Иногда заставить себя смотреть старое советское кино, да еще черно-белое, не так-то просто. Если цветные "знатоки" - из прошлой жизни, то черно-белые - и вовсе из позапрошлой. Однако преодолеть внутренний барьер стоит. Например, ради "Шантажа" (1972) - шестого дела сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи". А тем, кто его уже видел, будет интересно сравнить свои первые впечатления с нынешними.
По сюжету за спекуляции с золотом задержан работник скупочного пункта Миркин (Александр Кайдановский). Он скрывает своих покровителей и поставщиков. Вскоре эксперта-криминалиста Зинаиду Кибрит (Эльза Леждей) начинает шантажировать прибывший с приисков курьер (Армен Джигарханян). Пообещав ему cфальсифицировать документы, Зинаида сообщает обо всем товарищам - Томину и Знаменскому. Теперь им необходимо поймать шантажиста и выявить, кто стоит за Миркиным.
Самый колоритный персонаж этой истории - соседка Миркина, Антонина Валерьяновна Прахова (Эмилия Мильтон), дама дореволюционной закваски, которой от прежних мужей достались кое-какие ценности. В ее квартире антикварная мебель и двери в стиле модерн, а сама она увешана драгоценностями. Когда-то ей принадлежал весь дом, а после уплотнения осталось всего ничего, однако и это для советского человека - непозволительная роскошь. У Антонины Валерьяновны есть прислуга - помощница по хозяйству из семьи раскулаченных, которую она постоянно гоняет за вкусными дефицитными продуктами.
Также Прахова увлекается гомеопатией, которую принимает по часам. Перед милиционерами она прикидывается все забывающей старушкой, но на самом деле эта дама живет здесь и сейчас, у нее цепкий ум, ей хочется ни в чем себе не отказывать. Она даже кокетничает с мужчинами, что говорит о неиссякаемой жизненной энергии.
И вроде бы советский человек должен ненавидеть таких хитрых старух из "недобитых буржуев", а почему-то зритель в восторге. Персонаж Эмилии Мильтон получился живым, ярким, нестандартным. Эта актриса старой школы влегкую переигрывает и знатоков, и многих современных актеров. Кстати, вот еще 3 моих любимых негодяя из этого телесериала.
А еще есть мнение, что отношения гранд-дамы Праховой и молодого спекулянта Миркина - это пародия на Ахматову и Бродского. Мол, старорежимная барыня пригрела мальчика на своей груди, опутала стихами и рассказами о дореволюционной жизни, научила плохому.
Поначалу эта версия кажется бредовой, но чем больше присматриваешься к персонажам, к их манере держаться, даже к типу внешности, тем больше проводишь параллелей. К тому же Ахматова в конце жизни действительно поддерживала молодого Бродского. Фильм был снят после суда над Бродским и смерти Ахматовой, в год его эмиграции. Жаль, что авторов сценария уже не расспросишь.
Кстати, об Анне Ахматовой на моем канале есть очень популярная статья -"Почему Ахматова столько времени проводила в постели". А что касается знатоков, то ниже перечислены почти все серии - выбирайте и обсуждайте, в комментариях к ним много интересного и ностальгического.
Дело №1 "Чёрный маклер" (1971)
Дело №2 "Ваше подлинное имя" (1971)
Дело №5 "Повинную голову" (1971)
Дело №7 "Несчастный случай" (1972)
Дело №10 "Ответный удар" (1975)
Дело №12 "Букет на приёме" (1978)
Дело №13. "До третьего выстрела" (1978)
Дело №14 "Подпасок с огурцом" (1979)
Дело №15 "Ушёл и не вернулся" (1980)
Дело №16 "Из жизни фруктов" (1981)
Дело №17 "Он где-то здесь" (1982)
Дело №18 "Полуденный вор" (1985)
Дело №21 "Без ножа и кастета" (1988)