Найти в Дзене

Он создавал ВДВ во время Великой Отечественной. Глазунов Василий Афанасьевич дважды герой СССР.

Глазунов Василий Афанасьевич
Глазунов Василий Афанасьевич

Киевская операция - крупномасштабное сражение между Красной Армией и Вермахтом, закончившееся разгромом советских войск. Но и у этой битвы были свои герои. 30 июля немецкие войска силами трёх пехотных дивизий нанесли сильный удар вдоль шоссе Белая Церковь — Киев. Сломив сопротивление 147 советской дивизии, немцы 6 августа прорвались к аэродрому Жуляны на окраине Киева. Они уже почти полностью заняли поле с не успевшими улететь самолётами, как вдруг там же появились колонны советских солдат с голубыми авиационными петлицами. Это были десантники. Развернувшись в цепь, они стремительно атаковали пехоту противника. Бой завязался ожесточённый и уже скоро он перерос в рукопашную схватку. Немцы на тот момент были самыми опытными и искусными солдатами, но даже их ошеломила тактика советских десантников. Огромного роста и физически сильные, они при ударе штыком, перебрасывали противника через себя, как мешки с соломой. Каждый из них имел при себе нож, которым действовал виртуозно. Так же они ловко применяли недоступные обычным пехотинцам приёмы рукопашного боя. Немцы не смогли ничего противопоставить этой внезапно появившейся силе, и, бросая раненых, отступили, а Жуляны в этот день остались за советскими войсками.

-2

Когда, после боя, местный санитар перевязывал раненных бойцов, то он спросил одного из них: «Кто вы? Неужели лётчики?»

- Десантники мы, - с гордостью ответил боец, - десантники генерала Глазунова!

Генерал-лейтенант Василий Афанасьевич Глазунов, дважды герой Советского Союза и первый командующий Воздушно-десантными войсками СССР, был выдающейся личностью. До сих пор его называют дедом воздушно-десантных войск, хотя десантником-то он стал всего лишь на второй день войны.

Родом Глазунов был из обычной бедной крестьянской семьи, и самого детства он с утра до вечера батрачил. Быть может, первый раз он облегчённо вздохнул, когда его в августе 1915 года забрали на фронт Первой Мировой Войны. Тут он впервые в своей жизни понял, что находится на своём месте. Уже скоро смышлёного паренька, который проявлял сильную тягу к обучению, перевели в команду разведчиков 195-го Оровайского пехотного полка. Воевал Глазунов успешно, участвовал в Брусиловском прорыве и в феврале 18 года был демобилизован в чине младшего унтер-офицера.

Глазунов до Великой Отечественной
Глазунов до Великой Отечественной

Первые военные схватки с солдатами кайзера Вильгельма второго не прошли для Василия Глазунова даром. Уже во время Великой Отечественной войны, он так отзывался о немцах:

— Я смотрел на противника хладнокровно. Германских солдат и офицеров как умелых вояк я знал и раньше. Знал их достоинства и слабости, и в этой войне они остались в общем-то теми же. Во-первых, этот противник боится ночных бесшумных атак. Следовательно, нашим войскам лучше действовать ночью, действовать внезапно и быстро, ошеломляя фашистов, внося в их ряды беспокойство и нервозность. Во-вторых, слабым их местом являются фланги. Боялись гитлеровцы наших фланговых ударов. Как только обойдешь их с флангов, так они начинают отходить. А тогда их легче преследовать и уничтожать.

После Первой Мировой войны Василий Афанасьевич Глазунов участвовал в гражданской войне, а затем обучался военному искусству и рос в званиях. В 1941 году он окончил учёбу на курсах усовершенствования начальствующего состава при Военной академии имени Фрунзе, и встретил Великую Отечественную войну на Дальнем Востоке, в городе Уссурийске на должности командира 59-й стрелковой дивизии. Его прочили на место командующего Первой дальневосточной армии, но 23 июня Василий Афанасьевич получил предписание и тотчас же отправился на запад. В Николаеве он принял в командование 3-й воздушно-десантный корпус.

Глазунов, как опытный военачальник, сразу же заметил все плюсы и минусы вверенных ему подразделений. Вооружение бригады было достаточным, так же Василий Афанасьевич отметил высокий дух бойцов, которые рвались в бой, но корпус был сформирован только в мае 41 года, и поэтому его бойцы имели очень низкую боевую подготовку.

-4

Сразу же Глазунов, используя последний отведённый ему месяц, начал тренировку своей крылатой пехоты. Он заставил командиров бригад со своими штабами десантироваться вместе с рядовым составом. Учил, как преодолевать проволочные заграждения и как бесшумно подбираться к часовым, а по ночам, вдруг, поднимал батальоны и устраивал им изнурительные марш броски. Сам Василий Афанасьевич не отставал от своих бойцов, и вместе с ними выполнял то, что требовал от них.

Уже скоро жизнь подтвердила правильность подхода Глазунова к подготовке своих бойцов. Закончив формирование, корпус передислоцировался в леса на левом берегу Днепра, восточнее Киева. А когда здесь завязались жестокие бои, в самый критический момент, когда немцы вплотную подошли к Киеву и даже заняли часть его окраин, командование ввело в бой 3-й воздушно-десантный корпус.

Десантники Глазунова ринулись в бой. Они бились отчаянно, до последнего, часто своим высоким боевым духом переламывая ситуацию в свою пользу. Здесь же под Киевом впервые ярко проявил себя будущий герой Сталинграда Родимцев Александр Ильич. Командуя пятой бригадой, он с автоматом в руках шел в первой цепи своих атакующих солдат, вел их на штурм укрепленного фашистами Лесного института. В этих боях части корпуса генерала Глазунова заставили врага попятиться, но, десантники не имели боевого опыта и тяжелого оружия, и поэтому долго не могли противостоять немецкой пехоте. Проведенные корпусом контратаки позволили отбросить обратно немцев от Киева на 20 километров и на какое-то время стабилизировать положение. Это дало время советскому командованию подтянуть к местам прорывов резервы и кое-как закрыть образовавшиеся бреши.

Киевская Операция 1941
Киевская Операция 1941

После этого корпус ещё около месяца держал оборону возле Киева, а потом с боями прорывался из окружения.

В конце августа 1941 года Глазунова вызвали в ставку главного командования. Сталину понравился доклад генерала о действиях десантников при обороне Киева, и 29 числа Василий Афанасьевич был назначен на вновь созданную должность командующего Воздушно-десантными войсками Красной армии.

Сразу же новоиспечённый командующий ВДВ начал бурную деятельность. Одновременно по его приказу началось формирование 10-ти воздушно-десантных корпусов. В Подмосковье были созданы курсы переподготовки командного состава, для которых Глазунов сам написал первую программу обучения. В Куйбышеве на базе пехотного, было создано парашютно-десантное училище. Помимо того, что Глазунову пришлось приложить титанические усилия, чтобы это училище получило всё необходимое, так ему же ещё пришлось самому налаживать работу преподавателей, которые просто не понимали чему учить будущих офицеров десантников.

Василий Глазунов
Василий Глазунов

Помимо этого, никто не снимал с Глазунова и боевых задач. 30 сентября 1941 года началась Битва за Москву. Из района Шостки перешла в наступление 2-я танковая группа генерала Гейнца Гудериана. Ему удалось прорвать брянский фронт, и 3 октября захватить Орёл, а его танки устремились дальше на Мценск. И тут опять положение спасли десантники Глазунова. Василию Афанасьевичу приказали перебросить к месту прорыва 5-й воздушно-десантный корпус, который находился в глубоком тылу. В спешном порядке в самолёты был погружен 1 батальон 201 бригады, который высадился на аэродроме между Орлом и Мценском и встретил противника. Целые сутки десантники сдерживали наступающие танки немцев, что позволило Глазунову перебросить основные силы корпуса и создать прочную оборону возле Мценска, до прихода основных резервов ставки главнокомандования.

Значительной для генерала Глазунова стала вяземская воздушно-десантная операция, которая проводилась с 18 января по 28 февраля 1942 года. Разрабатывалась она в спешке штабом Западного фронта, без учёта мнения командующего ВДВ. Не зная специфики воздушно-десантных войск, особенно их большую зависимость от авиации и отсутствие тяжёлого вооружения, штаб Западного фронта допустил ошибки в планировании, что привело к большим потерям среди десантников.

8 января в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции советские Калининский и Западный фронты перешли в наступление с целью окружения и разгрома части сил немецкой группы армий «Центр». Чтобы содействовать наступающим войскам, южнее Вязьмы был высажен десант. И тут проявили себя просчёты в планировании. Самолётов для десанта оказалось не достаточно, плюс активно противодействовала советским войскам немецкая авиация. Сама выброска прошла неудачно: большая часть грузов была потеряна, а люди рассеяны на большой площади. В результате, из 2500 в место сбора вышли только около 1300 человек. Но десантники, несмотря на большие потери, свою задачу выполнили. Перехватив коммуникации противника, овладев рядом населённых пунктов и разгромив штабы нескольких немецких частей, они способствовали наступлению 33-й армии и прорыву в тыл врага 1-го гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генерала Павла Алексеевича Белова.

Павел Александрович Белов
Павел Александрович Белов

Поступив в распоряжение Белова, десантники вместе с кавалеристами развили наступление на Вязьму на встречу 33 армии, но сил взять город и окружить немецкую группировку не хватило, и 33 армия сама оказалась в окружении.

18 февраля, чтобы пробить коридор и помочь окружённым войскам, 50-я армия перешла в наступление на позиции немцев, а в тылу противника западнее Юхнова были высажены главные силы 4-го воздушно-десантного корпуса: 7373 десантника и 1525 тюков с боеприпасами, вооружением, продовольствием и другим имуществом. Десантники должны были помочь окружённым войскам пробить коридор изнутри окружения. Эту операцию уже разрабатывал сам Глазунов, и она прошла успешнее первой. Хотя и здесь немцы оказали активное противодействие, в ходе которого сразу же был убит командир корпуса Левашёв, и в командование вступил начальник штаба Казанкин. На земле корпус встретил сильное сопротивление немецких войск, но, десантники смогли пробиться на рубеж, указанный для встречи с 50-й армией. Однако войска армии так и не смогли прорвать немецкую оборону. Так же перейдя под командование генерал-майора Белова 4-й воздушно-десантный корпус во взаимодействии с 1-м гвардейским кавалерийским корпусом и частями 33-й армии в течении пяти месяцев вели активные боевые действия, сковывая на себя 7 немецких дивизий, а 24 июня 1942 года всё таки смогли прорвать окружение и выйти на соединение с войсками 10-й армии.

-8

Первый год войны оказался трагичным для Советского Союза. Бойцам и командирам Красной армии пока не хватало опыта, но и вермахт начинал выдыхаться. Он уже не мог позволить себе наступление в трёх направлениях, как в 41 году и немецкое командование выбрало приоритетом наступление на советский Кавказ, где находилась кровь войны - нефтяные месторождения. Лето 42 года, опять началось с трагедии для Красной армии: под Харьковым было окружено и потеряно 270 тысяч человек. На южном фронте образовалась огромная дыра, куда ринулись немецкие танки, стремительно развивая своё наступление на Кавказ и Сталинград. Ставка Главного командования, не имея больше резервов, приняла решение переформировать все созданные Глазуновым воздушно-десантные корпуса в гвардейские стрелковые дивизии, которые переправили в Сталинград. Там десантники покрыли себя славой, а Василию Афанасьевичу заново пришлось формировать части ВДВ. Но только он сформировал и подготовил новую пехотную элиту в виде 8-и корпусов и 5-и маневренных бригад, как их опять переименовали в дивизии и использовали не по назначению.

Во время крайне неудачной операции «Полярная звезда» десантников использовали как ударную силу. Василий Афанасьевич был против использования легковооружённых десантников в качестве сил прорыва, он указывал на то, что это приведёт к неоправданным потерям личного состава, но всё чего он смог добиться, это только раздражения ставки главного командования. К его советам не прислушались, и слова Глазунова подтвердились. Потери среди десантников в этой операции составили более двух третей личного состава.

-9

Василий Афанасьевич сильно переживал за своих подопечных, и может быть это, спровоцировало болезнь. В апреле 1943 года он с тяжелейшей язвой был госпитализирован, и врачам, в ходе операции пришлось удалить ему пол желудка.

1 августа 1944 года передовые отряды 8-й гвардейской армии генерал-полковника Василия Чуйкова форсировали Вислу и закрепились на левом берегу в районе Магнушева. Так называемый Магнушевский плацдарм стал неприятным сюрпризом для немецкого командования. Он создавал угрозу всей варшавской группировке противника. Развивая с него наступление, красная армия могла не просто освободить Польшу, но и угрожать самой столице Германии– Берлину. Осознавая это, немцы бросили на плацдарм силы одной пехотной и двух танковых дивизий, включая элитную парашютно-танковую «Герман Геринг». Сомнений не было, что эта сила сотрёт с лица земли обескровленных в боях защитников плацдарма, но немцы не учли одного – Магнушевский плацдарм был взят силами 4-го гвардейского стрелкового корпуса под командованием гвардии генерал-майора Василия Афанасьевича Глазунова.

После болезни, Глазунов был освобождён от должности командующего Воздушно-десантными войсками РККА и назначен заместителем командира 29-го гвардейского стрелкового корпуса, где ярко проявил себя под Славянском, прорвав оборону противника, а затем взяв город Запорожье. В ноябре 43-го он возглавил 4-й гвардейский стрелковый корпус 8-й гвардейской армии.

-10

После Курской битвы, немцам нельзя было дать опомниться, собраться с силами и закрепиться, и корпус под командованием Глазунова, справлялся с этим великолепно. Используя штурмовые группы, состоящие из хорошо подготовленных бойцов, он взламывал оборону противника, и гнал немцев дальше на запад. Глазунов, личным примером заставлял своих подопечных действовать через «не могу» и преследовать врага до его изнеможения.

Высокие требования, поставленные командиром, давали свои результаты. 4-й гвардейский стрелковый корпус отличился в ходе форсирования Днепра, Никопольско-Криворожской наступательной операции, освобождении Одессы, а с января по февраль 1944 года, успешно прорвав укреплённую оборонительную полосу противника в районе села Новониколаевка и развив своё наступление, освободил 96 населённых пунктов.

За это указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года гвардии генерал-майору Василию Афанасьевичу Глазунову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После форсирования Вислы и взятия Магнушевского плацдарма, Глазунов ждал контратаки немцев, но он даже и не представлял какое испытание уготовано его солдатам. 5 августа немецкие тяжёлые танки пошли в атаку на еле успевших закрепиться гвардейцев. Противник контратаковал волнами. Стоило отразить одну, как накатывалась другая. И казалось, что им не будет конца. Немцы превосходили защитников в живой силе в два раза, в артиллерии и миномётах в три раза, а в танках и САУ имели подавляющее превосходство: 500 против 40-ка. Части Глазунова под ударами танков были вынуждены несколько попятиться, но гвардейцы сражались отчаянно, и постоянно сами переходили в контратаки. Населённые пункты возле Магнушева по нескольку раз переходили из рук в руки.

Глазунов летом 1944 года
Глазунов летом 1944 года

Более суток корпус сдерживал немцев в одиночестве. Немецкая авиация утюжила переправу, и на плацдарм практически не поступали пополнения. Только к полудню 6 августа оборонявшая переправу польская зенитная артиллерийская дивизия, понеся значительные потери, смогла переломить в свою сторону ситуацию в воздухе. Сапёры смогли-таки навести переправу и создать паромное сообщение. На плацдарм стали переправляться полк тяжёлых танков ИС и польская танковая бригада. Танкисты с ходу вступали в бой.

Жестокие, яростные бои длились на плацдарме более недели, но усиленный польскими танками, 4-й гвардейский корпус смог перемолоть немецкие соединения, отбросить противника и закрепиться на плацдарме. А через 5 месяцев 14 января 1945 года в ходе Висло-Одерской операции корпус в первом эшелоне перешёл в наступление, и прорвал три укреплённых полосы обороны противника. Закончили своё триумфальное шествие Глазуновцы уже в Берлине. Именно они штурмом овладели зданиями министерства авиации, пропаганды и гестапо.

-12

За форсирование реки Висла, захват и удержание Магнушевского плацдарма гвардии генерал-лейтенант Глазунов Василий Афанасьевич был награждён второй звездой героя Советского Союза. После войны Глазунов был назначен инспектором Воздушно-десантных войск, и далее служил на должности помощника командующего войсками Восточно-Сибирского военного округа. В июне 1954 года он вышел в отставку по болезни и жил в Подмосковье в офицерском посёлке Шереметьевский, ныне Долгопрудный. Умер герой 26 июня 1967 года.

Десантники, в шутку расшифровывают аббревиатуру ВДВ, как «Войска Дяди Васи». Конечно же, они имеют ввиду генерала Василия Маргелова, который сделал воздушно-десантные войска той элитой, которую мы знаем и сейчас. Но фундамент этого здания, был заложен, ещё во время Великой Отечественной войны, тоже, кстати Василием, Василием Афанасьевичем Глазуновым, который навсегда останется первым командующим воздушно-десантными войсками Советского Союза, и единственным в мире десантным дедом.