Найти в Дзене

Неадекватные клиенты: как защитить своих сотрудников

Оглавление

Доброго дня, друзья!

Сегодня мы поговорим о скандалах. В январе 2021 в Сети, да и во многих СМИ прогремел конфликт с небезызвестной в Instagram Дарьей Зотеевой. Девушка, раскрутившая аккаунт под ником «Инстасамка», сделала заказ в Яндекс.Еде и решила хайпануть, облив курьера кофе и обозвав его нецензурными словами.

Реакция агрегатора порадовала: он забанил клиента, изменил пользовательское соглашение и планирует запустить юридическую поддержку для сотрудников, попадающих в подобные ситуации. Неадекватных персон теперь ограничивают/лишают доступа к сервису. Рассматривается предложение ввести рейтинги уже для пользователей, чтобы курьеры могли оценивать поведение клиентов.

Я думаю, что пришло время многим компаниям поучиться у Яндекс.Еды, как защищать своих сотрудников. Конечно, не у всех есть средства нанимать юристов, но существуют и бюджетные способы ограничить себя от лиц, страдающих сезонными обострениями.

Кто виноват

Начнем с причины. Нужно обязательно выяснить, кто виноват, клиент или сотрудник. Это немаловажная деталь, так как и работники зачастую далеки от святош, и руководство должно быть уверено в своей правоте.

Что нужно делать:

  1. Выслушать каждую сторону по отдельности в отсутствие другой. Без оскорблений, вежливо.
  2. Просмотреть записи с видеокамер. Камеры сейчас стоят во многих местах, если ваши сотрудники работают стационарно, желательно вести видеозапись. В сложных ситуациях это действительно помогает.
  3. Изолировать конфликт. Не вести диалог по телефону, в интернете, в мессенджерах. Старайтесь разговаривать с клиентом лично. Лицом к лицу труднее лгать, и заметно, когда человек приукрашивает ситуацию на эмоциях. Плюс в переписке вас могут целенаправленно пытаться вывести из себя.
  4. Точно определить проблему. Возможно, все дело в завышенных ожиданиях чересчур агрессивного клиента. Это неважно: «хотелка» должна быть четко озвучена. Часто после определения проблемы становится ясно, кто истинный виновник.

Учим персонал правильно общаться с неадекватными

Удивительно, но большинство людей не знает, что делать, когда клиент ведет себя неадекватно. На испытательных сроках учат обслуживать, отвечать на звонки, работать с техникой, но мало где объясняют, как реагировать на откровенное недовольство, хамство, а иногда рукоприкладство и хулиганство. Поэтому неплохо провести парочку уроков со специалистом. Если нет бюджета — объяснить на примерах. Тогда шансы, что ваш работник не станет стоять столбом напротив скандального клиента, резко увеличатся.

Я немного расскажу об основных типах клиентов и о том, как себя вести с ними.

Конфликтный. Пытается добиться своего: скидки, возврата, снижения цены с помощью психологического давления, конфликта.

Что делать: позволить выговориться. Вас не собираются слушать, поэтому отвечайте по минимуму, негромким голосом. Вам нужно измотать клиента морально: на эмоциях невозможно говорить слишком долго. Как только клиент устанет, предложите свой выход из ситуации или четко объясните, почему это невозможно. В ответ на мат или агрессию сразу говорите, что вызываете полицию, есть запись с камер и свидетели, и потребитель получит проблему в виде административного правонарушения.

Проблемный. Хочет решить проблему за чужой счет, например, приобрести товар по истекшей скидке. Часто при этом обвиняет сотрудника.

Что делать: Вовремя отказать, не говоря слова «нет». Это трудно дается тем, кто излишне клиентоориентирован или не понимает размера ответственности продавца/поставщика услуги. В вышеизложенном примере работник может успокоить клиента, что у нас еще намечается скидка в такой-то день или предложить иные альтернативы.

Сложный. На сложного потребителя тратится много времени. Он требует подробную и ненужную информацию о продукте или двести примерок, или дополнительные чеки, услуги и пр. Проблема возникает, когда продавец начинает отказывать.

Что делать: четко знать собственные обязанности и права. К примеру, покупатель приобрел стиральную машинку без доставки и просит помочь донести ее до машины. Согласно законодательству, продавец обязан обеспечить погрузку крупногабаритного товара.

Высокомерный. Всегда и везде ведет себя по-хамски. Падок на лесть, любит ощущать свою значимость.

Что делать: умеренно подчеркивать статус собеседника, использовать комплименты: «видно, что вы специалист, разбираетесь в вопросе», «как вы считаете, это подойдет?».

Клиент без мотивации. Не знает, чего хочет. Может задавать тысячу вопросов и ничего не купить, регулярно заходить к конкретному продавцу или долго разглядывать витрины. Это может быть как безобидный горожанин, так и психиатрический больной.

Что делать: если не причиняет вреда, не трогать. Если начинаются проблемы, вызывать охрану, фиксировать происходящее на камеру/диктофон. По возможности выяснить, зачем приходит.

Есть и другие варианты, я перечислил основные, можете написать в комментариях свои.

Дела судебные

Что делать, если неадекватный клиент хочет подать в суд? Готовиться к суду. Участвовать во всех заседаниях. Обычно суд не любит вникать в специфику бизнеса, поэтому ваша задача своевременно подавать заявления, ходатайства, документы. Оперировать фактами. Помните, если вы докажете свою правоту, то в вашу пользу с потребителя взыщут все судебные расходы.

Потребительский экстремизм : как защитить себя от клиента-мошенника

Бывает, что хам ведет себя намеренно нагло, с целью заработать на вас деньги. Утверждает, что товар некачественный, требует выплаты морального ущерба. Распространенные варианты:

  • посторонний предмет в блюде/продукте питания, подложенный самим покупателем;
  • покупка с последующей эксплуатацией и возвратом;
  • уклонение от подписания акта приема/передачи с дальнейшим требованием выплаты неустойки из-за нарушения сроков;
  • провокация на хамство со стороны сотрудника и попытка содрать «за моральный ущерб».

Как защищаем права работников и интересы работодателей:

  1. Готовим документы. Не пожалейте средств на тщательно прописанный договор, ТЗ. Размещайте четкие описания товаров и услуг. Разъясняйте клиентам, что конкретно они получат.
  2. Разбиваем услуги на пункты. Для каждого пункта обозначайте сроки, стоимость, объем услуги. Если клиента что-то не устроит, он сможет вернуть деньги, но не за всю отделку квартиры, а только за конкретный этап.
  3. Фиксируем происходящее. Установите видеонаблюдение и оповестите о ведении записи в помещении. С фактами всегда проще защитить права и интересы работников.
  4. Ведем учет претензий. Отвечайте на все претензии (в книге жалоб, в соцсетях, на своем сайте), даже необоснованные и глупые! С такими организациями потребители-экстремисты обычно не связываются.
  5. Страхуем свою ответственность. Если вы действительно причините клиенту материальный ущерб, то наступит страховой случай, и вы избежите как минимум лишних финансовых трат. Это особенно касается сложных/рискованных услуг.
  6. Советуемся с юристом в сложных случаях, прежде чем отвечать или вести дискуссию, это может сэкономить десятки тысяч.
  7. Ставим правильные цены. Реализация качественного товара или уникальной услуги должна стоить соответственно. Обычно люди, которые платят копейки, склонны возмущаться качеством, поскольку изначально воспринимают дешевую вещь как бракованную.

Всем добра и адекватной клиентуры! Расскажите в комментариях о запоминающихся случаях из вашего опыта, как вы лично воюете с агрессорами. Почитать о других причинах стресса на работе можно также здесь.