Найти тему
Катехизис и Катарсис

Кто на самом деле начал первым колонизировать Сибирь?

Пермь Великая не есть город реальных пацанов. Это огромное пространство на запад от Каменного пояса (Уральских гор), простирающееся вдоль рек Вычегда, Колва, Вишера, Чусовая, Кама. Несмотря на суровые погодные условия, таежные леса издревле были населены финноязычными племенами. В основном это были пермяки и зыряне. За Каменным поясом проживали угорские племена манси — «младшие братья» пермяков, в дальнейшем отказавшиеся от этого родства и назвавшиеся вогулами. На протяжении столетий их отряды спускались на плотах по горным рекам или переваливали через хребет на боевых лосях и грабили пермские поселения. А поживиться было чем.

Типичные такие вогулы.
Типичные такие вогулы.

Дело в том, что начиная с IX-X века Пермь Великая фактически является колонией Волжской Булгарии — тюркоязычного мусульманского государства в среднем Поволжье. Вряд ли у булгарских правителей существовала четкая система управления Пермью, но вполне вероятно, что тюркские богатуры собирали дань с местного населения в обмен на защиту от тех же вогулов. Кроме того, булгарские купцы обеспечивали бесперебойную торговлю с мусульманским миром. Корабли, груженные пушниной, по Каме спускались к Волге, а оттуда через Каспий прямиком в Персидские земли. Оттуда дорогая пушнина попадала к богатым дворам халифов, султанов и шахов, чьи наложницы так ценили северные меха. Также важно отметить наличие огромных месторождений каменной соли в Перми. Как известно, в Средние века соль являлась одним из самых ценных товаров, так как была необходима для консервации продуктов.

Торг булгар с арабами в Биляре — столице Волжской Булгарии.
Торг булгар с арабами в Биляре — столице Волжской Булгарии.

Таким образом, несмотря на общую неблагоприятность для житья вследствие непролазной тайги и почвы, непригодной для земледелия, Пермь Великая уже в раннем Средневековье стала заветным краем благодаря своим полезным ресурсам: пушнине и соли. Кроме того, зачастую в пещерах находили останки древних чудовищ, эпоха которых закончилась задолго до рождения пермских богов. Местное население дало им имя «маммути». Кость и бивни мамонтов ценились на Востоке не менее слоновьих.

В обмен на пушнину и соль пермские язычники получали всевозможные драгоценности, ювелирные украшения и предметы роскоши из Арабского халифата и Персии. Поскольку пермяки обладали особым языческим типом мышления, они использовали огромный поток золотых и серебяных изделий не для личного обогащения или развития страны, а употребляли их на дары своим многочисленным богам и духам. Например, чтобы задобрить духа озера, на дно в огромных количествах сбрасывались дорогие украшения, арабские дирхемы (монеты халифата). На место лица деревянным идолам прибивали золотые и серебряные блюдца. Жемчуговые бусы, кубки и клинки из чистого золота навечно оставались на алтарях в заветных чащах, укрытых от любопытных глаз «туманами» — глубокими болотами, в дождливую погоду превращающихся в озера. Венцом творения пермских мастеров, переплавлявших арабское золото, стала Сорни-Най — «Золотая Баба», символ жизни и женственности.

-3

За многие годы торговли с мусульманским миром посредством Волжской Булгарии в Великой Перми скопилось огромное количество драгоценностей, использовавшихся не по назначению — на Руси все это добро прозвали «закамским серебром». Сей факт не мог обойти искателей приключений и легкой наживы, которыми издревле славился торговый город Новгород. Добрые молодцы сколачивали небольшие банды и на плоскодонных небольших судах ушкуях сплавлялись по сложной сети северных рек, кое-где протаскивая свои лодки волоком. Опустошив священные капища и разрыв древние могильники, ушкуйники возвращались в родные края, отбиваясь от местного населения, сыпавшего стрелами из своих укрытий в густой тайге вдоль рек. Булгарские богатуры не могли прийти на помощь своим давним союзникам после разгрома Хазарского Каганата в 962 году, бывшего негласным покровителем Волжской Булгарии и контролировавшего волжский торговый путь. На родину храбрые авантюристы возвращались с богатым хабаром и на эти деньги могли завести выгодную торговлю с Ганзейскими городами или же снарядить экспедицию в Закамье на следующий год. Обычно они проводились летом, ибо зимой в трескучие морозы посреди непролазной тайги смерть дышит в спину северным сиянием.

Новгородские ушкуйники — первые русские землепроходцы.
Новгородские ушкуйники — первые русские землепроходцы.

Первое упоминание Перми Великой в составе русских земель приходится на 1113 год. В издании Повести временных лет, датируемой этим годом, пермяки упомянуты в списке народов, платящих дань киевскому князю. Безусловно, здесь имеются в виду эти самые нерегулярные походы за «закамским серебром», производимые новгородскими авантюристами по собственной инициативе. Вероятно, какой-то процент от прибыли с этих походов уходил в великокняжескую казну. Однако вскоре на Руси начинается эпоха феодальной раздробленности. Пермские земли попадают в сферу влияния Новгородской республики. На протяжении нескольких столетий Пермь Великая упоминается в составе Заволочья — восточной колонии Новгорода. О регулярной дани и постоянных русских поселениях в XII-XIII веках говорить не приходится. Слишком далеки были эти земли от Новгородской метрополии, да и средств на планомерное освоение в вечевой казне было недостаточно.

К тому же в 1236 году Волжская Булгария была сровнена с землей ордами Субудай-багатура, верного воина Бута-хана. В дальнейшем пермские народы были обложены хараджем — легкой данью ханам Золотой Орды. Новгородское присутствие в регионе уменьшилось в связи с походами Бату-хана на Русь в 1237-1238 и 1240 году, а также борьбой со Швецией и Тевтонским орденом на западных рубежах. Все эти внешнеполитические потрясения нанесли серьезный удар по экономике торговой республики.

На новгородском торге часто были представлены пермские меха или «закамское серебро».
На новгородском торге часто были представлены пермские меха или «закамское серебро».

Несмотря на это, формально Пермь Великая числилась в составе владений Новгорода вплоть до его падения в 1470-ых годах. Однако целенаправленное освоение этих далеких земель началось примерно за век до этого. Как ни странно, первые русские поселения на территории Перми построили отнюдь не храбрые искатели приключений из Новгорода, а православные монахи из Москвы. По мере ее возвышения над другими княжествами, московские князья стали претендовать и на богатые восточные земли. В увеличении своей паствы была заинтересована и Православная Церковь.

Очень кстати пришелся умудренный церковным знанием архидиакон Стефан. В 1379 году он явился в Москву к Коломенскому епископу Герасиму, блюстителю места почившего недавно знаменитого митрополита Алексия. Стефан просил дозволения отправиться в земли пермяков и зырян, чтобы нести им христову веру. Он происходил из Великого Устюга — московского форпоста на северо-восточных рубежах. С детства Стефан общался с зырянами и пермяками, посещавшими этот город с торговыми целями. В молодости устюжанин перебрался в Ростов, где принял постриг и стал постигать премудрость церковную. Изучил греческий и латынь, дабы читать Священное Писание и труды богословов в оригинале. Вскоре он загорелся идеей крестить пермяков и зырян и этим совершить свой духовный подвиг в веках во имя Христа. Герасим поддержал Стефана, выделил ему необходимые средства, монахов, церковные принадлежности. Первая православная миссия в Пермские земли отправилась на подвиг веры, снабженная охранными грамотами московского князя Дмитрия Ивановича, в том же году одержавшего победу на Куликовом поле.

Множество чудес и богоугодных дел совершил Стефан на дальних землях по свидетельству многочисленных житий святого. Самым известным является эпизод, когда он собственноручно срубил Прокудливую Березу на глазах у пермяков и воздвиг на ее месте собор Архангела Михаила. Прокудливая Береза, скребущая кроной небо, была священным деревом для местных язычников. После ее уничтожения пермяки хотели убить Стефана, но его праведная речь заставила их отступиться и уверовать.

-6

Кроме Архангельского собора Стефан построил еще множество других церквей поменьше, послуживших началом русским поселениям. Многих пермяков удалось крестить в северных реках и убедить в необходимости уничтожения идолов. Богатые дары с капищ, конечно же, надо было нести в приходы.

Известен спор Стефана с местным главным шаманом, в ходе которого он убедил последнего в беспомощности армады пермских богов перед лицом единого христианского Бога. Финальным аргументом шамана стало требование Стефана пройти сквозь огонь и воду, чтобы доказать, что его Бог защитит своего раба. Русский святитель согласился следовать за шаманом в огонь, но у того как-то резко прошел приступ смелости, так что он был опозорен перед своими единоверцами, которые изгнали шамана и ринулись в церковь покупать свечки за золотые дирхемы Арабского халифата.

-7

Кроме того, Стефан разработал зырянскую азбуку на основе славянских, греческих и тюркских букв. При жизни он перевел множество священных текстов на местный язык, но вскоре после его смерти, зырянская азбука была вытеснена обыкновенной кириллицей.

Реузльтатом деятельности святителя Стефана стало учреждение в 1383 году Пермской епархии в составе Московской митрополии. Как не трудно догадаться, Стефан и стал первым пермским епископом. В дальнейшем он часто наведывался в Москву и отчитывался о проделанных делах, за что получал дополнительное снабжение. В ходе одного из таких визитов он даже виделся с Сергием Радонежским, благословившим его на духовные подвиги. После смерти Стефана в 1395 году дело его продолжилось. Вокруг храмов и монастырей стали расти русские поселения. Их возводили люди, искавшие вольной жизни вдалеке от княжей десницы. Отсылая на родину ясак, поселенцы получали взамен свободу на незанятых землях. По мере усиления Москвы власть татар стремительно сходила на нет, и вскоре пермяки освободились от хараджа. Татарские мурзы сохранаяли влияние лишь на юге Пермских земель в своих небольших городах Афкуль и Ибыр с деревянными минаретами и базарными площадями.

В то время как Московское княжество все больше оплетало другие русские земли своими духовными скрепами, в Перми Великой жизнь была пусть и тяжела, но волна и прибыльна. По мере истощения запасов «закамского серебра» на капищах русские колонисты все больше внимания уделяют соляным месторождениям Предуралья. Так возникают крупные центры соледобычи: Соль Вычегодская и Соль Камская. Вместе с местными пермскими князьями русские переселенцы строят крепости для защиты от татарских и вогульских набегов, крупнейшие из которых Чердынь, Покча, Искор.

Для урегулирования жизни своих подданных и укрепления власти на формально новгородских землях Великий московский князь Василий II Темный посылает в Чердынь своего дальнего родственника, Верейского князя Ермолая. Что ни говори, а слепой князь сегодня смотрел в завтрашний день. Смотрел, да недосмотрел. Ермолай наладил отношения с местными пермскими князьями и запилил свое государство, где христианский епископ мирно уживался с местными шаманами — Великопермское княжество.

При нем оно имело вассалный статус в отношении Москвы и вроде бы дань платило, но в силу своей отдаленности о прямом контроле из Кремля говорить не приходилось. Пермяки получили право исповедовать свою веру, ибо епископа Питирима спиртные напитки привлекали более духовных подвигов. Проповедь Стефана осталась в далеком прошлом, и пермяки постепенно вернулись к вере предков. Местные князья исправно платили ясак Ермолаю. Его русская дружина защищала местных жителей от татар, вогулов и возобновивших свои походы ушкуйников из Новгорода. Русские воины и купцы свободно посещали православные храмы, женились на пермячках и получали баснословные прибыли от продажи соли и пушнины на запад. На свою беду князь Ермолай, подбиваемый алчным епископом Питиримом, снарядил экспедицию за вышеупомянутой Золотой Бабой — священным идолом для всех финно-угорских племен тех мест. В 1455 году боевые лоси вогульского хакана Асыки прорвались через деревянные стены Чердыни. Язычники разграбили русский город, убили князя Ермолая и утащили Сорни-Най в свои мрачные болота за Каменным поясом.

Старший сын Ермолая князь Михаил чудом спасся во время этого набега и был укрыт верными людьми в Усть-Выме — еще одной крупной крепости Перми Великой. Возмужав, он продолжил политику отца по объединеию вокруг Чердыни пермских князей. Кроме того, он сдружился с местным татарским мурзой Исуром. Полиэтничное Великопермское княжество жило себе, зла не знало. Отстроена была разрушенная вогулами Чердынь. Новый епископ Иона затеял очередное крещение Перми Велиокй, впашей в язычество по смерти Стефана. Масштабная кампания 1462 года по внедрению христианства в повседневную жизнь пермяков обернулась проавалом. Пермяки охотно участвовали в массовых купаниях в реках, с удовольстием лакомились хлебом и вином во время таинства евхаристии, но не могли понять истинных основ Христовой веры, ибо у Ионы не было того красноречия, дара убеждания и знания местного менталитета, которые были у святителя Стефана. Строились новые церкви, в которых воздвигались деревянные изображения Христа или Богоматери, мало отличавшиеся от идолов. Пермяки охотно пустили Иисуса в широкий круг своих языческих богов. Ему так же приносились жертвы, как и Войпелю или Пеле. Губы святых на иконах вымазывали кровью жертвенных животных.

— Алло! Это митрополит? Заберите меня из этого ада!
— Алло! Это митрополит? Заберите меня из этого ада!

В политическом отношении князю Михаилу удалось-таки объединить вокруг себя разрозненные пермские и зырянские племена и совместно с татарскими богатура Исура организовывать несколько походов за Урал в земли вогулов с целью поживиться тамошним жертвенным золотом. В ходе одного из таких походов погибает младший брат Михаила княжич Василий. Вдохновитель похода ушкуйник Скряба, награбив хабара, в обход Чердыни уплыл на Русь. Дабы отомстить вогулам и исполнить приказ московского князя Ивана III по устранению восточной угрозы, Михаил собрал своих людей в поход на столицу вогулов Пелым, где пленил убийцу своего отца хакана Асыку. Однако тот бежал по пути в Москву.

После этого эксцесса Великопермское княжество вступает в заранее проигранную конфронтацию с могущественной Москвой. Открытым актом неповиновения стал отказ Михаила участвовать в походе московского войска на Казань, аргументируя это своими хорошими отношениями с татарами. В наказание за это в 1472 году на Пермь Великую был послан карательный отряд князя Федора Пестрого-Стародубского. Прекрасно организованная московская дружина несла разорение и ужас вдоль пермских рек. В распоряжении войска Пестрого кроме бердышей, стальных мечей и луков имелись несколько европейских новинок — шведских пушек и пищалей. Пермские князья не откликнулись на зов Михаила, а епископ Иона был рад встретить московских воинов, которые стальным кулаком укрепили бы пошатнувшуюся власть Православной Церкви. С целью подсобить захватичикам он спалил крепость в Чердыни, так что Михаилу с дружиной пришлось укрыться в Искоре — крепости верного пермского союзника — князя Качаима. Другие пермские князья на помощь Михаилу не явились. Поддержку кроме Качаима оказал татарский мурза Исур. Однако численный перевес все же остался на стороне Пестрого. Войско Великопермского князя было наголову разбито, а неприступные, казалось бы, стены Искора взорваны шведскими пушками. Пленником Михаил Ермолаевич предстал пред светлые очи Великого московского князя Ивана III Васильевича.

Такой Москва предстала перед плененным пермским князем.
Такой Москва предстала перед плененным пермским князем.

Здесь Михаил узрел всю мощь и могущество нарождавшегося Русского царства и поцеловал золотой крест на верность московскому князю. При помощи нового епископа Филофея и организованной русской дружины, переданной ему в Москве, князь Михаил полностью подчинил себе пермские племена. Он лишил местных князей права держать дружину, а сбор ясака поручил священникам. Благодаря деятельности нового епископа Филофея церкви были построены в каждом крупном населенном пункте пермяков. Они служили местами сбора ясака и просветительскими центрами. Размер ясака для крещенных был уменьшен. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году Пермь Великая окончательно был включена в список владений Великого Московского княжества.

Теме не менее, формальную вассальную независимость Велиопермское княжество сохраняло еще долгие годы. С 1481 года Великопермский престол по смерти Михаила перешел к его сыну Матвею. Укрепившись на земле и заработав авторитет среди местного населения, тот в начале XVI века отказался платить дань и участвовать в походах Москвы. Единое Русское государство не могло потерпеть подобной выходки. В 1505 году Великопермское княжество окончательно вошло в состав владений Москвы. Матвей был убит, а на его место поставлен воевода Василий Ковёр, непосредственно подчинявшийся наместнику, находившемуся в Москве, при Великом князе.

А уже в 1515 году богатый новгородский купец Аникей Строганов завел солеваренный промысел в старом экономическом центре Перми — Соли Вычегодской. Страшно разбогатев, предприимчивый Аникей постепенно вводил в ширящееся дело своих детей — Якова, Григория и Семена. Вскоре семья Строгановых обрела огромное влияние на все Закамье.

Одна из десятков солеварен Строгановых.
Одна из десятков солеварен Строгановых.

Власть рубля оказалась прочнее власти воеводы, так что в 1558 году Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову грамоту на владение землями по рекам Каме и Чусовой, освободил купеческую семью от уплаты налогов в течение 20 лет, даровал им особые привилегии на торговлю солью, дозволил вершить свой суд, содержать войска, основывать поселения. Подобное решение царя объясняется острой необходимостью освоения далеких земель и защиты восточной границы, расширившейся после присоединения Казанского и Астраханского ханств. Кроме того, в этом же году Иван Грозный вступил в Ливонскую войну, так что ему необходимо было обеспечить крепкий тыл на востоке. Этим были готовы влиятельные и богатые купцы Строгановы.

Убедиться в степени царского доверия можно на следующем примере: когда в 1565 году царь Иван учредил опричнину, по личной просьбе Строгановых их земли вошли в состав государевых, а не земских. Это помогло им избежать опричного террора и возвыситься еще больше. Ведь от усиливавшегося крепостного гнета и разгула опричников на Волгу и Каму со всей Руси бежали буйные головы и искатели приключений. Их брали под свое крыло богатая купеческая семья и организовывала в боевые дружины. Одним из таких вольных казаков оказался атаман Ермак Тимофеевич, принятый со своей ватагой на службу Строгановыми в 1578 году. Его главной задачей являлась защита строгановских земель от набегов сибирских татар, но атаман слегка перевыполнил план, покорив для русского царя Сибирское ханство в 1580-ых годах.

Казаки Ермака — русские конкистадоры.
Казаки Ермака — русские конкистадоры.

В будущем именно Пермь Великая послужила плацдармом для далнейшем колонизации Сибири. А в 1597, году после строительства Бабиновской дороги, Закамье стало неотъемлемой частью России, навсегда утратив статус восточной окраины и колонии.

Сбор денег на новые экспедиции на восток за впечатлениями для следующих образовачей : карта Сбербанка 5336 6900 6525 7521 (Данила Дмитриевич К.)

Приглашаю всех заинтересованных ушкуйников на Агору — площадь собраний свободных граждан : https://vk.com/agorana