Рубрика: Древняя вечевая Русь.
Давайте представим что Древняя Русь пошла по демократическому вечевому пути развития.
Какие факторы повлияли на установление демократических вечевых порядков в Древней Руси:
1. Децентрализация власти.
2. Установление гражданского общества.
3. Ранняя христианизация населения.
4. Ранняя кодификация законов.
5. Запрет на обращение в рабство славян и запрет на внутреннюю и внешнюю торговлю рабами славянами.
6. Противоборство всего населения княжеской власти.
7. Союзнические отношения с Византией.
Рассмотрим подробно каждый из факторовфакторов.
Децентрализация власти
В каждом поселении восточных славян власть распределялась между несколькими лицами.
Как правило это были:
- городской голова
- воевода с отрядом дружины
- тиун
- судьи
- вечевой старейшина
- волх в и позднее священник
- знахарь
Городской голова или Старейшина общины выполнял административные функции и был носителем исполнительной власти. Он организовывал укрепление поселения, строительство крепостных валов и стен, ворот, башен, отвечал за строительство дорог и мостов, мельниц, общественных хозяйственных построек.
Поселение в 300 дворов как правило охранял отряд воеводы с дружиной 15-20 человек. Воевода отвечал за оборону поселений и общины, за организацию ополчения, обучения ополченцев, устройство городских оборонительных сооружений, а также разведку.
Тиун выполнял функции сборщика налогов и казначея. Он отвечал за сбор, хранение и распределение налогов. Как правило налоги собирались в натуральной форме и составляли десятину от всех доходов.
Натуральные налоги шли на корм воеводы с дружиной, обустройство и защиту поселения и другие общественные работы.
Функции судебной власти выполнял один судья , либо до трёх судей из числа выбранных свободных граждан, как правило старейшин, признанных авторитетов.
Вечевой Старейшина отвечал за сбор и модерацию вече.
Волхв, а позднее и священник оказывали влияние на каждого отдельного общинника в частности, тем самым косвенно влияли на принятие решений всей общины.
Знахарь лечил людей и скотину, и также оказываюл влияние на рядовых общинников.
Рядовые общинники, как-то кузнец, травник, мельник, либо богатый общинник, или имевшие авторитет среди свободного населения общины, оказывали влияния на принятие решений на вече.
Установление гражданского общества
Среди славян восточных племён рано установилось гражданское самосознание. Свободные общинники выступавшие в качестве протограждан воспринимали себя хозяевами своей земли, своей общины, ответственными за её существование.
Свободный общинник-гражданин пахал землю, либо был ремесленником в городе, одновременно служил в ополчении, принимал участие в вече, выбирал ответственных лиц, платил десятину налогов, и влиял на жизнь общины.
Гражданином считался только свободный общинник, который платил десятину налогов, имел ряд прав и обязанностей.
Запрет на обращение славян в рабство
С гражданским самосознанием напрямую было связано установившиеся правило в среде восточных славян. Это правило запрещало обращать восточных славян в рабство, а также запрещало торговать славянами рабами на внутреннем и внешнем рынке.
Ранняя кодификация устного права
861 годом датируется первое Русская Правда среди племён восточных славян. Далее в течение двух десятилетий IX века составленны Правды нескольких племен восточных славян. И в конце IX века была составлена единая Русская Правда всех племен и общин восточных славян населявших земли восточнее Днепра и Новгорода.
Ранняя христианизация и союз с Византией
Чтобы противостоять княжеской власти Рюрика и его потомков восточные славяне рано начали искать союзников и нашли их в лице православного христианства и Византии. В 865 году вятичи первыми приняли христианство. Затем в течение 5-10 лет остальные племена восточных славян приняли православное христианство.
Сначала племена восточных славян установили союзнические отношения с Херсонесом и Тмутараканью, а потом с Византией, которая была заинтересована иметь защитника своих крымских колоний и союзника на восточных границах в противовес Киевской Руси.
Противостояние княжеской власти
Складывание гражданского самосознания восточных славян напрямую было связано с общественным мнением, которому было противно само понятие княжеской власти.
В то время как ильменские словене призвали Рюрика и образовалась Киевская Русь, восточные славяне никого не призывали и не устанавливали у себя княжескую власть. Они не называли своего правителя князем, а лишь главой, то есть главного среди равных. Либо городским головой, либо старейшиной, либо воеводой.
В виду распределения власти среди нескольких лиц в общине восточных славян не сложилось единоличного правителя который отвечал бы за все стороны государственной и общественной жизни. Власть находилась в руках нескольких лиц, наделеннных исполнительной властью, закодательного веча, и община в целом ощущала ответственность за свою судьбу.
Все эти предпосылки явились связующим веществом, которое сцепило здание будущего гражданского общества восточных славян и способствовало установлению республиканского строя Русского государства.
________________
Друзья, канал действует благодаря вашим лайкам и комментариям, поэтому не поленитесь поделиться вашим мнением ко всему вышесказанному под этим постом. Благодврю!
_________________________
Читайте остальные посты по теме:
Социальная структура общества альтернативного Русского царства
Альтернативная вечевая Древняя Русь
Почему Древняя русь стала вечевой
Первые полвека альтернативная история Древней Руси
Правление первого царя альтернативной Древней Руси Ярослава I