Через 10 лет Россия должна стать другой страной. С ускоренно растущей цифровой экономикой и госуправлением, раскрывающим таланты каждого. Как этого добиться, изложено еще в указе президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Владимир Путин поручил разработать инструментарий для реализации амбициозных задач. И на следующей неделе правительство представит Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. В распоряжении «Финансовой газеты» оказался его проект. Он, конечно, будет корректироваться, но основные положения, вероятно, останутся. Определяющая черта документа – упор на социальные преобразования и воспитание граждан в духе исконных духовных ценностей. Но вот механизмы мобилизации финансовых ресурсов и стимулирования экономического роста вызывают вопросы у экспертов и бизнеса.
В июльском 2020 года указе сохранили всего пять национальных целей, сместив их достижение с 2024 года на 2030-й. Согласно майскому 2018 года указу целей развития было почти в два раза больше – девять. Однако схема изложения президентской стратегии была оставлена прежней. Вначале задаются социальные задачи, например обеспечение роста населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (только не в 2024 году, а в 2030-м), снижение в два раза уровня бедности и т. п. А меры экономического характера сносятся в самый конец документа. То есть сначала делят медвежью шкуру, а потом думают, как добыть зверя.
Более того, в июльском указе его социальная ориентация только усиливается вплоть до постановки задач, направленных чуть ли не на формирование нового человека. С чем в нашей стране так и не справились еще в советские времена.
Напомним, что в президентскую «пятерку» включены следующие национальные цели:
- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
- возможности для самореализации и развития талантов;
- комфортная и безопасная среда для жизни;
- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
- цифровая трансформация.
По такой же схеме выстроен и единый план правительства. В обоих документах целых три цели из пяти имеют исключительно социальную направленность. Но правительство еще и подсчитало, сколько денег придется потратить на все это из бюджетов всех уровней госуправления.
Сколько стоит «ЮНАРМИЯ»
Общественные инициативы недешево обходятся госбюджету. Юнармейцам вместе с воспитанниками военно-исторических лагерей и участниками инициативы «Дорогами Победы» за три года (с 2021 по 2023 год) федеральный бюджет согласно единому плану выделит 1,46 млрд рублей.
Но, видимо, это не окончательная цифра. Численность «ЮНАРМИИ» растет как на дрожжах. В 2017 году в ней пребывали 160 тыс. детей и подростков, в 2019-м – уже 608 тыс. В 2030 году мобилизуют 3,250 млн юнармейцев. И тогда «ЮНАРМИЯ» более чем в три раза превысит численность военнослужащих МО РФ.
Недешевые добровольцы
В единый план включен индикатор «Доля граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью». В 2018 году по факту волонтеры составляли 3,1% от всего населения, в 2019-м – 5,6%, в 2020-м (оценка) – 5,3%. В 2021 году ожидается рост числа добровольцев до 7,2%, в 2024-м – до 9,9%. Наконец, в 2030 году в волонтерские ряды должны войти 15,5% граждан России. При этом остается неясным, чем конкретно займутся более 20 млн граждан-добровольцев. В 2021–2023 годах на госфинансирование этой программы зарезервировано 4,4 млрд рублей. Хотя добровольцы по сути своего призвания денег за работу не берут.
Впрочем, «ЮНАРМИЯ» и волонтерство – это лишь часть всеобъемлющей программы воспитания молодежи и более старших возрастов в духе исконных духовных ценностей и патриотизма. Есть даже отдельный индекс «вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций». Через 10 лет он должен составить 30%. Предполагается более чем в 12 раз рост охвата молодежи патриотическим интернет-контентом.
Кроме того, в 2030 году 70% населения будет охвачено регулярными занятиями спортом. Цель – повысить до 78 лет среднюю продолжительность жизни. Общие госрасходы на «патриотизм» подсчитать довольно сложно. Слишком много примеров перекрестного финансирования и двойного счета. Но речь идет о триллионах рублей.
ВВП на всех не хватит
Впрочем, не единым патриотическим воспитанием ограничивается единый план по достижению национальных целей. Как никак, необходимо обеспечить рост доходов населения и повышение качества жизни. Сделать это можно только за счет «устойчивого роста ВВП в средне- и долгосрочной перспективе». Однако конкретные меры, предложенные авторами плана для реализации прорывных целей, также вызывают ряд вопросов.
Например, в едином плане декларируется, что ежегодные темпы экономического роста в ближайшие 10 лет должны превышать среднемировые. Но в таблицах, размещенных в плане, рост ВВП ограничивается немногим более 3% в год, в том числе и в 2030-м. В этом году – 3,3%. Между тем, по прогнозам МВФ, среднемировые темпы увеличения ВВП в 2021 году достигнут 4,5%. Опережающего роста явно не получается. Тем более что надо учитывать и тот факт, что в ближайшей перспективе экономический рост во многом будет являться восстановительным. К уровню докризисного 2019 года, по самым оптимистическим прогнозам, российская экономика вернется не ранее конца 2021 года – начала 2022-го.
В свою очередь, рост ВВП в значительной мере основан на увеличении потребительского спроса. В принципе этот показатель в начале этого года растет. Сказывается отложенный спрос на товары длительного пользования, а также резкое сокращение зарубежного туризма. Однако, с другой стороны, в прошлом году резко (на 3,5%) упали реальные располагаемые доходы населения. За последние восемь лет – падение более 10%. Учитывая этот факт, предполагаемый рост доходов в 2,5% годовых только через несколько лет даст восстановление позиций 2013 года. Доходы населения в России на 85% обеспечиваются зарплатами. Соответственно, и ежегодное увеличение вознаграждения за труд также растет мизерными темпами в 2,5%.
И это еще не самый плохой прогноз. Дело в том, что существенный рост зарплат можно обеспечить только за счет реального, а не бумажного увеличения производительности труда. Однако вокруг расчетов этого показателя Росстатом не утихают дискуссии. Российские статистики предпочитают определять рост производительности труда путем деления зарплат на персонал предприятий. В результате получается не совсем точная цифра, не отражающая реального положения дел. Ведь зарплату можно искусственно увеличивать, а работников сокращать. В ОЭСР, как считают многие эксперты, выбрали другой, более объективный метод расчета производительности труда – используя тот же персонал, но деля на него добавленную стоимость. Споры могут быть нескончаемыми. Но ясно одно: реальных мер по стимулированию производительности труда (кроме общих рассуждений о цифровизации) в едином плане нет. Как нет и идеи майского указа президента от 2012 года о создании 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест. Вместо этого предлагается увеличить на эту же цифру численность малых и индивидуальных предпринимателей, включая самозанятых.
Новый инвестиционный цикл
Конечно, не все предложения авторов единого плана правительства кажутся малореальными. Если избавить многосотстраничный текст от избыточного патриотизма, есть над чем поработать, чтобы скорректировать планы. В частности, буквально на глазах разворачивается работа на самом верху над стимулированием инвестиций. В плане бездоказательно указано, что к 2030 году инвестиционный рост дойдет до 70% годовых.
Но есть надежда, что соответствующий раздел в ближайшее время будет существенно дополнен теми правительственными мерами, которые разрабатываются после встречи президента с представителями бизнес-сообщества 11 марта. В частности, на встрече было предложено провести инвестиционный налоговый маневр – инвесторы на время строительства новых производственных объектов вместо разорительного имущественного налога будут вносить деньги в казну в рамках налога на прибыль. Естественно, когда она появится. Были предложения и уменьшить ставку налога на прибыль на время инвестиционного процесса.
Правда, правительство эти просьбы встретило в штыки. И министр финансов Антон Силуанов, и глава МЭР Максим Решетников уверены, что все необходимые инструменты для стимулирования капиталовложений внедрены правительством. Например, благодаря соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые были задействованы в прошлом году, портфель частных инвестиций составил уже 1 трлн рублей. К 2024 году ожидается 8 трлн рублей. При этом сам закон о СЗПК сейчас существенно модернизируется.
Геополитическая обстановка, в свою очередь, диктует переориентацию инвестиций на внутренний рынок. «Вкладывайте домой», – призвал президент. Но против реверсивного процесса играет нерешенность проблемы прозрачного судопроизводства. Именно поэтому многие российские компании и не спешат покинуть офшорные гавани.
В целом единый план правительства по достижению национальных целей к 2030 году рассчитан на возможности и действия только государства. Роль гражданского общества и предпринимательского сообщества проигнорирована. Упор продолжает делаться на госкапитализм, а не на свободный рынок, умело регулируемый все тем же государством.