Технология использования вяжущих низкой водопотребности (ВНВ) при производстве монолитных конструкций и ЖБИ изделий несет огромную пользу для рынка. ВНВ позволяет производить строительные материалы на новом уровне, так как, по сути, повышает коэффициент полезного действия составляющих этих материалов и, соответственно, снижает себестоимость производства.
Бетоны и растворы, произведенные на ВНВ — это как современный автомобиль в сравнении с автомобилями 40-летней давности. Но почему тогда мы полностью не перешли на эту новую технологию? Проблема в квалификации специалистов и общем подходе к строительству.
Суть технологии
Разработана она была в середине 1980-х; на украинском Здолбуновском заводе изготовили тогда первую партию трехкомпонентного цемента с 70% шлака в своем составе. Материал был использован на нескольких объектах Министерства обороны. Распад СССР помешал в полной мере реализовать госпрограмму, утвержденную в отношении ВНВ в 1990 году. Однако технологией заинтересовались за рубежом; в Китае, Аргентине и Турции ее внедрили сразу на нескольких заводах.
Сама технология заключается в измельчении в специальных мельницах цемента и перемешивании его с дополнительными компонентами: вяжущими, суперпластификаторами, песком. Давно энтузиасты и ученые изучают использование тонкомольных составляющих, к которым и относятся ВНВ. Большое количество опытов и тестов подтверждают эффективность технологии.
Перемалывание цемента с песком позволяет заменить 30-40% вяжущего без потери его свойств. При измельчении и смешивании с суперпластификатором происходит снижение водопотребности цемента и повышение его активности, что позволяет полностью раскрыть потенциал цемента.
Для производства вяжущих низкой водопотребности можно использовать лежалые цементы, которые потеряли свою активность. Технология дает вторую жизнь такому вяжущему. Произведенное ВНВ имеет более длительный срок годности, что позволяет увеличить период хранения. Но работа на ВНВ требует изменения большого количества производственных процессов и затрат. Изготавливать их на бетонных производствах очень затратно и логично было бы поставлять на заводы уже готовый продукт, а значит, его необходимо производить на цементных предприятиях.
Есть ли у нее будущее?
В цепочке задействовано много разных участников-компаний, и никто не желает брать затраты на себя. С другой стороны стоят проектировщики, которые закладывают в строительные объекты классические материалы. Переход на технологию ВНВ — это переход на новый уровень всего строительного рынка. Эта трансформация затрагивает производителей цемента, производителя химических добавок, производителей бетонов и растворов; строительные компании, проектировщиков, а также утвержденную нормативную базу.
Сложив всю информацию воедино, видно, что внедрение технологии использования ВНВ возможно только при поддержке государства. Льготные кредиты, субсидии на модернизацию производств и популяризация технологии на государственных объектах помогут перестроить рынок. Параллельно с популяризацией необходимо будет привести все нормативные документы в новый формат и активно вести работу по повышению компетенций специалистов, затронутых в этой области.
статью подготовил Андрей Анатольевич Лупий, основатель цифровой строительной платформы ОРЛАН System, сопредседатель Гильдии организаций строительного комплекса Московской Торгово-Промышленной Палаты