Найти тему
ПроАвтобизнес

Китайское «сердце» российских автомобилей

Сегодня никого не удивишь, что в моторном отсеке легкового автомобиля или коммерческого транспорта установлен двигатель, произведенный в Китае.

Тут следует сделать небольшое отступление. В Китае создана мощная моторостроительная отрасль. На территории Поднебесной возведены моторостроительные заводы как зарубежных автопроизводителей, так и своих собственных.

Заводы таких компаний как Weichai и Yuchai поставляют двигатели не только на внутренний рынок, но и за рубеж. Китайские моторостроители далеко продвинулись в создании двигателей, работающих на природном газе.

НефАЗ-5299-40-57
НефАЗ-5299-40-57

На новые модификации газомоторных автобусов НефАЗ-5299-40-57 LNG (LNG - liquefied natural gas), работающих на сжиженном природном газе, установлен газовый двигатель китайской корпорации Weichai. Отличительной особенностью НефАЗ-5299-40-57 LNG является система хранения топлива – метана. В заднем свесе автобуса расположен криобак вместимостью 350 л. В моторном отсеке НефАЗ-5299-40-57, работающего на компримированном природном газе, устанавливают также китайский двигатель Weichai WP7NG 260E51.

Газомоторный Volgabus
Газомоторный Volgabus

Активно использует китайские силовые агрегаты и другой отечественный производитель автобусов Volgabus . На модель городского автобуса большого класса Ситиритм 12 GLE устанавливают китайские двигатели Yuchai YC6L280N-52 (Евро-5), развивающие мощность 197 кВт, работающие на компримированном природном газе. А на 10-метровую модель автобуса этого производителя Ситиритм 10 GLE другая модификация мотора — Yuchai  YC6J210N-52 (Евро-5), развивающего мощность 146 кВт. На дизельные версии автобусов данного производителя устанавливают Yuchai Y C6L310-50 (Евро-5) мощностью 218 кВт.

Китайское «сердце» Газели

Но, наверняка, интересен несколько другой аспект российско-китайского сотрудничества. Исторически сложилось, что два российских автозавода – ГАЗ и УАЗ – это исконно российские производители автобусов особо малого класса и коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 тонн. Но в 90-е годы прошлого века, при проведении приватизации, каждый из этих автозаводов «потерял» свое моторное производство. Кооперационные связи и логистика, выстроенная еще в СССР, в едином народнохозяйственном комплексе, оказались полностью разрушены. В 2001 году ОАО «ЗМЗ» (Заволжский моторный завод) – крупнейший поставщик двигателей на конвейер ГАЗа – вошел в состав холдинга ОАО «Северсталь-авто», который впоследствии был переименован в компанию Sollers. В результате Заволжский моторный завод, находящийся в шестидесяти километрах от Нижнего Новгорода, работает на конвейер Ульяновского автозавода.

А навстречу моторам ЗМЗ из Ульяновска, с УМЗ (Ульяновский моторный завод), везут бензиновые  двигатели на Горьковский автозавод. Вот такие новые реалии российского автопрома.

-4

Когда Горьковский автозавод в 90-ые годы прошлого века начал выпускать коммерческий автомобиль Газель, конструкторам ГАЗа было дано задание подыскать подходящий дизель. И такой силовой агрегат для Газели нашли в Австрии. Дело в том, что местный  крупный производитель двигателей и грузовых автомобилей Steyr (Штайр) в самом начале 90-ых перешел под контроль немецкого MAN. И соответственно, при таком слиянии часть наработок австрийцев оказалась ненужной, этим воспользовались как китайские автопроизводители, так и на ГАЗе. Про китайцев требуется отдельный разговор, как они на австрийских технологиях поднимали свое моторостроение, а вот на Горьковском автозаводе лицензионный австрийский Steyr М1, переименовали в ГАЗ-560. Дизель имел объем 2,1 литра, два клапана на цилиндр, привод Г РМ – зубчатым ремнем, насос-форсунки с электронным управлением.

Но «австриец» оказался сложным, дорогим в производстве и потому редким мотором и не получил широкого признания в среде отечественных коммерческих перевозчиков. Нужен был приемлемый агрегат. Таким мог бы стать при определенной доработке дизель Заволжского моторного завода ЗМЗ-514, объемом 2,24 литра. Но при существующей жесткой конкуренции между Группой ГАЗ и Sollers речи о сотрудничестве быть не могло.

-5

Специалисты Группы ГАЗ нашли такой дизель в Китае. И вот уже более 10 лет на конвейер ГАЗа из Пекина ведутся поставки двигателей Cummins ISF 2.8. С ним Газель стала массовым дизельным грузовичком. А началось все осенью 2010 года. Тогда на российский рынок выводился малотоннажник Газель-Бизнес. И на нижегородскую полуторку начали устанавливать дизели ISF 2.8 мощностью 120 л.с. с 3200 об/мин, с моментом 270 Н.м. Параллельно выпускали и бензиновые версии с ульяновскими моторами УМЗ-4216. На Газелях используют практически минимальную из имеющихся у Cummins ISF 2.8 настройку мощности (есть еще варианты 131, 150 и 163 л.с.), Позже 120-сильный дизель начали устанавливать на шасси и бортовые Газель Next, а на цельнометаллический фургон поставили дизель увеличенной до 150 л.с. мощности, 330 Н.м. Также его можно увидеть и на самой «тяжелой» «ГАЗели» с полной массой 4,6 тонны.

Cummins ISF 2.8
Cummins ISF 2.8

Чуть более 10 лет идут поставки в Россию Cummins ISF 2.8, уже продано более 200 тысяч дизельных «Газелей» различных моделей и модификаций. В зависимости от спроса и ситуации на рынке, в год выпускают от 25 до 30 тысяч нижегородских LCV с дизелями Cummins. То есть 30-50 % от годового выпуска – это дизельные машины. Но такой объем выпуска моторов не позволяет организовать выпуск этих двигателей в РФ — слишком мал внутренний рынок.

Нужно отметить, что Cummins ISF 2.8 не совсем китайский. Этот мотор выпускают в Китае, на заводе Beijing Foton Cummins Engine Company Limited (BFCEC). Это совместное предприятие китайского Foton и американского Cummins. которое находится в Пекине. Проектная мощность 400 тысяч двигателей в год, из них 250 тысяч – ISF 2.8 и 150 тысяч – ISF 3.8. Кроме китайских грузовиков и LCV марок Foton, JAC и ряда марок Sinotruck, двигатели поставляют в Бразилию.

источник