Чех Зденко Худечек ( Zdenko Hudecek ; 1887–1974) является одним из самых результативных командиров подводного флота Австро-Венгрии, и конкурентом фон Траппа на титул «подводного аса №1» этого флота.
В военно-морской флот империи Зденко вступил сразу после окончания средней школы; отучившись в Военно-морской академии, Худечек в 1910 году получил офицерское звание, и до 1913 года служил на надводных кораблях. Летом 1913 Зденко перевелся в подводный флот, и по окончании курсов подводного плавания был назначен на учебную подлодку U -2, а летом 1915 Худечек стал помощником командира этой субмарины. В декабре чешский моряк пошел на повышение: принял командование над боевой подводной лодкой U -17, сменив ее заболевшего капитана Франца Скопинича. На этой подлодке Худечек совершил несколько боевых походов, а 10 июля 1916 г. в проливе Отранто U -17 под его командованием торпедировала и потопила итальянский миноносец « Impetuozo » водоизмещением 680 т. Это потопление осталось единственной победой U -17 за всю 1-ю мировую войну.
В январе 1917 произошла ротация: сдав свой корабль другому командиру, Худечек принял новейшую, только что спущенную на воду субмарину U -28 (типа UB - II ) . Обеспечив подготовку экипажа для новой подлодки и ее ввод в строй, Худечек в мае 1917 отправился на U -28 в первый боевой поход. Правда, поход сорвался в самом начале: 30 мая в проливе Отранто U -28 подверглась атаке четверки вражеских самолетов, и полученные при обстреле повреждения заставили Худечека вернуть субмарину в базу для ремонта. Во второй боевой рейд U -28 вышла 21 июня, и до своего возвращения в базу 12 июля Худечек потопил 2 больших британских транспортных парохода общим водоизмещением 13.014 брт. В августовском походе U -28 потопила еще один английский транспорт на 3.881 брт, после чего лодка в Мессинском заливе встретилась с британским Q - ship ’ом «Bradford City». Q - ship – это судно-ловушка. Встреча с ним смертельно опасна для субмарин. Внешне Q - ship выглядит как обычный безоружный транспортник, но на самом деле на таких судах стояли по несколько замаскированных пушек и торпедных аппаратов. По правилам того времени, подлодки были обязаны в надводном положении останавливать транспортники для досмотра, и имели право топить их только при обнаружении на борту военного груза. Вот в этот-то момент Q - ship ’ы и сбрасывали маскировку, практически в упор расстреливая уже не успевающую погрузиться подлодку. Подобная участь угрожала и U -28; однако Худечек вовремя распознал опасность, и первым оправил «Bradford City» на дно, увеличив свой победный тоннаж еще на 3.683 брт.
В следующем походе (25 сентября – 16 октября) U -28 потопила еще один британский транспорт грузоподъемностью 3.683 брт., после чего подлодка встала на двухмесячный ремонт и переоборудование. Поэтому выход в новый рейд U -28 состоялся только 6 января 1918 года. За две недели плавания Худечек уничтожил очередные 3 транспорта (1 итальянский и 2 английских) общей грузовместимостью 10.865 брт. Февральский поход 1918 года закончился безрезультатно; зато в марте за три дня Худечек потопил еще 2 британских транспорта на 9.941 брт, а так же повредил танкер на 5.592 брт. Танкер, как лишь поврежденный, в актив чешского моряка не был записан, хотя послевоенные исследования показали, что на следующий день при буксировке в порт Мальты это судно затонуло.
На этом полоса боевых успехов Зденко Худечека завершилась. За три последующих месяца он больше побед не имел, а в начале июля 1918 Худечека на посту командира U -28 сменил Франц фон Ременосвский, а Зденко был привлечен к штабной работе.
Общий счет побед Зденко Худечека за 1-ю мировую войну составил 11 потопленных плавсредств. Среди них 2 боевых корабля (миноносец на 680 тонн и Q - ship на 3.683 брт), а так же 9 транспортов общей грузовместимостью 40.997 брт. Так как боевой Q - ship фактически представлял собой вооруженное транспортное судно, водоизмещение которого измерялось в брутто-тоннах, его тоннаж обычно добавляют к транспортному. Таким образом, общий тоннаж потопленных U -28 транспортных судов составляет 44.680 брт. К ним некоторые исследователи по незнанию тонкостей морской специфики прибавляют и тоннаж потопленного Худечеком миноносца, что в корне неверно, так как тонны и брутто-тонны имеют совершенно разное значение. Теоретически к указанному уничтоженному грузовому тоннажу можно было бы добавить и 5.592 брт поврежденного танкера, который впоследствии затонул; но официально Худечеку это потопление не было записано. Исходя из полученной внушительной «арифметики» многие историки называют Зденко Худечека самым результативным подводником флота Австро-Венгрии, а уничтоженный им тоннаж – рекордным для подводников «Лоскутной империи». Тем не менее, это не так. Конкурент Худечека на звание «первого подводника» Георг фон Трапп за время войны потопил 13 кораблей и судов. При этом общий грузовой тоннаж 11 уничтоженных им транспортов составил 47.656 брт, а тоннаж 2-х потопленных боевых кораблей – 12.641 т! Не идет ни в какое сравнение и важность классов этих кораблей. На счету Худечека – малый миноносец, каких было много во флотах Антанты; фон Трапп же утопил огромный броненосный крейсер и подводную лодку – корабли, принадлежавшие к классам, считавшимся в то время наиболее важными. Все вышеперечисленное делает именно фон Траппа «подводным асом №1» Австро-Венгерского флота, Худечеку же принадлежит почетное 2-е место.
1МВ: подлодки «Лоскутной империи»
1МВ: асы австрийского подплава. Георг фон Трапп
1МВ: асы австрийского подплава. Рудольф Сингуле
1МВ: армия Австро-Венгерской империи
1МВ: боевые награды Австро-Венгерской империи
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.