Эта статья посвящена событиям, случившимся 10 лет назад. 25 августа 2010 года в Ижевске открылось движение троллейбусов по улице 10 лет Октября, а 10 марта 2011 года этот маршрут был закрыт.
Было ли строительство этой линии ошибкой? Было ли правильно прекратить её работу? Почему все случилось именно так, а не иначе (какова природа события, случившегося 10 марта?)?
В тот момент мало кто смог разглядеть суть происходящего. Попробуем начать это делать сейчас.
История линии
Когда экономическая ситуация улучшилась, можно было рассматривать проекты новых троллейбусных линий. Всерьёз говорили о двух.
Линия А по улице Холмогорова соединила бы городок Металлургов и Северный микрорайон, но для нее пришлось бы строить тяговую подстанцию (далее - ТП). На улице 10 лет Октября ТП есть уже давно и используется трамваями. Эта линия Б не позволяла создать принципиально новый маршрут, зато на 10 минут сокращала время в пути из микрорайонов Автозавода, что на востоке, в центр города.
Её и было решено построить!
На нее был перенаправлен маршрут №5 "Центр - улица Труда", ранее ходивший по длинному пути. Теперь от улицы Труда до центра троллейбус доезжал за 34 минуты. До этого самым быстрым был маршрут №7 по Пушкинской и Дзержинского - 41 минута.
Важно, благодаря появлению нового участка - ижевская электротранспортная сеть получила долгожданное развитие, что безусловно является «признаком жизни».
Через полгода маршрут №5 был закрыт!
Официально он временно закрыт в связи с недоукомплектованностью водителями. Реальная причина совсем другая. Пятый маршрут работал только в час пик. До перенаправления на него выходило 7 машин, интервал 13 минут. Интервал у автобусов 12, 27 того же направления был гораздо меньше. В первом парке стали снимать экипажи с других маршрутов, но не достигли частоты автобусов и, по известным причинам, уступали им в скорости. Поэтому троллейбусы шли пустые. Постепенно с 5-ки начали сбегать кондуктора (на другие маршруты), а затем и водители.
Были ли другие варианты, кроме закрытия? И почему они не реализованы?
Вариантов было три, из которых как минимум один мог быть реализован.
1. Увеличить выпуск на пятерку
Нереальный вариант - чтобы сократить интервал до конкурентоспособных 2-3 минут на оборотном рейсе 84 минуты, нужно выпускать как минимум 28 троллейбусов вместо семи. Не факт, что это помогло бы, ведь конкурент никуда не делся - автобусы были быстрее и раньше приезжали на остановки.
2. Построить еще одну линию
Планы ИжГЭТ в конце 2000-х не ограничивались одной линией. Линия по улице 10 лет Октября принесла бы максимум пользы, если бы, помимо нее, был реализован хотя бы один из следующих проектов:
- связь между городком Металлургов и Удмуртской улицей по улице Холмогорова - известно точно, что ИжГЭТ планировал пустить там троллейбус;
- троллейбус до Автозавода по улицам Сабурова и Союзной - там очень населенные микрорайоны, а работают только автобусы.
Новые маршруты выглядели бы так:
Это же плагиат автобусных маршрутов, причем очень востребованных!
Не беда - подключаем городских властей и поднимаем вопрос о замене автобусного маршрута на троллейбусный. Здесь не только увеличение экологичности транспорта, но и экономика - электротранспорт в эксплуатации дешевле автобуса.
По сравнению с предыдущим вариантом этот требует более сложной и объемной работы, но его итоговый результат не выглядит как незаконченный проект. Но есть одно препятствие.
К примеру, рассмотрим маршрут автобуса №12. Будем считать, что его протяженность такая же, как у троллейбуса №5 на момент закрытия, которому для короткого интервала нужно 28 машин. Осенью 2010 года, имея 234 троллейбуса, ИжГЭТ выпускал на линию 171 (из которых 7 на пятый маршрут). Коэффициент использования ПС составлял 0,73 - максимум для такого возраста. Значит, что для нового маршрута требовалось не менее 21 нового троллейбуса. В 2011-2020 годах не куплено ни одного. Но они могли быть куплены - об этом позже.
3. Использовать направление "10 лет Октября - Пушкинская"
Перенаправить на него следовало уже имеющийся маршрут, будь то 4, 7 или тот же 5. Такое изменение не требовало увеличения числа троллейбусов и водителей. Более того, это направление не занято никем до сих пор.
Как это решение повлияло бы на троллейбусную сеть? Попробуем получить представление о пассажиропотоке.
Изменение маршрутов 4 или 7 ухудшило бы направление "Дзержинского-Пушкинская", но за последние 10 лет именно на этих двух маршрутах выпуск ПС сократился больше, чем на остальных.
В таком случае время в пути пятого маршрута сократилось бы до 31 минуты. Перенаправление пятерки на Пушкинскую оставило бы центр и Удмуртскую улицу без троллейбусной связи, но там уже хозяйничали 12 и 27 автобусы. Можно сделать вывод, что маршруты 4, 5, 7 были обречены на падение пассажиропотока, так что в этом вопросе ИжГЭТу терять было нечего, и можно было хотя бы поэкспериментировать. Это однозначно лучше, чем просто бросить линию.
Что имеем в сухом остатке, причина закрытия маршрута троллейбуса N5 - это проигрыш локальной конкуренции автобусам
Но можно ли считать строительство троллейбусной линии на участке улицы 10 лет октября ошибкой?
Продолжим в следующей статье, там мы поймём, что закрытие 5ки стало частью десятилетней смуты. Чтобы не пропустить новые статьи рекомендую подписаться на канал!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ!
ТАКЖЕ НА КАНАЛЕ:
С днем рождения, ижевский троллейбус! 52 года развития, борьбы и выживания
Здесь был идеальный троллейбус, пора отвыкать❕ Маршрутная сеть Ижевска 🚦все изменения
Модернизация трамваев в Ижевске💔 Tatra T3K«Иж» с низкопольной вставкой
В ПОДДЕРЖКУ ГОРОДСКИХ и ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ ПОДПИСКА !
ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЛАЙКИ, ЭТО ВЛИЯЕТ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ДАННОЙ ТЕМАТИКИ