Найти в Дзене
Ненастоящий Миллионер

Чистая прибыль - простой индикатор. А зачем усложнять?

«Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (…) (некоммерческие организации) ».

(с) ГК РФ ст. 50 п.1.

Как говаривали нам на лекциях преподаватели «лучше, чем в законе – не скажешь». Может, конечно, это и есть часть моей пресловутой «профессиональной деформации», но мне действительно кажется, что бизнес устроен вот так вот просто.

Коммерческие организации направлены на извлечение прибыли. Та организация, которая извлекает прибыль наиболее эффективно – та и есть наиболее эффективная. А та, которая вообще не извлекает прибыль – так себе организация. А если у нее, нидайбох, годами убытки – как у, не к ночи будь помянутого, Озона (к слову – недавно обогнавшего по капитализации прибыльный Х5 Retail Group) – то такая организация не просто плоха – она ужасна.

И все остальное, на мой взгляд – это какие-то танцы с бубном и попытки навести «тень на плетень». Рассказы про то, что для акционеров обороты важнее, чем прибыль (любимая песня Джефа Безоса, кстати, хотя Амазон уже и начал прибыль приносить, наконец) – только это же все про пирамидинг а не про бизнес. Да, удачно продать взлетевшие на хайпе акции можно пользуясь большим оборотом (как у ОЗОНа) или даже просто большим шумом – как у Теслы. Но в случае нормальных долгосрочных инвестиций - ничего важнее прибыли для акционеров нет, и быть не может (ну может быть одинаково важно – сколько от этой прибыли пойдет на дивиденды )))

Раздутые обороты могут быть важны только как промежуточный шаг к прибыли – четко и понятно обозначенный в бизнес плане:

1. В этом году мы увеличиваем оборот

2. В следующем году у компании увеличивается прибыль.

Только в такой причинно-следственной связи акционеров волнует и радует увеличение оборота.

Мне вот интересно наблюдать, как легко люди за деревьями не видят леса. Помните старый мультик про продажу коровы?

Там, где крестьянин пытался продать корову и на вопрос покупателя «а много ль корова дает молока?» честно отвечал «да мы молока не видали пока»?

Так вот, на примере коровы, почему-то, любому было понятно, что пока не начнешь врать про немереные удои – фиг ее кому продашь. Типа – ну какому же дураку нужна корова, не дающая молока?

НО…

Как только речь заходит о коммерческой организации не приносящей прибыли – люди вместо того, чтобы применить свою простую жизненную логику теряются в словоблудстве и каких-то странных псевдостратегических рассуждениях – и опаньки – обнаруживают, что накупили полные карманы акций ОЗОНа, отродясь не дававшего молока, пардон – прибыли ))

Ну да ладно, каждый человек сам президент своего инвестиционного фонда, как я люблю повторять ))

Вернемся к нашему индикатору.

-2

Чистая прибыль. Честно скажу – это мой любимый индикатор. Я же не эксперт и не аналитик – даже не гуру трейдинга – могу признаться в своей необъективности и предвзятости )).

Понимаю его недостатки – даже вам сейчас про них расскажу, а все равно считаю его наиболее важным.

Суть вот в чем.

Коммерческая организация направлена на извлечение прибыли. К слову – новомодные сейчас поиски «миссии» компании ужасно веселят юристов. «Миссия» любой коммерческой организации четко прописана в гражданском кодексе – извлечение прибыли.

Не получающая прибыли коммерческая организация, как я уже выше писал – бессмысленна. Она, как бы это повежливее сказать – то ли не совсем коммерческая, то ли не совсем успешная. Поэтому нам, инвесторам, в любом случае от такой странной организации лучше держаться подальше.

Чистая прибыль – это самый простой индикатор. Он – как температура для организма. Есть много других способов проверить все ли в порядке с организмом. Но если уже градусник показывает, что температура повышенная, то вам не нужны сложные анализы, чтобы сказать – что-то точно не в порядке. А уж дальше вы можете внимательно проанализировав установить – то ли пациент просто перегрелся на солнышке, то ли у него грипп. Но первый симптом – температуру - очень легко увидеть.

Так и с чистой прибылью.

Далее посмотрим это на примерах, а перед примерами – немного о недостатках индикатора.

Справедливо отмечается, что чистая прибыль – это тот индикатор, которым не сложно манипулировать. Причем в обе стороны – при желании менеджмента. Способы давно и хорошо известны – обесценение активов, ведущее к занижению прибыли (если есть желание занизить раздачу дивидендов, например) или переоценка активов в связи с курсовой разницей, к примеру – если есть желание завысить прибыль и получить повышенные бонусы для менеджмента. Да мало ли креативных ребят-финансистов?

Но все же все эти приемы – более-менее единовременные. Систематически в такие игры не поиграешь. Так что если мы выбираем компанию для долгосрочных инвестиций и оцениваем ее в долгосрочном интервале – мне представляется, что индикатор чистой прибыли дает нам достаточно объективную и информативную картину.

Поэтому для меня, как я уже честно признался – это любимый индикатор. P/E – скорее показывает, брать ли компанию СЕЙЧАС или она перегрета. А вот брать ли компанию В ПРИНЦИПЕ – для меня на этот вопрос прежде всего отвечает ее возможность генерировать деньги – год за годом. То есть – чистая прибыль.

Есть и еще один момент, почему чистая прибыль нравится мне, как индикатор. Если вы посмотрите на практически на все остальные индикаторы – они

Во-первых, расчетные и

Во-вторых, постоянно изменяющиеся,

причем зависят один от другого и от рыночных переменных.

Что я имею ввиду. Давайте посмотрим на примере P/E .

Ни в один момент времени не было такого, чтобы все сервисы были в точности согласны относительно P/E какой-либо компании.

Хотя бы одной.

Всегда их позиции отличались. Я понимаю, что ты можешь ежедневно сам считать показатели руками. Но… Я, например, не бухгалтер и с цифрами не дружу. Предполагается, что в БКС, РБК, на Инвестинге, в Инвестминте, Смартлабе, Доход ру и т.п. сидят люди, которые с цифрами дружат… Почему у всех разные результаты? Мистика ))) Не говорите, что они подсчитывают цифры в разные моменты – вроде бы данные должны экспортироваться автоматически – двадцать первый век на дворе ))

Так что говорить о P/S? Там все еще динамичнее и неоднозначнее.

А чистая прибыль – она в отчетности. Из года в год, как я уже писал выше, мухлевать не получится – правда выплывет – так что все же, получается, это более надежный индикатор – хоть и приходится смотреть его в динамике – и накопленным итогом.

-3

Итак.

Давайте попробуем посмотреть на примерах. Что мы увидим, глядя на показатели чистой прибыли и отталкиваясь от них.

Пример один. Нижнекамскнефтехим.

Ужасная низкая прибыль по 2020 году. 4,4 миллиарда рублей против 23,7 миллиарда в прошлом году. Драма ли это? Повод ли это «сушить весла»?

Такое падение прибыли – это та самая «температура на градуснике», которая заставляет посмотреть повнимательнее на нашего «пациента» - с чего вдруг НКНХ так «залихорадило»? Естественно, ничего радостного в таких результатах нет. Однако, и ничего неожиданного в этих результатах мы не увидели. Был трудный год. Пандемия. Автопром работал не особо – шины тоже продавались не особо, что очевидно. Стройка идет масштабная – что формирует большие капитальные затраты. Итого – получается, что никаких хороших новостей не видно, но и драмы большой нет. Смотрим на предыдущие годы – НКНХ «штамповал» по плюс-минус 24 миллиарда чистой прибыли четыре года – с 2016 по 2019. «Сбился» с этого ритма – только в один год – 2020, когда сошлись в одном году пандемия и гигантская стройка. Вывод - надо посмотреть на результаты следующего года.

Пример два. Магнит.

59 миллиардов рублей чистой прибыли в 2015 году

54 миллиарда рублей в 2016

36 миллиардов рублей в 2017

24 миллиарда рублей в 2018

10 миллиардов рублей в 2019

33 в миллиардов рублей в 2020 году.

Хммм… Ну, я бы сказал так – раз в год и незаряженное ружье стреляет )) В данном случае – раз в пятилетку. И то – не само – дичайший рост цен помог. Аналогичная картина – но чуть менее драматичная – по Х5. Коротко говоря – бизнес планомерно теряет прибыль. Если кому-то глядя на эти цифры захотелось купить акций Магнита… Ну что сказать? ОЗОНа еще возьмите на сдачу ))

Пример три. Сбер.

223 миллиарда рублей чистой прибыли 2015 год

541 миллиард рублей 2016 год

749 миллиардов рублей 2017 год

833 миллиарда рублей 2018 год

845 миллиардов рублей 2019 год

761 миллиард 2020 год

Что мы видим? Прибыль увеличивается год от года, хоть и снижается темп прироста – но это эффект высокой базы. Единственный плохой год – 2020, когда пандемия снизила прибыль, но тоже не драматично. Не знаю, у кого как, но у меня сразу появляется желание купить акции этого банка )) А уж когда еще известно, что в этом году он больше половины этой прибыли раздает акционерам – ну просто пупсик, а не банк ))

И хотя Бог любит троицу – не удержусь – и все-таки приведу

Пример четыре. Русагро.

Что мы видим, если посмотрим на чистую прибыль Русагро с 2010 года? Она болтается в районе 2-5 миллиарда рублей. Так происходит до 2014, когда компания зарабатывает 20 миллиардов – и в 2015 еще 24 миллиарда.

А потом прибыль снова падает. Что случилось? А вот что.

Амбициозный хозяин компании Вадим Мошкович и его еще более амбициозный гендиректор Максим Басов решают сделать гигантский шаг в развитии. В 2016 году компания проводит допэмиссию в Лондоне, привлекают более 250 миллионов долларов. Сам Мошкович при этом вложил около ста миллионов долларов и еще семнадцать вложил Басов – они верят в свою компанию и готовятся сделать ее лидером российского продовольственного рынка.

Наступает «эпоха больших капексов» - и мы видим это на графике чистой прибыли. Прибыль падает до всего лишь 6 миллиардов в 2017 году. Однако – и это на мой взгляд большая заслуга менеджмента компании – даже в самые трудные годы «высоких капексов» компания остается прибыльной. Я считаю – это лучший признак того, что менеджмент действительно умеет управлять бизнесом и финансовыми потоками, а не рассказывать акционерам сказки, что «обороты важнее прибыли».

Но вот к 2020 году вложения начинают давать свои плоды. И на графике чистой прибыли мы снова это отлично видим – 24 миллиарда чистой прибыли за 2020 год. А то ли еще будет в 2021? ))

Подводя итог. Мне кажется, покупка компаний, которые зарабатывают прибыль для акционеров – это неплохая стратегия. Звучит, конечно, слишком просто. Почти так же просто как «купи дешево – продай дорого». Но есть старая мудрость – чем проще стратегия, тем меньше шансов, что что-то пойдет не так. И тем больше шансов, что она приведет вас к успеху – сделает настоящим миллионером ))