Существует немало товаров, спрос на которые существенно варьируется в течение года. Это можно использовать себе на пользу, чтобы дополнительно увеличить продажи, удачно выбрать время для вывода нового продукта на рынок и запланировать закупки так, чтобы невостребованные товары не остались пылиться на складе. Кроме того, вам понадобится иначе, чем при работе с несезонными продуктами, распределять время и ресурсы: в пик сезона нужно получить максимальную прибыль, а промежуточные периоды использовать для решения организационных вопросов и подготовки к следующему пику спроса.
Причины изменения спроса
Чтобы проследить сезонные тенденции в изменении спроса на ваш продукт, прежде всего, нужно понять, чем обусловлены его колебания. На интерес покупателей к различным видам товаров могут влиять несколько факторов:
- праздники (например, елочные игрушки и другие новогодние украшения активно покупают в декабре, а цветы и косметику – к 8 марта);
- смена времен года как таковая (с наступлением времен года люди приобретают теплую одежду, а весной – товары для садоводства или отдыха на природе);
- сезон отпусков (в году есть несколько периодов, когда резко возрастает спрос на туристические путевки и товары для поездок).
Чтобы определить, как меняется спрос на ваш товар, проще всего посмотреть на динамику запросов в Яндекс.Wordstat и Google.Trends. В статистике по интересующим вас ключевым фразам вы можете увидеть, в какие месяцы пользователи ищут эти товары и услуги чаще всего. Не все всплески обусловлены сезонностью: некоторые из них могут быть связаны с краткосрочными модными трендами или разовыми событиями. Поэтому обращать внимание следует именно на те колебания, которые периодически повторяются из года в год.
Разновидности сезонных товаров
В зависимости от динамики запросов все сезонные товары можно разделить на две группы. К первой относятся те продукты, которые покупают в течение всего года, но в определенные периоды спрос на них увеличивается. Например, бытовую технику люди покупают круглый год, однако перед праздниками спрос на отдельные позиции вырастает, поскольку они часто фигурируют в качестве подарков. В этом случае продвигать свои товары и услуги нужно постоянно, а перед началом сезона дополнять обычный маркетинг продвижением в связи с конкретным поводом.
У сезонно-событийных товаров динамика несколько другая. В течение года их почти не покупают, а накануне сезона и непосредственно в период события спрос увеличивается весьма значительно. В этом случае тратить усилия на продвижения товара в межсезонье не слишком рационально – заниматься им нужно непосредственно перед пиковым периодом. К таким товарам относятся, например, праздничный декор или товары для садоводства, которые применяются только для конкретного вида работ.
Работу над продвижением сезонных товаров желательно начинать за несколько месяцев до ожидаемого пикового периода. Это обусловлено тем, что на SEO-аудит, подготовку актуальных запросов и переиндексацию сайта поисковыми системами потребуется время. Не стоит забывать и об удобстве для пользователей: к началу сезона сайт должен быть полностью функционален, чтобы вам не пришлось терять клиентов из-за неудобной формы заказа или из-за того, что ваш сайт не справляется с повышенной нагрузкой.
Даже если вы продаете исключительно сезонные товары, важно поддерживать контакт с аудиторией в течение всего года. Сделать это вам поможет система UDS. Ее функционал позволяет публиковать новости в приложении, например, чтобы напомнить о своих услугах, а также собирать обратную связь в виде оценок и отзывов. Это поможет вам сформировать положительную репутацию в глазах клиентов и добиться, чтобы в период сезонного спроса они снова возвращались к вам.