Найти в Дзене
ИСТОРИКА СПРОСИ

Почему Древняя Русь стала вечевой

Оглавление

Рубрика: Древняя вечевая Русь.

Давайте представим что Древняя Русь пошла по демократическому вечевому пути развития.

Какие факторы повлияли на установление демократических вечевых порядков в Древней Руси:

1. Децентрализация власти.

2. Установление гражданского общества.

3. Ранняя христианизация населения.

4. Ранняя кодификация законов.

5. Запрет на обращение в рабство славян и запрет на внутреннюю и внешнюю торговлю рабами славянами.

6. Противоборство всего населения княжеской власти.

7. Союзнические отношения с Византией.

Рассмотрим подробно каждый из факторовфакторов.

Децентрализация власти

В каждом поселении восточных славян власть распределялась между несколькими лицами.

Как правило это были:

  • городской голова
  • воевода с отрядом дружины
  • тиун
  • судьи
  • вечевой старейшина
  • волх в и позднее священник
  • знахарь
Боярская свадьба (1883) https://ru.wikipedia.org/wiki/File%3A%D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0.jpg
Боярская свадьба (1883) https://ru.wikipedia.org/wiki/File%3A%D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0.jpg

Городской голова или Старейшина общины выполнял административные функции и был носителем исполнительной власти. Он организовывал укрепление поселения, строительство крепостных валов и стен, ворот, башен, отвечал за строительство дорог и мостов, мельниц, общественных хозяйственных построек.

Поселение в 300 дворов как правило охранял отряд воеводы с дружиной 15-20 человек. Воевода отвечал за оборону поселений и общины, за организацию ополчения, обучения ополченцев, устройство городских оборонительных сооружений, а также разведку.

Тиун выполнял функции сборщика налогов и казначея. Он отвечал за сбор, хранение и распределение налогов. Как правило налоги собирались в натуральной форме и составляли десятину от всех доходов.

Князь Игорь собирает дань с древлян. https://ru.wikipedia.org/wiki/File%3AKnyaz_Igor_in_945_by_Lebedev.jpg
Князь Игорь собирает дань с древлян. https://ru.wikipedia.org/wiki/File%3AKnyaz_Igor_in_945_by_Lebedev.jpg

Натуральные налоги шли на корм воеводы с дружиной, обустройство и защиту поселения и другие общественные работы.

Функции судебной власти выполнял один судья , либо до трёх судей из числа выбранных свободных граждан, как правило старейшин, признанных авторитетов.

Вечевой Старейшина отвечал за сбор и модерацию вече.

Волхв, а позднее и священник оказывали влияние на каждого отдельного общинника в частности, тем самым косвенно влияли на принятие решений всей общины.

Знахарь лечил людей и скотину, и также оказываюл влияние на рядовых общинников.

Рядовые общинники, как-то кузнец, травник, мельник, либо богатый общинник, или имевшие авторитет среди свободного населения общины, оказывали влияния на принятие решений на вече.

Установление гражданского общества

Псковское вече (В. М. Васнецов) https://ru.wikipedia.org/wiki/File%3AKnyaz_Igor_in_945_by_Lebedev.jpg
Псковское вече (В. М. Васнецов) https://ru.wikipedia.org/wiki/File%3AKnyaz_Igor_in_945_by_Lebedev.jpg

Среди славян восточных племён рано установилось гражданское самосознание. Свободные общинники выступавшие в качестве протограждан воспринимали себя хозяевами своей земли, своей общины, ответственными за её существование.

Свободный общинник-гражданин пахал землю, либо был ремесленником в городе, одновременно служил в ополчении, принимал участие в вече, выбирал ответственных лиц, платил десятину налогов, и влиял на жизнь общины.

Гражданином считался только свободный общинник, который платил десятину налогов, имел ряд прав и обязанностей.

Запрет на обращение славян в рабство

С гражданским самосознанием напрямую было связано установившиеся правило в среде восточных славян. Это правило запрещало обращать восточных славян в рабство, а также запрещало торговать славянами рабами на внутреннем и внешнем рынке.

Ранняя кодификация устного права

861 годом датируется первое Русская Правда среди племён восточных славян. Далее в течение двух десятилетий IX века составленны Правды нескольких племен восточных славян. И в конце IX века была составлена единая Русская Правда всех племен и общин восточных славян населявших земли восточнее Днепра и Новгорода.

Ранняя христианизация и союз с Византией

Чтобы противостоять княжеской власти Рюрика и его потомков восточные славяне рано начали искать союзников и нашли их в лице православного христианства и Византии. В 865 году вятичи первыми приняли христианство. Затем в течение 5-10 лет остальные племена восточных славян приняли православное христианство.

Новгородская церковь, Рябушкин, Андрей Петрович
https://ru.wikipedia.org/wiki/File%3A%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C.jpg
Новгородская церковь, Рябушкин, Андрей Петрович https://ru.wikipedia.org/wiki/File%3A%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C.jpg

Сначала племена восточных славян установили союзнические отношения с Херсонесом и Тмутараканью, а потом с Византией, которая была заинтересована иметь защитника своих крымских колоний и союзника на восточных границах в противовес Киевской Руси.

Противостояние княжеской власти

Складывание гражданского самосознания восточных славян напрямую было связано с общественным мнением, которому было противно само понятие княжеской власти.

В то время как ильменские словене призвали Рюрика и образовалась Киевская Русь, восточные славяне никого не призывали и не устанавливали у себя княжескую власть. Они не называли своего правителя князем, а лишь главой, то есть главного среди равных. Либо городским головой, либо старейшиной, либо воеводой.

В виду распределения власти среди нескольких лиц в общине восточных славян не сложилось единоличного правителя который отвечал бы за все стороны государственной и общественной жизни. Власть находилась в руках нескольких лиц, наделеннных исполнительной властью, закодательного веча, и община в целом ощущала ответственность за свою судьбу.

Все эти предпосылки явились связующим веществом, которое сцепило здание будущего гражданского общества восточных славян и способствовало установлению республиканского строя Русского государства.

С. С. Рубцов, Новгородское вече
С. С. Рубцов, Новгородское вече

________________

Друзья, канал действует благодаря вашим лайкам и комментариям, поэтому не поленитесь поделиться вашим мнением ко всему вышесказанному под этим постом. Благодврю! 

_________________________

Читайте остальные посты по теме:

Социальная структура общества альтернативного Русского царства

Альтернативная вечевая Древняя Русь

Почему Древняя русь стала вечевой

Первые полвека альтернативная история Древней Руси

Правление первого царя альтернативной Древней Руси Ярослава I