"Подпасок с огурцом" - двухсерийный фильм 1979 года, ставший делом №14 в серии "Следствие ведут ЗнаТоКи". Современный зритель, впервые увидев его, может и не понять - что в нем такого особенного? Снято в стиле телеспектакля, много разговоров об искусстве и антиквариате, да и название какое-то смешное-непонятное - "Подпасок с огурцом".
Подпасок - это подросток, помогающий пастуху. Он изображён на картине, которую пытались вывезти за рубеж. Обнаружилось, что под грубо намалеванным подпаском спрятан бесценный шедевр - портрет кардинала кисти Эль Греко. Причем, в музее, где находилась картина, о пропаже не сообщали. Значит, там с какого-то момента висит подделка. Кто подменил картину? И только ли Эль Греко попал под удар?
Следователям постепенно открывается целый мир, в котором есть коллекционеры, скупщики краденного, антиквары и богатые любители всякой красоты. Последним обычно перепадают подделки и наскоро сляпанные картины ("лимпопо"), а за настоящим искусством идет охота самих коллекционеров.
В центре событий - семья Боборыкиных. Они живут словно в антикварном салоне, окруженные вазами, картинами и старинной мебелью. Глава семьи - известный коллекционер антиквариата Анатолий Кузьмич (Борис Тенин). Его дочь Муза (Лилия Толмачёва) - искусствовед, знаток и восторженная поклонница "подлинных ценностей". Однако впоследствии оказывается, что знаток она так себе, и подделка кажется ей прекрасной ровно до тех пор, пока она полагает, что это оригинал. Муж Музы, Альберт Иванович (Никита Подгорный), в обычной жизни учитель астрономии, а в "улучшенной версии" - делец и скупщик ценностей, со своей философией "я обижен на весь свет, а потому - имею право". С женой у него отношения скорее как с сестрой, которая его еще и раздражает. Связывают их только профессиональные интересы и папа-антиквар.
Наблюдать этих трех персонажей и слушать их разговоры - отдельное удовольствие. Никите Подгорному в роли Альберта Ивановича, конечно, достались самые главные афоризмы. Чего стоит только:
"Наш папа находится в переходном возрасте с этого света на тот".
Или:
"Кстати, она ни на что путное не годится, а на беспутное - тем более".
Знаменский в этом деле отходит на второй план. Кибрит, как обычно, в роли помощницы. А вот майор Томин (Леонид Каневский) тут во всей красе, в ярко-красной рубахе изображает наивного богача-южанина, потянувшегося к прекрасному. Он знакомится со спекулянтом Додиком, который может достать всё, что угодно, и оказывается на вечере в доме-салоне Боборыкина.
Также по делу о краже картины Эль Греко работает молодой следователь Зыков (Борис Щербаков). Он серьезен и настойчив, и даже нагловатые и самоуверенные подозреваемые не могут сбить его с верного пути.
Николай Караченцов в роли художника Кима, связанного с семьей Боборыкиных, кажется мне малоубедительным. А вот Людмила Хитяева в роли "мадам Стройматериалы" - покупательницы со средствами, не желающей быть обманутой, хороша.
Благодаря "Подпаску с огурцом", многие советские люди впервые услышали о том, кто такой Фаберже, работами которого так восхищается Муза. Ведь этот мастер-ювелир, творивший "для царей", долгое время был известен в СССР только узким специалистам. Да и посмотреть, как живут и о чем говорят подпольные коллекционеры и антиквары - любопытно. Но, конечно, в первую очередь, "Подпасок с огурцом" - это актёрские работы.
Так что это дело я тоже считаю одним из лучших. Хотя выбрать очень сложно! Вот "Полуденный вор" - чем не претендент на первое место? Предлагаю обсудить и другие дела знатоков, у многих из которых в комментариях уже целые дискуссии:
Дело №1 "Чёрный маклер" (1971)
Дело №2 "Ваше подлинное имя" (1971)
Дело №5 "Повинную голову" (1971)
Дело №7 "Несчастный случай" (1972)
Дело №10 "Ответный удар" (1975)
Дело №12 "Букет на приёме" (1978)
Дело №13. "До третьего выстрела" (1978)
Дело №15 "Ушёл и не вернулся" (1980)
Дело №16 "Из жизни фруктов" (1981)
Дело № 17 "Он где-то здесь" (1982)
Дело №18 "Полуденный вор" (1985)
Дело № 21 "Без ножа и кастета" (1988)