Найти тему
Советское Кино и не только

"Поступить на артистку" - три фильма про это

Евгений Ташков, рассказывая об истории создания фильма "Приходите завтра", писал: "Я решил - возьму заезженную тему и напишу сценарий, самый пошлейший". Причина такого решения -

Протест, возможно пафосный, против бытовавшей тогда (да и сейчас) среди литературных, кино- и прочих критиков позиции, на мой взгляд чудовищной: о необходимости «чего-нибудь новенького» в искусстве. «Это уже старо. Этого уже не надо. Искусство должно двигаться вперёд!» Ну, хорошо, а что если вспарывать на экране животы детям? Этого же ещё не было! Может, стоит попробовать? Куда мы толкаем себя и искусство этим «дайте то, чего ещё не было»?!. (Евгений Ташков)

Заезженной темой режиссёр назвал сюжет, связанный с приездом в столицу/крупный город провинциала. Однако Евгений Иванович немного лукавил - киношные провинциалы в города, приезжали, конечно, нередко, но вот героиня из провинции, желающая "учиться на артистку", появилась на экране впервые.

Удивительно, не правда ли? Ведь тема действительно кажется очень распространенной, но...

В предлагаемом обзоре я собрал все (надеюсь, ничего не пропустил) фильмы, в сюжете которых присутствуют молодые люди, приехавшие в большой город (Киев/Москву/Ленинград) для поступления в творческий ВУЗ (театральный, музыкальный).

1. "Годы молодые" (1958), режиссёр Алексей Мишурин, в главных ролях Светлана Живанкова, Валерий Рудой, Валентин Кулик.

Наташа (Светлана Живанкова), кадр из фильма "Годы молодые" (1958)
Наташа (Светлана Живанкова), кадр из фильма "Годы молодые" (1958)

Музыкальная комедия. Наташа (Светлана Живанкова), возвращается в Киев от родственников из села - она торопится успеть к началу прослушиваний в Театральное училище. Буквально за пару часов до отхода поезда девушку хитростью уговаривают принять участие в конкурсном концерте самодеятельности, где она должна заменить мальчишку-танцора.

Наташу переодевают, а после концерта прямо в гриме и сценическом костюме везут к поезду на мотоцикле. Из-за задержки в пути девушка прибывает на вокзал впритык и без чемодана (в котором лежат и деньги, и билет). Сергей (Валерий Рудой), с которым она познакомилась у поезда, предлагает авантюру - ехать на крыше поезда.

Новый знакомый, который тоже торопится в Театральное, принимает её за мальчишку. Наташа решает ничего не объяснять и представляется Лёшкой. В Киеве новоиспеченные друзья расстаются, договорившись о встрече, а в училище Наташа "знакомится" с Сергеем уже как сестра Лёши.

Сергей (Валерий Рудой) и Лёшка (Светлана Живанкова), кадр из фильма "Годы молодые" (1958)
Сергей (Валерий Рудой) и Лёшка (Светлана Живанкова), кадр из фильма "Годы молодые" (1958)

Наташин киевский кавалер Володя (Валентин Кулик) предлагает помощь при поступлении - его дядя, актёр, является членом приемной комиссии. Девушка сначала отказывается, но потом соглашается, договорившись, что дядю попросят и за Сергея.

Уже на первом туре выясняется, что и Наташа, и Сергей, имеют все шансы пройти по конкурсу самостоятельно, однако Володя все равно подсовывает дяде записку. Эта записка сыграет роковую роль в судьбе Наташи и Сергея...

Режиссёр фильма, Алексей Мишурин, хорошо знаком зрителям по фильмам "Королева бензоколонки" и "Абитуриентка" (посвящение погибшей стюардессе Надежде Курченко). Исполнители всех трех ролей в картине "Годы молодые" широко известными по киноролям не стали, но судьба Светланы Живанковой сложилась удивительно.

Через год после роли Наташи, девушка снялась в фильме "Черноморочка". Съемки проходили в Одессе, и там Светлана познакомилась со своим будущем мужем - гидробиологом Геннадием Соляником. Сыграв свадьбу вскоре после окончания съемок, Живанкова вместе с мужем отправляется в кругосветную экспедицию, а после часто сопровождает его в плавании.

Светлана Живанкова (эпизодическая роль подруги Геннадия), кадр из фильма "Вертикаль" (1966)
Светлана Живанкова (эпизодическая роль подруги Геннадия), кадр из фильма "Вертикаль" (1966)

Соответственно, в кино она снимается не много, но удачно - так, например, она появляется в дебютной картине Петра Тодоровского, а также в двух фильмах Говорухина. На съемках "Вертикали" знакомится с Высоцким и... нет, романа у них не было - была дружба, причем, семейная: с тех пор Высоцкий, бывая в Одессе вместе с Мариной Влади, останавливается у четы Соляник.

По фильму "Годы молодые" добавлю еще, что он не просто музыкальный, а очень музыкальный - в нём много украинских песен и танцев, а также есть фрагмент очень красивого эпизода из балета "Лесная песнь. Мавка"

2. "Приходите завтра" (1962), режиссёр Евгений Ташков, в главной роли Екатерина Савинова

Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова), кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)
Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова), кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)

Самая звёздная роль Екатерины Савиновой. Её героиня, Фрося Бурлакова, обладает уникальным голосом. Она приезжает из Сибири в Москву поступать в Музыкальное училище и останавливается у скульптора Николая Васильевича (Анатолий Папанов), адрес которого ей дал школьный сторож.

Николай Васильевич (Анатолий Папанов) и Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова), кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)
Николай Васильевич (Анатолий Папанов) и Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова), кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)

Фрося - девушка наивная и простая, столица её удивляет, обыденные для москвичей вещи ставят в тупик, всё чужое, чуждое, сложное. Но у Фроси есть цель - и она готова идти на любые лишения, чтобы цели достичь.

Профессор Гнесинки (Борис Бибиков) и Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова), кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)
Профессор Гнесинки (Борис Бибиков) и Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова), кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)

Когда оказывается, что девушка опоздала на вступительные испытания, а потому нужно ждать еще год, Бурлакова не сдается и добивается, все-таки, индивидуального прослушивания. После зачисления в училище без стипендии, она и работает, и учится, и без конца репетирует, добиваясь совершенства, оставив на потом личную жизнь.

Костя (Юрий Горобец) и Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова), кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)
Костя (Юрий Горобец) и Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова), кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)

Простодушная и искренняя Фрося противопоставляется Николаю Васильевичу, который, погнавшись за благами, являющимися следствием коммерческих заказов, растратил свой талант. Всё чаще задумывается скульптор о том, что для него важнее - быть нужным людям, реализовать себя как творческого человека или лепить бесконечных "женщин с веслом", за которых хорошо платят...

Евгений Ташков в эпизоде, кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)
Евгений Ташков в эпизоде, кадр из фильма "Приходите завтра" (1962)

В сценарий фильма Ташков включил биографические эпизоды - ведь и он сам, и Екатерина Савинова не были москвичами, оба они когда-то приехали в столицу из дальних деревень. Так что, лукавил, лукавил режиссер, говоря о "пошлейшем" сценарии. Не может такой быть история, в основу которой положены реальные судьбы - и не только Ташкова с женой, но и многих других провинциалов, сумевших реализовать свой дар.

3. "Желаем успеха" (1967), режиссёр Исидор Анненский, в главной роли Нина Маслова

Кадр из фильма "Желаем успеха" (1967)
Кадр из фильма "Желаем успеха" (1967)

Абитуриентка театрального ВУЗа, готовясь к экзамену, до того дорепетировалась, что ей приснился сон: она играет на сцене в окружении прославленных актёров. Придя утром на прослушивание, она обнаруживает всех этих актёров в экзаменационной комиссии.

Короткометражный экспериментальный фильм, который, к сожалению, обнаружить не удалось. Фильм был снят для демонстрации возможностей вариоскопического кинематографа профессора Виктора Комара, который позволял с готового негатива печатать как обычный вариант фильма, так и широкоформатный или широкоэкранный.

Исидор Анненский, снимая фильм, попытался воплотить в жизнь теорию Эйзенштейна о том, что для усиления эмоционального воздействия на зрителя разные эпизоды имеет смысл давать в разных форматах кадра.

Кстати, технику полиэкранного кино использовал Ролан Быков в фильме "Автомобиль, скрипка и собака Клякса".

Продолжение здесь

***

Полное оглавление канала "Советское кино"

А также

125 лучших советских фильмов

125 лучших постсоветских фильмов