Ну а чего уж там – дрова дело хорошее, но и они иногда могут волшебным образом преобразиться и не превратиться в пепел в вашей печке, а увековечиться в арт-объектах, тем паче, что идей на эту тему – пруд пруди и не надо особого мастерства, чтобы потом ударить ладонь о ладонь и гордостью созерцая только что смастыренное произведение, гордо заявить: а ведь красиво получилось, а могло просто сгореть!..
Вот и я, опиливая по весне засохшие ветки яблонь, оголившихшихся зимой от коры и обнаживших столь красивую ярко-коричневую поверхность, как будто заполированную и извилисто тресковатую, подумал: неужели я смогу поднять руку на такую красоту и просто спалю ее в мангале? Да, я знаю, что яблоневые дровишки – идеальный материал для поджаривания правильных шашлыков, дерево плотное, благородное, без смолы, выдающее в углях максимум правильного жара, столь необходимого для приготовления мяса, но ведь сгорит оно без следа и что?
Нет, жаль мне палить в огне яблоневые ветки, а вот идея об их применении родилась уже давно: отложу я их на чердак, пусть покамест просохнут, а я подготовлюсь к исполнению своего замысла!
А тут очередная весна, приехали мы семьей на дачу, а сосед за забором пилой жужжит – валит старые тридцатилетние яблони. Свесился он ко мне через забор и заговорщицки подмигнув, спросил:
- Тебе яблоневые дрова нужны?
Да чего тут спрашивать – конечно, нужны! И я набрал зачетных таких чурбачков, жаль только, что сосед их уже накрошил мелковато, но ничего, и такие сойдут. Так что к моим яблоневым веткам отправились сушиться на чердак и яблоневые соседские пенечки.
Но тут и другая заготовка вспомнилась… Несколько лет назад я пошел в лес, благо, он сразу за забором начинается, и обнаружил, что кто-то спилякал толстую старую березу, все фрагменты ствола вывезли, а один пенек чудным образом завалялся, забыли про него пилильщики! Ну а что с возу упало, то в мой огород покатилось, было ваше – станет наше, вот и приблудился пенечек березовый, нашед приют свой за сараем, где он подсыхал, ожидая своей участи. Береза что? Береза это классика дров, только она для шашлыка бесполезная. Ею дом хорошо согревать. Но пенек этот зашибцовый мне тоже покоя не давал, был он от самого комля спилен, красавец, с узловатыми краями, сплошной антураж, жечь такой – ну просто кощунство!
И как-то так все совпало – и пенек этот и ветки яблонные и мое горячее желание что-то из этого сотворить эдакое, что я не выдержал, вызрел. Идея, конечно, совсем не новая, я бы даже сказал, избитая, как боксерская груша, да только что мне на избитости эти – ведь это для меня первый опыт, да и в округе про такое слыхом не слыхивали, можно сплошную ажиотацию сделать!
А задумал я простое – сделать из деревяшек светильники и часы, да не простые часики, а настенные, большие, глазастые и антуражные. А раз задумал – надо действовать!
Но деревяшки мои – дело второстепенное, по-первости надо основной вопрос разрешить, сердечный. Что будет биться в этом деревянном теле, что «ходить» то будет? И пока этот вопрос вываривался, я приступил к простому – очень мне понравилась одна мысль, соорудить светильник напольный из коряжистых ветвей. И как-то сразу все сложилось. Ветки я напилил приблизительно в один размер и соединил между собой саморезами (там, где их можно было спрятать от глаз) или шкантами на столярном клею. Дальше – самый сложный момент. Надо аккуратно отпилить торцы веток снизу и сверху, чтобы они, во-первых, были параллельными и чтобы нижний торец веток обеспечивал вертикальность всей конструкции.
В Икее купил дешевое основание для настольной лампы, а абажур приобрела супруга в Ашане, все вышло рублей в триста с копьем.
Засверлив одну из веток сверху, загнал туда трубку от светильника (предварительно разобрав его – кстати, эта зараза сделана так, что не подразумевается разбор лампового патрона, надо быть аккуратным и терпеливым), выход кабеля сделал сбоку у ветки, в которую засадил черную трубку основания светильника. Далее пошла обратная сборка, получилось прикольно и создание светильника чудесным образом совпало с ремонтом в старенькой квартире моей мамы, куда он отлично вписался и стал источником мягкого света, используемого для чтения в кресле и для просмотра телевизора в вечернее время.
Воодушевившись этим успехом, я сделал еще одну лампу, которая успешно эксплуатируется теперь в нашей квартире, заняв почетное место во главе стола. После ее появления на кухне мы практически перестали пользоваться основным «потолочным» светом, ужиная в лучах этой лампы и светильников, вмонтированных в кухонном гарнитуре.
Техническое исполнение этого светильника точно такое же, только длина яблоневых отрезков ветвей тут небольшая, по 20 сантиметров, а общая высота прибора – 44 сантиметра.
Дерево тоже никак не обрабатывалось, в смысле, ничем не покрывалось, оно само по себе очень эстетичное, в оранжевой патине. Скреплялись отдельные детали при помощи деревянных шкантов, на столярный клей. Металлическая штанга с патроном и проводом – все та же, Икеевская, абажур небольшого диаметра – опять из Ашана (если честно, то там всегда был выбор и ценник просто щадящий для таких аксессуаров).
Разогревшись на светильниках, я попробовал сделать и необычную разделочно-сервировочную доску из тех яблоневых чурбачков, которыми «угостил» меня сосед Виктор. Распустив один из них вдоль бензопилой, я вычленил из середины плаху толщиной в два сантиметра с очень красивой текстурой и забавным изгибом профиля. Далее отшлифовал плашку при помощи ленточной машинки и покрыл оливковым маслом, потом высушил.
Как разделочную доску такую красоту применить не пришлось (жалко), а вот как антуражный элемент сервировки праздничного стола, где доска выполняет роль подставки под свечи – идеальное решение!
После такой тренировки пора было приступить к часам, самому сложному произведению на тот момент, как раз и фурнитуру я выбрал и приобрел (механизмы и стрелки), руки чесались взяться за задуманное поскорее.
Вопрос часового механизма вовсе не праздный, и я подошел к нему сугубо по-деловому, понимая, что я желаю. А желаю я, во-первых, приобресть надежный фирменный механизм, так чтобы никаких китаев, никаких компромиссов. Возможно ли такое? Оказалось – да, возможно. Второй пункт – мощность этого самого механизма, чтобы тянул он стрелки большие и стрелки тяжелые. Есть такие часовые сердца? Оказалось – да, есть!
И третий, еще более важный вопрос – бесшумность. Я уже проходил в своей жизни часы, убираемые на ночь в шкаф, потому что под их «трак-трак-трак» может уснуть только машинист паровоза или оператор сваезабивательной машины, я же просто взбешиваюсь и готов выкинуть эти «ходики», не дающие мне уснуть!
Но оказалось, что и об этом заграничные «инженегры» подумали, сделав именно такие – фирменные, мощные и бесшумные механизмы, а к ним на услужливом сайте с запчастями к часам можно купить и стрелки, так что уже через несколько дней я ехал на дачу с особым пакетиком, в котором аккуратно сложенные лежали механизмы, стрелки и батареи…
Но – да, еще одна важность (на тот случай, если и вы загоритесь сделать что-то подобное)! Оказалось, что у механизмов есть еще один параметр, который важно учесть любителю мастерить своими руками и это – вылет шкивов, на которые потом насаживаются стрелки. Есть вариант коротких шкивов, это если циферблат тонкий, например, жестяной. Есть вариант средний, когда циферблат потолще, например, из пластика или тонкой фанерки. А есть и совсем безобразно длинный, это вот для таких «мастеров», как я, для экзотиков, пытающихся пробиться сквозь грубую толщу деревяшки. Именно такие механизмы с максимальным вылетом шкивов я и выбрал (а что подойдет вам – решайте сами).
Ну и вот я на даче. Передо мной дровница, полная поленьев, вдохновительница моя! Как красиво выглядят дровишки, особливо в лучах солнечных!
Ну пусть полежат, а я пока бревнышко березовое из-за сарайки выкачу, да заведу пилу свою олдовую, бензиновую!
Первый блин комом, это уж понятно, зато второй, третий и четвертый – все в масть, все в дело пойдет! Пилю «блины» толщиной сантиметров по пять, старательно выдерживаю параллельность сторон, кособокие мне не надобны.
Отбираю из всех два «элитных» блинчика, эти очень-но хорошо подойдут, с ними и буду колдовать!
Наперво надо механизм часовой пристроить – для этого беру стамески наточенные, размечаю квадрат так, чтобы центр древесных годовых колец стал в будущем центром циферблата, через которой пройдет ось, а для верности сразу засверливаю этот центр.
Потом долго и нудно вгрызаюсь в плотное дерево, долблю киянкой по стамеске, контролирую глубину и толщину циферблата, ведь я должен сделать углубление так, чтобы шток оси вышел наружу и стрелки вращались свободно, не задевая поверхность дерева. У тех творцов, у которых уже есть хотя бы простенький фрезер, процесс создания углубления под корпус часового механизма пройдет быстро, гладко и красиво. У меня фрезера не было и я мучился, конечно, но, высунув язык, упорно вгрызался в плотную березовую древесину.
Приходится несколько раз вставлять механизм, затягивая гайку на штоке, когда вылет становится правильным, подчищаю поверхность, дабы не было перекоса механизма в его нише, иначе стрелки часов в одном месте будут сильно отходить от циферблата, а в другом – предательски застревать на нем. То есть надо добиться того, чтобы шток часов был абсолютно перпендикулярен плоскости циферблата.
Но я хочу, чтобы часы, вися на стене, были «пухлыми», экстра-брутальными, а потому я сооружаю на обороте часов каркас из планок, креплю их саморезами и столярным клеем. Сразу привинчиваю и подвес.
Если честно, то все эти городушки на задней поверхности спила еще и призваны были сдержать в будущем возможные деформации березы, поскольку в ее сухости у меня были некоторые сомнения (пень хранился не на чердаке, а на улице, вполне могло быть, что он вбирал в себя излишнюю влагу). Но последующая эксплуатация этих и еще нескольких подобных спилов (которые, кстати, я не пытался укреплять), послуживших основой для настенных часов, показала, что никаких изменении в геометрии не происходит, плоскость циферблата остается стабильно ровной, не коробится.
Теперь – к циферблату. Его еще надо привести в надлежащий вид, а как? «Старым казачьим способом»: берем «агатовый зубец» и полируем до блеска! Вот только беда какая – нету у меня агатового зубка, придется искать альтернативы… Ну а что – вместо благородного камня возьмем обычный булыжник, оказывается, морской голыш отлично справляется, не хуже драгоценных каменьев!
Выглаживаю поверхность до блеска, она охотно поддается, даже сам не ожидал, ведь раньше я такого и не делал, просто лайфхак какой-то, так что дарю и вам, бесплатный бонус!
Теперь отметины часовые… Сначала планировал приляпать тонкие спилы сучков, но приложил… полный колхоз «Красный лапоть», не нравится.
И тут подумал: а порежу ка я стрелки, благо, заказал их больше, с запасом. И порезал, обычными ножницами, а потом аккуратно на наковаленке оттюкал, выправил после резки изогнувшиеся края.
А дальше просто – разметил на плоскости карандашом часовые отметины при помощи циркуля и транспортира, приклеил золотинки резиновым клеем. Да, транспортир – дело хорошее, но не у всех он есть. И тут могут помочь сами стрелки, ставим их на 12.00, далее отмечаем это время, ставим засечку. Прокручиваем стрелки на один час вперед и ставим отметку на 13.00, дальше повторяем все снова и так расставляем все засечки, на которые будем клеить металлические «золотые» фрагменты стрелок.
Ну и все – ставим механизм на место, затягиваем на штоке гайку, нахлобучиваем стрелки, вставляем батарейку: оппа, часики пошли, заработали!
Сделал я два экземпляра, а для пущей выразительности еще и торговую марку детским выжигательным аппаратом вывел. А что? Надо столбить бренды!
Второй экземпляр я решил облагородить, да ошибся. Я решил пропитать циферблат маслом, а он взял, и из благородного розово-молочного превратился в шоколадку! От обиды я чуть не всплакнул, а тут на радость, соседка к нам заглянула, да увидала эти часики. Увидев блеск в глазах, я и предложил их ей в подарок, а она и согласилась незамедлительно, у них как раз интерьер светлый, темноциферблатные часики в такой ауре заиграют дивно. Вот она и потащила, довольная, поволокла их к себе, а я вздохнул свободно: отлично, что пристроил, куда мне столько часов, я ж не мартышка с очками, тем паче, что механизмы у меня не кончились и идея из башки так и пёрла.
На эйфории часовой виктории я полез на чердак и выволок оттель оставшиеся ветви яблони. Вот оно, второе дыхание! Решил делать часы толщиной 4 см. Поэтому беру ножовку с мелким зубом и наяриваю бочата. После этого обрабатываю торцы на ленточной шлифовалке, чтобы гладко-сладко было.
Красивые, разнокалиберные, вот только как эту красоту слепить вместе? Думал, на фанеру, но потом одумался: взял кусок щита мебельного и лобзиком выхряпал деталь с волнистым краем. После этого начал клеить обрезки на щит (предварительно в нем выбрал проем для механизма).
Клеил бочата на клей «Момент», но не столярный, а на густой, в тюбике.
За центр отвечал самый большой чурбак, в нем тоже долбил выемку под механизм – все тоже самое, что и с прежними часами из спила березового.
Но чурбак, зараза, лопнул, а я решил его не заменять, он так даже красившее выглядит, совсем по-лесному, шале сплошное, Швейцария отдыхает!
Здесь я мудровать не стал с отметинами, по четырем местам расположив чурбачки приличного размера. Пусть будет так, брутальней некуда, а мне того и надо.
Дальше все по утвержденной схеме: вставил механизм, затянул гайку на штоке, нацепил стрелки, батарейку в чрево – и в путь!
Часы получились забавные, так что я их забрал в квартиру, впрочем, как и часы из березового пня. «Пень» ушел на кухню, а тикалки из обрезков веток – ко мне, в «кабинет».
Ну вот и сказочке финал, а кто слушал – молодец, будет желание - делайте часы, механизм полезный во всех отношениях!