Найти тему
ComDig | Urban Exploration

Рассказываю, что делают два советских самолета МИГ-21 на маленьком острове посреди моря

Эта история началась в канун новогодних праздников. Обсуждая очередную поездку в Санкт-Петербург, мы с товарищем искали новые интересные места для посещения. В одной из наших бесед товарищ сбросил мне фотографию подбитых самолетов, которые, судя по фото, были расположены на маленьком острове, вокруг которого явно было море.

Фотография этих самолетов меня очень зацепила, поэтому я сразу начал искать информацию в интернете. Почти сразу удалось наткнуться на форум рыбаков Ленинградской области, на котором мужики еще в далеком 2007 году обсуждали необычную находку. Ветка комментариев была весьма скудной на полезную информацию, но удалось выяснить, что помимо самолетов раньше там находились еще и несколько кораблей, которые служили мишенями для тренировок на одном из полигонов Ленинградской области.

Список подобных полигонов совсем не велик - это Кингисепп и Курголово, а море поблизости рядом лишь с Кингисеппом, как раз там расположился известный авиационный полигон Туганы, на котором и сейчас проводится утилизация боеприпасов с истёкшим сроком хранения.

Местные поговаривают, что самолеты туда давно уже не летают, но раньше на нем проходила боевая подготовка лётного состава частей ВВС, расположенных на близлежащих аэродромах. По всей видимости, эти самолеты были мишенями для летчиков, которые тренировались в бомбометании по надводным целям противника.

Если сказать коротко, найти местоположение данных самолетов на спутниковых снимках не составило особого труда, поэтому мы с товарищами в новогодние праздники отправились из столицы в Санкт-Петербург, чтобы потратить один из выходных дней на дорогу до столь интересного для нас места.

По приезду в Питер нас очень сильно расстроила погода. Не смотря на то, что на улице был январь-месяц, лед на Финском заливе еще не встал, а в области его было настолько мало, что наш план мог потерпеть фиаско.

Сами самолеты находятся на острове в Финском заливе, примерно в 2.5 километрах от берега. Все это осложняется тем, что дорога от города до границы с Эстонией (остров находится в приграничной зоне) занимает немало времени. Световой день зимой короткий, поэтому мы рисковали потерять один день впустую.

Собравшись в 5 утра, мы выезжаем из Санкт-Петербурга и двигаемся в сторону Усть-Луги. Уже около 9 утра мы заезжаем на Кургальский полуостров, разбитая «дорога» по которому занимает примерно 21 километр в одну сторону.

Бросив машину на разрушенной военной части, мы отправились в сторону моря, с замиранием сердца слушая звуки, которые доносились с береговой линии. Всю дорогу нас мучал вопрос - встал лед или нет? От этого зависело сегодня всё.

Увы, нам не повезло, как можете заметить на фотографии сверху. Лед оказался хлипким, вода промерзла всего на несколько метров от берега, после которых плескались воды Финского залива. Разочарование, потраченный день, злость и обида - весь этот спектр чувств я тогда испытал на себе. Уходя с полуострова, я дал себе обещание, что обязательно вернусь. И сделаю это сразу, как только встанет лед!

Кургальский полуостров
Кургальский полуостров

Так и отправились мы домой без самой нашей главной за всю поездку цели. Уже будучи дома в Москве я ежедневно мониторил обстановку ледяного покрова Финского залива через интернет, заодно подключив товарищей из Питера, которые раз в неделю докладывали мне о примерной толщине льда в городской черте, которую они могли наблюдать своими глазами.

День икс отодвинулся на целый месяц. Потом начались сильные морозы, которые из-за домашних хлопот я пропустил, и как только температура на градусниках снова поползла на плюс - было решено снова выдвигаться в сторону Санкт-Петербурга и Усть-Луги.

И вот мы снова проделываем этот огромный путь и оказываемся в самой западной точке нашей страны (не считая Балтийской косы в Калининградской области). Мы снова бросаем машину у разрушенной военной части и идем к морю в надежде на то, что на этот раз удача нам улыбнется.

Остров Кехвитлуда
Остров Кехвитлуда

Подошли к берегу Финского залива. Нашей радости не было предела! Лед был явно крепкий, а по заливу рассекали рыбаки на своих быстроходных «мотособаках». Сразу было принято решение идти до победного, не смотря на то, что температура на улице была порядка +2 градусов.

Обсудив правила поведения на льду, мы, выстроившись в шеренгу и держа между собой приличное расстояние, отправились в сторону острова. Эти 2.5 километра по замерзшему заливу мы преодолели за пол часа. На горизонте показались те самые желанные нами хвосты самолетов.

Многие, наверное, зададутся вопросом - зачем все это? Что такого в двух брошенных самолетах?

Для меня каждое подобное приключение - это азарт, вызов. Когда в первый раз море нас не пустило на остров, это лишь раззадорило меня, поэтому я снова здесь и моя цель уже видна на горизонте.

Остров Курголовская Рейма
Остров Курголовская Рейма

Ступив на остров, я испытал облегчение на душе. Моя цель была перед моими глазами - два подбитых самолета, сверкая своими острым оперением, лежали посреди моря.

Как же они здесь оказались? Делаю простой вывод: их притащили на остров по льду. Происходило это все, скорее всего, в начале 90-х годов.

Для каких целей их сюда притащили и почему они подбиты? Ответ нашелся в комментариях к одной из статей. Видимо, разбирающийся в теме человек пишет: В 1989 году в процессе перевооружения на новую, по тем временам, технику, почти все самолеты МиГ-21 перегнали на аэродром Смуравьево, там с них сняли все ценное и на этом их летная работа закончилась. Часть этих самолетов и была задействована в качестве мишеней на близлежащих полигонах.

Вот такая вот история двух самолетов МИГ-21 СМТ, которым не повезло стать памятниками, которые часто устанавливают в городах или в парках победы или музейными экспонатами.

Фюзеляжи самолетов больше напоминают решето или сито. Все это - последствия тренировок военных летчиков, которые использовали эти самолеты как водные мишени.

Еще десть лет назад на соседнем острове находились несколько остовов кораблей, которые также использовались как мишени для истребителей и бомбардировщиков. К сожалению, корабли давно распилили на черный металл, но вот почему не тронули эти два самолета - для меня остается загадкой.

Пока я бодро прыгал вокруг самолетов в поисках удачного ракурса и снимал каждую деталь, заметил под крылом неопознанный ржавый тубус, который явно выделялся на фоне вполне живого металла самолетов.

Подойдя ближе, оказалось, что это самая настоящая болванка, которая, по всей видимости, упала рядом с самолетом при очередных учениях и не сдетонировала. Отчетливо видно сердечник да и вполне себе узнаваемый корпус, который за много лет под натиском природы превратился почти в труху.

Продолжаем изучать остатки самолетов. Двигатели сняты, почти все приборы демонтированы. Но вот удивительный факт: некоторые контакты на разъемах самолета покрыты золотом и они по сей день находятся на месте. Скорее всего, снять их было очень тяжело, либо никто просто не придал этому особого значения.

А теперь можно сесть в кабину самолета, прямо в кресло пилота и почувствовать себя асом, который летит над Финским заливом, держа на прицеле вражеский самолет!

Когда находишься здесь, посреди залива, и лицезришь эту красоту, совсем забываешь, что буквально в паре километров от тебя находится граница с другой страной и, конечно же, есть пограничники. Еще выходя на лед, мы видели множество рыбаков, которые спокойно рыбачили, поэтому мы, совершенно не беспокоясь о проблемах с законом, отправились на остров. Хоть это и формально пограничная зона, знаков и табличек мы не заметили, да и рыбаки, которых мы встретили еще при первом посещение острова, уверили нас, что погранцы здесь никого не трогают, ведь мы же не идем в сторону Эстонии, а находимся на территории своей страны.

Мы наслаждаемся видами природы и пролетающей мимо нас стаей лебедей, символично летящими над двумя упавшими железными птицами, которые больше никогда не увидят небо.

Поросшие мхом, с красными звездами на своих хвостах, они вот уже много лет лежат никому не нужные на острове среди вод Финского залива. Картина, конечно, очень печальная, но от этого не менее красивая.

Изучая самолеты более детально, замечаешь тысячи сквозных дыр от осколков и разбитые стекла на фонарях. Все это - следы учений, которые проводились здесь раньше. Бытует мнение, что сбрасывали сюда лишь учебные бомбы, но тогда не очень понятно, откуда на теле этих птичек так много ран.

Мне, как и моим товарищам, было безумно интересно посетить такое уникальное место. Надеюсь, Вам понравился мой небольшой рассказ так же, как и мне конечный результат, который я с уверенностью могу назвать успешным.

Возможно, в тексте были допущены ошибки по технической части, прошу не судить меня строго - в подобных «машинах» я дилетант. Вы всегда можете поправить меня в комментариях, чему я буду безмерно Вам благодарен!

В конце нашей статьи предлагаю вашему вниманию видео, снятое на месте событий нашей командой.

Спасибо за внимание!

Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке:

Действующая и брошенная техника | ComDig | Urban Exploration | Дзен