более длительное время. При этом оставшееся время консультации обычно уделяется беседе с родителями.

Необходимо ли наличие каких-либо специальных игрушек или ещё чего-либо для занятий с детьми?

Для занятия могут понадобиться бумага, ручка, цветные карандаши (их лучше заранее подготовить).

Как проходят занятия с ребёнком?

Первое (а иногда и второе, в зависимости от особенностей ребёнка) занятие включает в себя знакомство, установление контакта с ребёнком, выявление его сложностей. Чем младше ребёнок, тем более игровой формат принимает общение с психологом. Дальнейшие занятия включают упражнения (опять же, чем младше ребёнок, тем более игровой формат они принимают), которые помогают ребёнку справиться с проблемой.

В чём отличие онлайн встреч от очных встреч?

При очных встречах зачастую проще установить позитивный эмоциональный контакт с ребёнком, т.к. есть возможность показать ему в кабинете игрушки и пригласить его в игру.

При онлайн формате установление контакта может занять больше времени. Проблема отсутствия игрушек и возможности совместной игры в них решается с помощью использования мультимедиа-материалов, которые так же вызывают у ребёнка интерес и так же помогают устанавливать контакт. Это могут быть картинки с персонажами, которые помогут ребёнку понять и справиться со своими сложностями, небольшие видео, схемы для понимания каких-либо причинно-следственных связей в word и power point при демонстрации экрана и т.д.

Также то, что ребёнок находится дома может отвлекать его, например, он может иногда убегать в другие комнаты, чтобы принести какую-то игрушку или предмет, чтобы показать её психологу, чего он не сможет сделать на очном занятии. Но эти сложности обычно легко решаются при обсуждении с родителями организации его места для занятия.

Как предложить ребёнку заниматься с психологом?

- не давите на ребёнка, предложение заниматься с психологом не должно выглядеть как угроза или обвинение в том, что с ребёнком что-то не так;

- в случае, если ребёнок раздражителен, постоянно нарушает своим поведением чужие границы, ведёт себя вызывающе, вы можете

  1. проговорить с ребёнком, что вы видите, что у вас во взаимодействии есть какие-то сложности и вам бы хотелось с ними разобраться, поэтому вы вместе хотите сходить к психологу, чтобы понять, как можно улучшить ситуацию
  2. предложите сходить хотя бы на одну консультацию;

- в случае, если проблема ребёнка – какой-либо страх, тревога, сильные переживания, - вы можете сообщить, что психолог – это тот специалист, который знает, как с этим справиться.

Текст писала: Юлия Коршина, специалистка центра "Качество Жизни"