В этой статье разберем рекламу Сбера с персонажем из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), Жоржем Милославским. Сначала посмотрим на сознательные идеи, которые Сбер целенаправленно вложил в свою рекламу. А после уделим внимание глубинным смыслам, которые проявлены помимо сознательной воли создателей через символику, образы, формулировки и другие иррациональные моменты.
Сюжет: Реклама начинается со сцены из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где вор-домушник Жорж Милославский, держа в руках награбленные деньги, иронично предупреждает зрителей: «Граждане, храните деньги в Сберегательной кассе!»
Внезапно Жорж перемещается в 2020 год и знакомится с текущими услугами и технологиями Сбера: такси, агрегаторами кино и музыки, доставкой еды и продуктов, оплатой смартфоном, дистанционной медициной, идентификацией по лицу. Герой впечатлен технологическим прогрессом и новым форматом знакомых ему Сберкасс.
1. Анализ сознательных смыслов
Яркая, динамичная реклама на основе старой рекламной сценки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» – разумный шаг со стороны Сбера. Эту советскую комедию уже можно назвать культовым фильмом для нашей страны. Тем самым, скрытая реклама Сберкасс из этого популярного фильма тоже приобрела вес и стала особым рекламным активом для Сбера, который решили выгодно использовать. Ввиду культовости фильма повторное использование той старой рекламы призвано привнести в имидж Сбера соответствующий эффект культовости и легендарности .
Как и фильм, реклама сделана в легком комедийном жанре, что нацелено на формирование у зрителя позитивного, легкого отношения к Сберу. Положительное обращение к советской эпохе в ролике создает ассоциативную связь между Сбером и некими «старыми, добрыми временами», показывая, что история Сбера давнишняя, и компания проверена временем.
Сюжет с фантастическим перемещением Милославского в 2020 год передает соответствующую идею насчет Сбера – организация фантастически шагнула из прошлого в будущее в этот год. Раньше это был просто банк, теперь же его реформировали в прогрессивную многопрофильную компанию с широким спектром услуг, которые представлены на каждом шагу в современном мегаполисе (такси, доставка питания, доступ к музыке и кино, оплаты и пр.).
Дается понять, что наибольшую ставку Сбер делает на молодежь и выбирает ее в качестве основной целевой аудитории. Ролик в основном показывает молодых героев, активно обращается к современной молодежной культуре и образу жизни. Демонстрируется современная молодежная мода, клубная музыка, фаст-фуд, быстрый темп жизни.
Молодежная «перезагрузка» возрастного героя, Милославского, показывает, что, несмотря на то, что организация старая, Сбер остается на плаву, стремится быть современным и удовлетворять ожидания молодых поколений.
Подытожим, какой у рекламы сознательный смысл:
Сбер – легендарная, позитивная компания с давней историей. В 2020 году Сбер фантастически шагнул в прогрессивное будущее. Теперь это не просто банк, а продвинутая многопрофильная организация, формирующая целую потребительскую среду (такси и доставка питания, музыка и кино, дистанционная медицина, оплата смартфоном и т.д.). Широкий спектр услуг и технологий рассчитан в первую очередь на молодежь. Несмотря на свой почтенный возраст, Сбер «перезагрузился», находится на одной волне с современной молодежью и готов быть актуальным для нее, удовлетворяя ее запросы.
***
Теперь выявим более глубокие смыслы через анализ и сопоставление символики, образов, формулировок, иррациональных и казалось бы случайных моментов, которые, конечно же, неслучайны. Любое выражение информации, даже если информатор стремится солгать, все равно несет правду.
2. Анализ подтекстов
Что касается глубинных смыслов, конечно, в первую очередь привлекает внимание парадоксальное использование типажа вора для рекламы банка. Воровство денег и их хранение (основная услуга Сбера) – очевидно противоположные вещи. С точки зрения здравого смысла вор никак не может рекламировать хранение денег. Это абсурд.
Выбор именно такого рекламного представителя транслирует, что в действительности руководство Сбера не чисто на руку и связано с продуманными схемами незаконного обогащения. Иначе зачем отъявленному домушнику советовать то, что уменьшает его возможности поживиться квартирными грабежами (граждане, не храните деньги дома)? Символизм показывает, что определенным людям безопаснее и проще добраться до чужих денег в рамках данного банка, чем через взлом квартир.
***
В рекламе мы видим ряд официальных технологий Сбера (идентификация по лицу, оплата смартфоном и пр.), но дается понять, что у организации есть неафишируемые разработки в области трансгуманизма, бессмертия и переноса сознания на искусственные носители – поскольку в центре внимания в ролике находится возрождение кого-то из прошлого и феноменальное сохранение молодости. По недостаточно хорошему качеству возрождения Милославского можно понять, что Сбер еще не очень силен в этих темах, и уровень достижений на поприще трансгуманизма у организации средний. Постоянно спадающее «цифровое лицо» Милославского символически указывает, что трансгуманистическое направление работы у Сбера часто прерывается.
Так как Сбер ведет такого рода разработки + параллельно при этом запускается медицинский проект СберЗдоровье, который рекламируется в ролике, можно сделать вывод, что уже сейчас Сбер планирует будущие трансгуманистические предложения населению, т.к. одно (трансгуманизм) логично связано с другим (работу с физическим состоянием населения через СберЗдоровье). При этом вряд ли населению будут предложены технологии бессмертия, которые наверняка разрабатываются для элит – скорее, это будут какие-нибудь импланты, чипы и пр. в этом духе.
Сбер связан с системами идентификации граждан , т.к. две сцены в ролике показывают идентификацию личности. Причем в сцене в такси это делается Сбером без запроса со стороны Милославского. Презентация услуги СберЗдоровье намекает на медицинский мониторинг людей – удаленный Сбер-консультант без запроса выдает Жоржу, что его физические показатели в норме, что, видимо, отслеживалось в фоновом режиме.
Суммировав рекламные образы идентификации личности и мониторинга физического состояния, получаем откровенный намек на контроль населения в духе коронавирусной Москвы-2020 , когда людям присваивались QR -коды (=идентификация) и дистанционно отслеживались те, кто болен (=медицинский контроль). Тем самым, реклама транслирует, что Сбер технологически готовится обеспечивать такие же социальные правила, только вместо QR-кодов на смартфонах могут использоваться уже импланты или чипы от Сбера.
Как закономерное продолжение в ролике присутствует образ получения власти. В рекламе есть кадр, где у Милославского изображена корона и цепь с надписью царь, и в фильме именно Милославский, а не глуповатый Бунша, занявший трон Ивана Грозного, правит страной. Т.е. Сбер имеет политическую власть или же претендует на нее. Корона и цепь при этом у Милославского в рекламе цифровые, т.е. власть связана с процессами цифровизации в стране.
Обратим внимание и на термин, которым Сбер себя теперь обозначает – экосистема, что образовано от слов «экология» + «система». С одной стороны, как показывает реклама, Сбер обслуживает многие запросы человека и тем самым формирует определенную потребительскую экосистему = среду обитания потребителя. Получил зарплату на карту Сбера, заказал еды через Сбер, вызвал такси от Сбера и т.д. – всё внутри одной и той же «экологии».
Однако учитывая скрытую сторону деятельности Сбера, их разработки по контролю людей, трансгуманистическому вмешательству, а также претензию на политическую власть – под видом потребительской экосистемы скрывается более зловещая картина, а именно деструктивная общественная формация, где каждый принудительно проидентифицирован, проконтролирован, накормлен «нужным» (СберЕда, СберИнформация, СберКультура и пр.), а потом попадает на (ка)лечение в те же руки (СберЗдоровье). Имея в виду цифровой характер экосистемы от Сбера, можно говорить о том самом «цифровом концлагере» или «цифровом загоне». Используя понятие экологии, Сбер также намекает на стремление сделать цифровой загон для общества устойчивым по аналогии с природой.
***
Для раскрытия смыслов высоко информативной является фоновая песня рекламы – «Звенит январская вьюга» (тоже из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»). В ролике Милославский говорит о ней как о «музыке Сберкасс», т.е. можно сказать, что эта песня описывает организацию и ее путь.
В рекламе песня начинается со слов второго куплета, минуя первую часть и припев. Таким образом, пропущенная часть песни говорит о предыстории Сбера = о чем-то предыдущем, оставшимся для нас за кадром. Посмотрим:
«С любовью встретиться Проблема трудная.
Планета вертится Круглая, круглая.
Летит планета вдаль, Сквозь суматоху дней.
Нелегко, нелегко Полюбить на ней.
Звенит январская вьюга, И ливни хлещут упруго,
И звёзды мчатся по кругу, И шумят города».
Как видим, в песне ярко проявлены две темы, связанные в единую канву:
- отсутствие любви и трудность ее встретить («С любовью встретиться проблема трудная», «Нелегко полюбить на ней» (на Земле),
- обыденность и тяготы земной жизни, круговерть времени («Планета вертится», «Летит планета вдаль, сквозь суматоху дней», «Звенит январская вьюга, и ливни хлещут упруго, и звёзды мчатся по кругу, и шумят города»).
Песня словно говорит о конфликте духовного и материального, в котором материальное пока победило. Города шумят под суровыми вьюгами и ливнями, стремятся выстоять в суматохе дней, которая никогда не прерывается на этой планете. А любви все нет – любить трудно, когда надо выживать.
Смотря на этот фрагмент песни в контексте предыстории Сбера, можно сказать, что организация возникла из необходимости основателя(-ей) приспособиться к трудной материальной жизни и выжить, из необходимости «крутиться», а не из любви к человеку – и, более того, как бы в противовес ей.
Продолжая словами песни, постепенно Сбер стал звездой шумных городов – яркой и стабильно работающей компанией современной цивилизации. Упоминающееся стихийное обилие (звенящую вьюгу и хлещущие ливни) в контексте Сбера можно трактовать как огромные потоки (=вьюга, ливни) монет (=звенят вьюгой) и купюр (=хлещут ливнями) .
***
В рекламе эта часть-предыстория опущена, и песня начинается со слов:
«Не видят люди друг друга, Проходят мимо друг друга».
Слова подаются на фоне толпы людей, где почти каждый погружен в гаджет, не видя никого вокруг. Это показывает, что руководство Сбера ориентируется на «цифровое» разобщение в современном обществе. Все коммерческие организации исследуют рынок, потенциального клиента и пр. – и Сбер оценивает современных людей разобщенными. Однако следующие слова песни не произносятся – «Теряют люди друг друга, а потом не найдут никогда» . Т.е. общество еще не потеряло себя, разобщение не фатально.
***
Потом звучит припев:
«Звенит январская вьюга, И ливни хлещут упруго,
И звёзды мчатся по кругу, И шумят города».
У Сбербанка все стабильно и звездно, деньги хлещут и звенят внутри шумных городов. Ориентируясь на несплоченность и равнодушие в обществе (предшествующие слова: «Не видят люди друг друга, проходят мимо друг друга»), организация по своей инициативе тоже на гуманизм не перестраивается. В обществе любовь, милосердие, гуманизм и социализм «не в тренде», и, соответственно, Сбер не распознает таких импульсов к изменению. Организация ориентируется на преобладающее состояние общества и продолжает свой путь в стиле нелюбви («С любовью встретиться проблема трудная») и суровости бытия, где «выживает сильнейший».
Далее повторяется «И звезды мчатся по кругу», что подчеркивает, Сбер продолжает свой путь, словно по инерции, по накатанной оси. Тут можно обратить внимание, что Жорж в начале ошарашен, оказавшись в такси в 2020 году. Это символически показывает, что Сбер и сам удивлен тому этапу, на котором сейчас оказался (возможность построения цифрового загона для общества). Это был путь инерции в мире нелюбви, все шло словно само собой к текущему моменту. При этом в одной из сцен такси с Жоржем поворачивает направо, т. е. правильно = исходя из состояния общества, Сбер идет вполне предопределенным путем.
***
Потом в рекламе звучит первый куплет песни, а не второй:
«Летит планета вдаль, Сквозь суматоху дней.
Нелегко, нелегко Полюбить на ней».
Т.е. Сбер возвращается все к той же начальной истории, к своим истокам. Организация асоциальная, нет любви к человеку.
***
Следом идет сцена с певцом Нилетто, который поет слова из своей песни «Любимка»:
«Между нами пальба. Па-па-попадаешь в сердце, остаешься там».
Как мы поняли из рекламы, Сбер ориентирован на молодежь. Можно сказать, что Нилетто символизирует молодежь и показывает ее отношение к Сберу – так сказать, обратную связь. И обратная связь от прохладной (=не лето) до агрессивной (=пальба). Весь вред, который Сбер доставляет конкретным представителям молодого поколения (=попадаешь в сердце), не остается бесследным, а «записывается» (=Сбер остается в сердце, попадая туда своей «пальбой») и ведет к закономерным последствиям. Как относишься к другим, так отнесутся и к тебе.
Нилетто при этом очень характерно произносит «Па-па» (« Па-па -попадаешь в сердце…»). В контексте рекламы это символически подразумевает, что Сбер должен быть по отношению к молодежи как отец – мудрым, ответственным, заботливым, справедливым, организующим, передающим знания (а не стремящимся препятствовать развитию молодежи, манипулирующим и насаждающим деградацию, согласно скандальным словам главы Сбера, Германа Грефа).
Ясно, что народ нуждается в сильных, гуманистических организациях, обеспечивающих его жизнь и безопасность в духе отца для ребенка, но сразу готовыми такие организации не появляются. Как и отдельные личности, они проходят свои пути развития. Сбер – организация, имеющая возможность стать настоящей опорой для общества и воплотить собой благородный архетип Отца народа. Но воплощает пока вора, лжеправителя, лжеотца …
***
Финальная фраза в рекламе снова из песни «Звенит январская вьюга»:
«А где-то есть моя любовь сердечная».
Тем, кто связан со Сбером, предстоит проходить уроки «освоения» любви и гуманизма. Это намеченный, предопределенный путь развития, от которого руководству организации не уйти (=Милославский в финале на словах «А где-то есть моя любовь сердечная» выглядит прямо зачарованным, загипнотизированным темой любви/нелюбви – духовные задачи Сбера предопределены). Если же организация так и будет вести злонамеренную политику, то это погубит ее же саму в дальнейшей перспективе.
***
Чтобы сориентироваться в текущей степени асоциальности Сбера, стоит обратить внимание на момент с гамбургером и надписью «Съешь меня, Жорж!». К сожалению, обращение еды к герою и образ человеческого лица на гамбургере, указывают на каннибализм. Момент с гамбургером исполнен в стиле рекламы 90-х – т. е. идет указание на связь с 90-ми годами. Возможно, подразумевается, что это было только в 90-х, но, так или иначе, это значимо по сей день, раз данный образ появляется в современной рекламе Сбера.
Из других темных образов в рекламе присутствует Вавилонская блудница, с которой связана целая сюжетная линия. Попав в Москву будущего, Милославский судьбоносно знакомится с девушкой в транспорте, одетой в похожий бежевый пиджак, что, скорее всего, символизирует сотрудничество Сбера с какой-то аналогичной ему финансовой организацией. Новая знакомая сводит Жоржа с подругой – рыжеволосой девушкой легкомысленного вида со звериным окрасом одежды, которая как раз несет образ Вавилонской блудницы ("жены на звере багряном"). Предположу, это указание на то, что через другой банк Сбер вступил в сотрудничество с некой оккультной организацией.
«Багряная» дама с соблазняющим видом показывает Милославскому пачку денег, и герои идут в магазин одежды переодевать домушника по молодежной моде. Т.е., согласно символике, Сбер провел свою нынешнюю амбициозную перезагрузку под руководством какой-то оккультной организации, которая проспонсировала реорганизацию Сбера под молодежную аудиторию.
Однако, интересно, что после многочисленных примерок Жорж всё равно остается в своей одежде. Он покупает лишь молодежные кроссовки, но не надевает их. Это показывает, что Сбер потратил какую-то сумму от этой оккультной организации на перестройку под молодежь, но по факту не сделал того, чего от него просили. По-настоящему Сбер не «переобулся» под молодежь, как от него хотели, а просто спустил вверенные ему деньги. Молодежь так и будет равнодушно относиться к Сберу (=не лето), а привлекательна эта компания по-прежнему более возрастным людям (после покупки кроссовок на Милославского «западает» женщина в возрасте). Да и то далеко не всем: в другой сцене рекламы возрастная пара узнает киношного вора Милославского, недоброжелательно на него смотрит, и тот от них удаляется. Это символизм, что доверие многих зрелых людей к Сберу уже потеряно.
***
В сцене, где Милославский забрасывает баскетбольный мяч в кольцо, характерно поется «Летит планета вдаль». Образ намекает, что Сбер преследует планетарную цель (=планета/мяч приводится к определенной цели/кольцу). Эту цель можно трактовать как приведение общества в определенное состояние – его заарканивание (мяч в кольцо = планету в кольцо), что напоминает об известных планах «нового мирового порядка», полностью подконтрольного общества. Слева около баскетбольного кольца видим сатанинский знак – перевернутую звезду зеленого цвета (цвет фирменного стиля Сбера), что подтверждает ход рассуждений.
После броска Милославского идет кадр с доставщиками сервиса Delivery Club, которым руководит Сбер. Доставщики выглядят растерянными и незначительными на фоне Жоржа. На логотипе этого сервиса доставки изображена птица эму, что как бы символизирует доставщика еды с большим рюкзаком за спиной. Т.е. логотип подразумевает, что Сбер унизительно воспринимает своих работников доставки не людьми, а животными. Так как кадры с Delivery Club включены в отрезок с намеками на глобальные цели Сбера, можно понять, что «скотское» отношение у руководства Сбера распространяется на всех обычных граждан – за полноценных людей они не считаются.
По сюжету Милославский и компания с Вавилонской блудницей заказывают еду через Delivery Club, и прибывшие многочисленные «служебные эму» характерно визуально образуют фигуру толпо-элитарной пирамиды, где «неполноценные» оказываются внизу, а Милославкий с багряной женщиной и прочими на вершине.
Хоть Милославский и попадает в баскетбольное кольцо, не показано, что его команда победила во всей игре. Т. е. Сбер пока достигает только какой-то промежуточной цели по заарканиванию общества. Тут обратим внимание на новый логотип Сбера с часами и стрелкой, который в продолжение спортивной тематики очень похож на хоккейные шайбу и клюшку. При этом шайба большая (=та самая планетарная цель охватить всех людей в цифровой аркан), а вот клюшка маленькая (=у Сбера нет реальной силы и инструментов достичь намеченной цели). Шайба Сбера окажется не забитой – глобальная цель организации по цифровому порядку не будет достигнута.
Что здесь еще нужно иметь в виду – постоянно спадающая в течение ролика маска Милославского любопытно перекликается с частыми скандальными выступлениями главы Сбера, Германа Грефа. Греф постоянно «теряет маску» на людях, показывая свое истинное лицо и истинные намерения, что тоже препятствует достижению Сбером каких-либо деструктивных целей. Общество оказывается постоянно информированным об обманах и опасностях со стороны этой организации. Вероятно, это тоже станет причиной, по которой компания не достигнет своей глобальной цифровой цели.
Согласно рекламе, Сбер, хоть и связан с сатанизмом и сатанинской идеей мирового порядка – по сути, является мелким мошенником, а не маниакальным главзлодеем. И цифрового концлагеря за авторством Сбера мы, скорее всего, не увидим. Как было сказано, реально перед Сбером стоят большие духовные задачи, которые он будет достигать или проваливать во взаимодействии с молодыми поколениями...
***
Итак, подведем итоги по глубинному смыслу рекламы.
Сбер – давняя негуманистическая организация, в основах которой лежит принцип «выживает сильнейший». Люди во главе организации связаны с незаконным обогащением, сатанизмом, построением «нового цифрового порядка», трансгуманизмом (в т.ч. технологиями бессмертия и переноса сознания на носители), каннибализмом.
Сбер имеет предопределенные духовные задачи перестроиться на гуманизм, взрастить в себе любовь к человеку и стать для общества опорой, какой отец является для ребенка (архетип Отца народа). Однако пока что руководство Сбера относится к обычным людям как к животным и, ориентируясь на разобщенность в обществе, стремится построить «цифровой концлагерь» – деструктивную общественную формацию, в рамках которой планируется повсеместный контроль, трансгуманистическое вмешательство в тела людей (чипы, импланты), принудительная идентификация граждан, медицинский мониторинг их физического состояния.
Основная цель по выстраиванию цифрового общественного порядка Сбером не будет достигнута. Помимо того, что это направление противоречит истинным духовным задачам организации, данным свыше, у Сбера нет реального ресурса для цифрового закабаления общества. В том числе Сбер уже впустую потратил спонсорские деньги от некой оккультной организации, предназначенные на его реорганизацию под обслуживание молодежи. В действительности Сберу не удастся в должной мере завоевать расположение молодежи после своей «перезагрузки» в экосистему. Также глава Сбера часто «теряет маску» и выдает негативные намерения компании, чем предупреждает общество.
Сбер будет приносить вред определенным представителям молодежи и во взаимоотношениях с ними будет проходить уроки любви и гуманизма. За причиненный ущерб Сбер будет нести ответственность и получать соответствующие последствия.