Попалась на глаза интересная статистика, в которой описывалась ситуация с детскими домами в Горьковской области (ныне Нижегородская) после Великой Отечественной войны. В силу вполне понятных причин в этой время детей в детских домах стало намного больше.
И вот читаю я пример меню одного из детдомов города Горького в 1951 году и немного удивляюсь. Познакомиться с ним можно в отчете одной из плановых комиссий, проверявших состояние воспитанников и то, как их кормят. Оказалось, что ситуация в детдоме №2 Ленинского района города Горького была такой:
«… Питание хорошее, продукты поступаю свежие, приготовлено вкусно. Дети веселые и упитанные. Меню на 1 апреля:
Завтрак: Яйца, хлеб с маслом и паюсной икрой, чай с конфетами;
Обед: вермишель молочная с маслом, гусь жареный с картофелем, компот;
Полдник: чай с пряниками;
Ужин: винегрет, кисель…»
Гусь жареный с картошкой и хлеб с паюсной икрой. В детдоме. Удивило.
Другой детдом, в Свердловском районе города Горького. Там:
«…Меню разнообразное, калорийное, питательное.
Завтрак: каша рисовая, белый хлеб с маслом, кофе;
Обед: щи мясные со сметаной, гуляш с картофельным пюре, кисель;
Полдник: чай с печеньем;
Ужин: винегрет, какао с плюшкой..»
«Икры с гусем» нет, но есть гуляш и щи. В общем, первое со вторым и третьим на месте.
Во всех детдомах было так? Нет.
Проверка детдома №6 в Горьком показала:
«…Меню однообразное. Мало дают овощей… Были случаи надлома кладовой в 1950 г., что свидетельствует о недостаточности питания…»
Бывали и противоречивые отчеты, в которых картина была какой-то странной. Точнее не странной, а объяснимой тем, что детей научили, говорить комиссии то, что надо:
«…снабжение продуктами детдома плохое — нет мяса, молока, сухофруктов, яйца часто испорченные, 1/3 выбрасывается…»
Но при этом в том же отчете сообщается:
«…дети хвалят питание. Порции достаточные, дают добавку по желанию. Старшие мальчики наедаются досыта…»
Интересно, как мальчики могли наедаться, раз снабжение было плохим, что признается результатами проверки?!
Везде ли было так как в детдоме Ленинского района города Горького? Нет, не везде. В Горьком, крупном областном центре, было так. А в районах бывало вот так. Приведу цитату из другого отчета 1951 года:
«… Помещение неудобное: тесно, холодно, промерзают стены в столовой, ход из нижнего этажа в верхний через холодный дощатый коридор, уборная холодная, и дети студятся … Только одна комната, где дети едят, делают уроки, — это столовая, зимой угол комнаты промерзает настолько, что цветы гибнут. Детям негде поиграть … Канализации нет, в уборной вонь, крыльцо сломано, дети рискуют сломать ноги … Дом не огорожен, детям негде поиграть, дети населения приходят, отбирают игрушки. Неуютно. Краска облупилась, дорожек нет, штукатурка сыпется…»
Вообще отчеты проверок районных детских домов, расположенных НЕ в областном центре чаще рисуют именно такую картину, а вовсе не «икру с гусем».
К чему я это всё? Да к тому, что везде было по-разному. В СССР, в том числе и в сталинском, тоже очень сильно все зависело от того, насколько ответственный директор, где расположено учреждение. В областном центре – одно, если в Москве или Ленинграде – другое, а в каком-нибудь детдоме «Красная звездочка» Бутурлинского района Горьковской области:
«…Здание детского дома требует ремонта. При наличии одиннадцати комнат — нет комнаты для самостоятельных занятий, дети постоянно в спальне, скученность. Мебели очень недостаточно, нет кроватей, стульев, тумбочек…»
По-всякому бывало. Многие попадали совсем не в рай, а в места, где хорошо хоть крыша над головой есть, как в «Красной звездочке». Хотя, конечно, паюсная игра на завтрак меня немного удивила, если честно.
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.