Можете ли вы определить, является человек преступником, лишь взглянув на него? Вероятнее всего нет, не можете. Однако подобная идея обрела популярность в конце XIX века. Первые криминалисты Европы и США вели ожесточенные споры о том, есть ли у преступников определенные черты лица, отличающие их от не преступников. На сегодняшний день нет научных данных, подтверждающих теорию «прирожденного преступника», но она повлияла на формирование области науки, которую мы называем криминологией.
Идея и ее влияние
Идея о врожденной склонности к свершению преступлений впервые пришла в голову психиатру итальянского происхождения Чезаре Ломброзо в начале 1870-х годов. Осматривая труп Джузеппе Виллеллы, попавшего в тюрьму за кражу и поджог, профессор, как он считал, сделал великое открытие: у Джузеппе на задней части черепа была вмятина, напоминавшая похожие вмятины на черепах обезьян. В своей самой известной и влиятельной работе «L’Uomo delinquente» («Преступный человек») Чезаре писал:
«При виде этого черепа, я внезапно увидел проблему природы преступника — атавистического существа, которое подвержено влиянию свирепых инстинктов первобытного человека и животных.»
Ломброзо выделил ряд внешних признаков, по которым можно было определить патологическую предрасположенность индивида к свершению преступлений. Среди этих признаков были большие челюсти, густые брови, определенная форма черепа, неправильное строение ушной раковины, слишком длинные конечности и так далее.
Идеи Чезаре Ломброзо серьезно повлияли на взгляды западных ученых и властей на преступность. До этого многие мыслители эпохи Просвещения считали, что люди делают выбор в отношении нарушения закона по собственной воле. А труды Ломброзо предполагали, что у значительной части преступников есть врожденная склонность к нарушению закона, против которой им трудно сопротивляться. Последователи новой школы сделали упор на устранение «прирожденных преступников» из общества, а не на их реформирование.
Труды Ломброзо сочетали в себе френологию и физиогномику — две псевдонауки, которые пытались объяснить личность и поведение человека на основе его черепа и черт лица соответственно. Белые люди до него использовали эти псевдонауки для продвижения расистских теорий, Чезаре использовал их для развития «криминалистической антропологии». По его мнению, нарушители закона — люди ненормальной физической, а потому и психической организации, люди особого типа, для которых преступление является следствием врожденных особенностей, результатом атавизма. Подобных людей Чезаре называл «homo delinquent» (лат. «человек виновный»).
Ломброзо считал, что наказание не может исправить таких людей и предлагал избирать для них наказание в виде очень длительного срока заключения или смертной казни.
Атавизм — появление у конкретной особи признаков, свойственных дальним предкам, но отсутствующих у ближайших.
До публикации книги «Преступный человек» в 1876, Ломброзо преподавал психиатрию, нервную патологию и антропологию в Университете Павии и руководил психиатрической больницей Пезаро с 1871 по 1873 год. После выхода книги он стал профессором судебной медицины в Туринском университете. Представители правоохранительных органов того времени считали его авторитетом.
Чезаре имел огромное влияние, он был первым человеком, который выделил преступность и преступников в отдельную область исследований. Он также был первым, кто написал о природе женской преступности, изложив свою теорию в книге «Женщина-преступница и проститутка».
В этом труде Ломброзо рассматривает отношение женщин к любви, проституции и преступности. Он приходит к выводу, что для женщин главным инстинктом является размножение, которое определяет их поведение в течение жизни.
Переведенные версии книг распространили идеи Чезаре по всей Европе и США, поскольку социальный дарвинизм — искаженная версия теории эволюции Дарвина — набирает популярность в конце XIX – начале XX веков.
Труды Ломброзо собрали огромное количество последователей. В Америке самым ярым последователем Чезаре был социолог Чарльз А. Эллвуд, ставший президентом Американского социологического общества в 1924 году.
«Публикация работ Ломброзо на английском языке должна ознаменовать эпоху в развитии криминологической науки в Америке. Его книги должны быть на полке каждого судьи и адвоката по уголовным делам», - сказал Эллвуд в 1912 году в интервью одному из журналов.
Ломброзо и Толстой
Одной из популярных работ Чезаре была «Гениальность и помешательство», в которой он проводит параллель между людьми велики и помешанными. В книге Ломброзо практически ставит диагнозы величайшим гениям, таким как Андре-Мари Ампер, Блез Паскаль, Альбрехт фон Галлер, Жан-Жак Руссо. Самое интересное, что рассматриваемые в книге знаменитости были мертвы к моменту написания книги, а значит не могли опровергнуть то, что там было написано.
В 1897 году в Москве состоялась XII Международная медицинская конференция, на которую прибыл Чезаре Ломброзо. Решив проверить свою теорию о патологии гениальности, он направился в гости к Льву Николаевичу Толстому, к тому моменту уже известному на весь мир своим гением литературной мысли. Чезаре прибывает в Ясную Поляну, чтобы своими глазами увидеть дегенеративные аспекты Толстого.
Лоброзо рассказал ему о своих теориях и о том, что общество имеет право защищаться от «прирожденных преступников» даже с помощью смертной казни. Лев Николаевич вел разговор не охотно, собеседник его явно раздражал. Долгая беседа ни к чему не привела — они были слишком разными, чтобы иметь точки соприкосновения.
По итогу Толстой записал в дневнике, что Ломброзо «простодушный и ограниченный старик» и высмеял его идеи в своем последнем романе «Воскресенье», где называет антропологические теории Чезаре аморальными.
Заключение
Чезаре Ломброзо умер 19 октября 1909 года, но его идеи пережили его. В 1930-х годах Гарвардский антрополог Эрнест А. Хутон провел исследования более 17 000 человек и пришел к выводу, что «преступники уступают гражданским почти по всем параметрам своего тела». На основе работ Ломброзо, британский антрополог-расист Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина и основоположник науки под названием «евгеника», создал сложные образы «еврейского типа» и повлиял на нацистское мышление.
Работы Чезаре часто подвергали критике. Первая серьезная волна критики пришла после того, как ученики Ломброзо выяснили, что 63% итальянских солдат, согласно трудам их учителя, имеют преступные наклонности. Чуть позже обследование 3000 заключенных в тюрьмах Англии окончательно опровергло утверждения Чезаре Ломброзо.
С приходом технологий распознавания лиц была предпринята еще одна попытка проверить теорию «преступного человека». В 2016 году два исследователя из китайского Шанхайского университета Цзяо Тонг опубликовали статью, в которой утверждали, что они использовали технологию распознавания лиц, чтобы определить признаки, соответствующие преступности. Однако критики отметили, что одним из недостатков исследования является предположение о том, что количество людей, осужденных за преступления, точно отражает количество людей, которые их совершают.