Найти в Дзене
УДОБНО ЖИТЬ!

Абсолютно новая троллейбусная линия работала всего полгода. В чем причина? Варианты использования

Оглавление

Эта статья посвящена событиям, случившимся 10 лет назад. 25 августа 2010 года в Ижевске открылось движение троллейбусов по улице 10 лет Октября, а 10 марта 2011 года этот маршрут был закрыт.

Было ли строительство этой линии ошибкой? Было ли правильно прекратить её работу? Почему все случилось именно так, а не иначе (какова природа события, случившегося 10 марта?)?

В тот момент мало кто смог разглядеть суть происходящего. Попробуем начать это делать сейчас.

2005 год. transphoto.org, автор Anton
2005 год. transphoto.org, автор Anton

История линии

Когда экономическая ситуация улучшилась, можно было рассматривать проекты новых троллейбусных линий. Всерьёз говорили о двух.

-2

Линия А по улице Холмогорова соединила бы городок Металлургов и Северный микрорайон, но для нее пришлось бы строить тяговую подстанцию (далее - ТП). На улице 10 лет Октября ТП есть уже давно и используется трамваями. Эта линия Б не позволяла создать принципиально новый маршрут, зато на 10 минут сокращала время в пути из микрорайонов Автозавода, что на востоке, в центр города.

Её и было решено построить!

-3

На нее был перенаправлен маршрут №5 "Центр - улица Труда", ранее ходивший по длинному пути. Теперь от улицы Труда до центра троллейбус доезжал за 34 минуты. До этого самым быстрым был маршрут №7 по Пушкинской и Дзержинского - 41 минута.

Важно, благодаря появлению нового участка - ижевская электротранспортная сеть получила долгожданное развитие, что безусловно является «признаком жизни».

Торжественное открытие. Фото: transphoto.org, KT3R
Торжественное открытие. Фото: transphoto.org, KT3R

Через полгода маршрут №5 был закрыт!

Официально он временно закрыт в связи с недоукомплектованностью водителями. Реальная причина совсем другая. Пятый маршрут работал только в час пик. До перенаправления на него выходило 7 машин, интервал 13 минут. Интервал у автобусов 12, 27 того же направления был гораздо меньше. В первом парке стали снимать экипажи с других маршрутов, но не достигли частоты автобусов и, по известным причинам, уступали им в скорости. Поэтому троллейбусы шли пустые. Постепенно с 5-ки начали сбегать кондуктора (на другие маршруты), а затем и водители.

троллейбус и его конкуренты
троллейбус и его конкуренты

Были ли другие варианты, кроме закрытия? И почему они не реализованы?

Вариантов было три, из которых как минимум один мог быть реализован.

1. Увеличить выпуск на пятерку

Нереальный вариант - чтобы сократить интервал до конкурентоспособных 2-3 минут на оборотном рейсе 84 минуты, нужно выпускать как минимум 28 троллейбусов вместо семи. Не факт, что это помогло бы, ведь конкурент никуда не делся - автобусы были быстрее и раньше приезжали на остановки.

2. Построить еще одну линию

Планы ИжГЭТ в конце 2000-х не ограничивались одной линией. Линия по улице 10 лет Октября принесла бы максимум пользы, если бы, помимо нее, был реализован хотя бы один из следующих проектов:

  • связь между городком Металлургов и Удмуртской улицей по улице Холмогорова - известно точно, что ИжГЭТ планировал пустить там троллейбус;
  • троллейбус до Автозавода по улицам Сабурова и Союзной - там очень населенные микрорайоны, а работают только автобусы.

Новые маршруты выглядели бы так:

Новые маршруты, заменяющие автобусы 12 и 29
Новые маршруты, заменяющие автобусы 12 и 29

Это же плагиат автобусных маршрутов, причем очень востребованных!

Не беда - подключаем городских властей и поднимаем вопрос о замене автобусного маршрута на троллейбусный. Здесь не только увеличение экологичности транспорта, но и экономика - электротранспорт в эксплуатации дешевле автобуса.

При такой интенсивности движения, как на этой типичной для Ижевска картине, выгоднее передавать энергию по проводам, чем возить с собой. transphoto.org, автор Амир Закиров
При такой интенсивности движения, как на этой типичной для Ижевска картине, выгоднее передавать энергию по проводам, чем возить с собой. transphoto.org, автор Амир Закиров

По сравнению с предыдущим вариантом этот требует более сложной и объемной работы, но его итоговый результат не выглядит как незаконченный проект. Но есть одно препятствие.

Троллейбусы всех маршрутов, имевших конечную на улице Труда. transphoto.org, автор Сергей Валерьевич
Троллейбусы всех маршрутов, имевших конечную на улице Труда. transphoto.org, автор Сергей Валерьевич

К примеру, рассмотрим маршрут автобуса №12. Будем считать, что его протяженность такая же, как у троллейбуса №5 на момент закрытия, которому для короткого интервала нужно 28 машин. Осенью 2010 года, имея 234 троллейбуса, ИжГЭТ выпускал на линию 171 (из которых 7 на пятый маршрут). Коэффициент использования ПС составлял 0,73 - максимум для такого возраста. Значит, что для нового маршрута требовалось не менее 21 нового троллейбуса. В 2011-2020 годах не куплено ни одного. Но они могли быть куплены - об этом позже.

Были Икарусы и ЗиУ. Икарусы заменили, ЗиУ остались. Были Волжанины и ЗиУ. Волжанины заменили, ЗиУ остались. Были МАЗ-203 и ЗиУ... Фото: transphoto.org, С. Чекалкин
Были Икарусы и ЗиУ. Икарусы заменили, ЗиУ остались. Были Волжанины и ЗиУ. Волжанины заменили, ЗиУ остались. Были МАЗ-203 и ЗиУ... Фото: transphoto.org, С. Чекалкин

3. Использовать направление "10 лет Октября - Пушкинская"

Перенаправить на него следовало уже имеющийся маршрут, будь то 4, 7 или тот же 5. Такое изменение не требовало увеличения числа троллейбусов и водителей. Более того, это направление не занято никем до сих пор.

Перенаправление маршрута №7
Перенаправление маршрута №7

Как это решение повлияло бы на троллейбусную сеть? Попробуем получить представление о пассажиропотоке.

Перенаправление маршрута №4
Перенаправление маршрута №4

Изменение маршрутов 4 или 7 ухудшило бы направление "Дзержинского-Пушкинская", но за последние 10 лет именно на этих двух маршрутах выпуск ПС сократился больше, чем на остальных.

Перенаправление маршрута №5
Перенаправление маршрута №5

В таком случае время в пути пятого маршрута сократилось бы до 31 минуты. Перенаправление пятерки на Пушкинскую оставило бы центр и Удмуртскую улицу без троллейбусной связи, но там уже хозяйничали 12 и 27 автобусы. Можно сделать вывод, что маршруты 4, 5, 7 были обречены на падение пассажиропотока, так что в этом вопросе ИжГЭТу терять было нечего, и можно было хотя бы поэкспериментировать. Это однозначно лучше, чем просто бросить линию.

Что имеем в сухом остатке, причина закрытия маршрута троллейбуса N5 - это проигрыш локальной конкуренции автобусам

Но можно ли считать строительство троллейбусной линии на участке улицы 10 лет октября ошибкой?

Продолжим в следующей статье, там мы поймём, что закрытие 5ки стало частью десятилетней смуты. Чтобы не пропустить новые статьи рекомендую подписаться на канал!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ!

ТАКЖЕ НА КАНАЛЕ:

С днем рождения, ижевский троллейбус! 52 года развития, борьбы и выживания

-13

Здесь был идеальный троллейбус, пора отвыкать❕ Маршрутная сеть Ижевска 🚦все изменения

-14

Модернизация трамваев в Ижевске💔 Tatra T3K«Иж» с низкопольной вставкой

В ПОДДЕРЖКУ ГОРОДСКИХ и ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ ПОДПИСКА !

ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЛАЙКИ, ЭТО ВЛИЯЕТ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ДАННОЙ ТЕМАТИКИ