Евгений Ташков, рассказывая об истории создания фильма "Приходите завтра", писал: "Я решил - возьму заезженную тему и напишу сценарий, самый пошлейший". Причина такого решения -
Протест, возможно пафосный, против бытовавшей тогда (да и сейчас) среди литературных, кино- и прочих критиков позиции, на мой взгляд чудовищной: о необходимости «чего-нибудь новенького» в искусстве. «Это уже старо. Этого уже не надо. Искусство должно двигаться вперёд!» Ну, хорошо, а что если вспарывать на экране животы детям? Этого же ещё не было! Может, стоит попробовать? Куда мы толкаем себя и искусство этим «дайте то, чего ещё не было»?!. (Евгений Ташков)
Заезженной темой режиссёр назвал сюжет, связанный с приездом в столицу/крупный город провинциала. Однако Евгений Иванович немного лукавил - киношные провинциалы в города, приезжали, конечно, нередко, но вот героиня из провинции, желающая "учиться на артистку", появилась на экране впервые.
Удивительно, не правда ли? Ведь тема действительно кажется очень распространенной, но...
В предлагаемом обзоре я собрал все (надеюсь, ничего не пропустил) фильмы, в сюжете которых присутствуют молодые люди, приехавшие в большой город (Киев/Москву/Ленинград) для поступления в творческий ВУЗ (театральный, музыкальный).
1. "Годы молодые" (1958), режиссёр Алексей Мишурин, в главных ролях Светлана Живанкова, Валерий Рудой, Валентин Кулик.
Музыкальная комедия. Наташа (Светлана Живанкова), возвращается в Киев от родственников из села - она торопится успеть к началу прослушиваний в Театральное училище. Буквально за пару часов до отхода поезда девушку хитростью уговаривают принять участие в конкурсном концерте самодеятельности, где она должна заменить мальчишку-танцора.
Наташу переодевают, а после концерта прямо в гриме и сценическом костюме везут к поезду на мотоцикле. Из-за задержки в пути девушка прибывает на вокзал впритык и без чемодана (в котором лежат и деньги, и билет). Сергей (Валерий Рудой), с которым она познакомилась у поезда, предлагает авантюру - ехать на крыше поезда.
Новый знакомый, который тоже торопится в Театральное, принимает её за мальчишку. Наташа решает ничего не объяснять и представляется Лёшкой. В Киеве новоиспеченные друзья расстаются, договорившись о встрече, а в училище Наташа "знакомится" с Сергеем уже как сестра Лёши.
Наташин киевский кавалер Володя (Валентин Кулик) предлагает помощь при поступлении - его дядя, актёр, является членом приемной комиссии. Девушка сначала отказывается, но потом соглашается, договорившись, что дядю попросят и за Сергея.
Уже на первом туре выясняется, что и Наташа, и Сергей, имеют все шансы пройти по конкурсу самостоятельно, однако Володя все равно подсовывает дяде записку. Эта записка сыграет роковую роль в судьбе Наташи и Сергея...
Режиссёр фильма, Алексей Мишурин, хорошо знаком зрителям по фильмам "Королева бензоколонки" и "Абитуриентка" (посвящение погибшей стюардессе Надежде Курченко). Исполнители всех трех ролей в картине "Годы молодые" широко известными по киноролям не стали, но судьба Светланы Живанковой сложилась удивительно.
Через год после роли Наташи, девушка снялась в фильме "Черноморочка". Съемки проходили в Одессе, и там Светлана познакомилась со своим будущем мужем - гидробиологом Геннадием Соляником. Сыграв свадьбу вскоре после окончания съемок, Живанкова вместе с мужем отправляется в кругосветную экспедицию, а после часто сопровождает его в плавании.
Соответственно, в кино она снимается не много, но удачно - так, например, она появляется в дебютной картине Петра Тодоровского, а также в двух фильмах Говорухина. На съемках "Вертикали" знакомится с Высоцким и... нет, романа у них не было - была дружба, причем, семейная: с тех пор Высоцкий, бывая в Одессе вместе с Мариной Влади, останавливается у четы Соляник.
По фильму "Годы молодые" добавлю еще, что он не просто музыкальный, а очень музыкальный - в нём много украинских песен и танцев, а также есть фрагмент очень красивого эпизода из балета "Лесная песнь. Мавка"
2. "Приходите завтра" (1962), режиссёр Евгений Ташков, в главной роли Екатерина Савинова
Самая звёздная роль Екатерины Савиновой. Её героиня, Фрося Бурлакова, обладает уникальным голосом. Она приезжает из Сибири в Москву поступать в Музыкальное училище и останавливается у скульптора Николая Васильевича (Анатолий Папанов), адрес которого ей дал школьный сторож.
Фрося - девушка наивная и простая, столица её удивляет, обыденные для москвичей вещи ставят в тупик, всё чужое, чуждое, сложное. Но у Фроси есть цель - и она готова идти на любые лишения, чтобы цели достичь.
Когда оказывается, что девушка опоздала на вступительные испытания, а потому нужно ждать еще год, Бурлакова не сдается и добивается, все-таки, индивидуального прослушивания. После зачисления в училище без стипендии, она и работает, и учится, и без конца репетирует, добиваясь совершенства, оставив на потом личную жизнь.
Простодушная и искренняя Фрося противопоставляется Николаю Васильевичу, который, погнавшись за благами, являющимися следствием коммерческих заказов, растратил свой талант. Всё чаще задумывается скульптор о том, что для него важнее - быть нужным людям, реализовать себя как творческого человека или лепить бесконечных "женщин с веслом", за которых хорошо платят...
В сценарий фильма Ташков включил биографические эпизоды - ведь и он сам, и Екатерина Савинова не были москвичами, оба они когда-то приехали в столицу из дальних деревень. Так что, лукавил, лукавил режиссер, говоря о "пошлейшем" сценарии. Не может такой быть история, в основу которой положены реальные судьбы - и не только Ташкова с женой, но и многих других провинциалов, сумевших реализовать свой дар.
3. "Желаем успеха" (1967), режиссёр Исидор Анненский, в главной роли Нина Маслова
Абитуриентка театрального ВУЗа, готовясь к экзамену, до того дорепетировалась, что ей приснился сон: она играет на сцене в окружении прославленных актёров. Придя утром на прослушивание, она обнаруживает всех этих актёров в экзаменационной комиссии.
Короткометражный экспериментальный фильм, который, к сожалению, обнаружить не удалось. Фильм был снят для демонстрации возможностей вариоскопического кинематографа профессора Виктора Комара, который позволял с готового негатива печатать как обычный вариант фильма, так и широкоформатный или широкоэкранный.
Исидор Анненский, снимая фильм, попытался воплотить в жизнь теорию Эйзенштейна о том, что для усиления эмоционального воздействия на зрителя разные эпизоды имеет смысл давать в разных форматах кадра.
Кстати, технику полиэкранного кино использовал Ролан Быков в фильме "Автомобиль, скрипка и собака Клякса".
Продолжение здесь
***
Полное оглавление канала "Советское кино"
А также
125 лучших советских фильмов
125 лучших постсоветских фильмов