Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Почему Феликса называли «железным»?

Оглавление

Попробуйте этот вопрос задать «Яндексу». В ответ получите караоке из небылиц про Феликса Эдмундовича, вроде того, что контрреволюционеры бросили гранату в его рабочий кабинет, а тот успел укрыться в металлическом сейфе бывшего страхового общества. Если бы такой случай и произошел, то, поверьте, Дзержинский успел бы поднять гранату и хладнокровно бросить ее обратно в окно к ногам «автора».

Конечно, Феликса Эдмундовича Дзержинского, аномальный интерес к которому снова возник в связи с дискуссией по поводу восстановления памятника, «Железным» прозвали не поэтому.

Настоящих причин было две. И даже три.

Первая причина

Во-первых, Ф.Э. был человеком с железным характером. Но тут не надо путать железо с деревом. Дзержинский точно не был деревянным. Он вникал во все детали, умел выслушать, принять взвешенное решение и уже после этого любой ценой добиваться его выполнения.

Дзержинский умел как выслушать других, так и до конца добиваться принятого им решения
Дзержинский умел как выслушать других, так и до конца добиваться принятого им решения

Начнем с конца: Дзержинский (уже живший «с одним легким») умер от сердечного приступа после партийной дискуссии, в которой он занял непримиримую позицию по «текущему вопросу». Автор не уверен, способен ли на такое партийный функционер сегодняшней России (независимо от партии).

Вторая причина

Вторая причина прозвища «Железный», которая упускается из виду, в том, что Феликс Эдмундович почти три года руководил железными дорогами новой России. Причем стаж на этой должности был сопоставим с его работой в ВЧК-ОГПУ. В 1922-1923 гг. он совмещал оба поста. По-нынешнему это одновременно министр внутренних дел, директор ФСБ, ФСО и СВР, а заодно министр транспорта. Как вам такое «совместительство»?

-3

Впрочем, это было неудивительно, железные дороги молодого советского государства подвергались чудовищному грабежу, хищению и саботажу. А ведь это была основа экономики встававшей на ноги страны с ее огромными территориями. Устойчивая работа железных дорог был вопросом выживания государства. И для работы железных дорог нужны были железные меры.

Дзержинский и Оранэла

Автор не стал бы заниматься личностью Дзержинского, если бы не тема Оранэлы – Ораниенбаумской электрической линии Северо-западных железных дорог НКПС. Оранэла – первая электрическая железная дорога России находилась в ведении наркомата путей сообщения, то есть лично тов. Дзержинского.

Оранэлу 20-х годов проще было отдать трамвайщикам и забыть... Но тов. Дзержинский настоял на том, чтобы дополнительно изучить вопрос
Оранэлу 20-х годов проще было отдать трамвайщикам и забыть... Но тов. Дзержинский настоял на том, чтобы дополнительно изучить вопрос

На начало 20-х годов это была наполовину построенная, наполовину разобранная, дышащая на ладан 16-верстная железная «недодорога», фактически трамвайная линия от Нарвских ворот до Стрельны. Многие в НКПС не прочь были бы от нее избавиться, потому что мороки с ней было больше, чем прибыли. Впрочем, была в НКПС и «партия романтиков», указывавших на то, что это опытная дорога, от которой электрификация железных магистралей может начаться по всей стране. Вот так и встал вопрос 3 мая 1923 года на заседании Постоянного Совещания Наркомпути по оценке и надзору работ ж.-д., водного, и местного транспорта под председательством тов. Дзержинского. Один из вопросов: отдать Оранэлу Петроградскому трамваю или все же засучить рукава и доказать, что будущее за электрическими железными дорогами.

Аргументацию «за» тов. Правосудовича мы приведем полностью.

-5

В резолюции заседания Феликс Эдмундович дал взвешенное решение – «дополнительно изучить вопрос». Можно быть уверенным, что через непродолжительное время в своем кабинете он выслушал доводы оппонентов и принял решение. Так Оранэла вопреки тем, кто не желал возиться с капризной железной дорогой, осталась в ведении НКПС. Вопрос о ее передачи городскому трамваю был отложен до… смерти Дзержинского в 1926 году. Символично, что в том же году в Ленинград приезжает из Баку Сергей Миронович Киров. Большой любитель трамвая! При нем был запущен один из первых в СССР трамвай – Бакинский. «Мироныч» знал, что значит трамвай для рабочего класса. И надо отдать должное, в итоге добился, что в 1928 году Оранэла стала одной из линий городского трамвая! Причем безвозмездно и целиком! Железного Феликса уже не было в живых как пять лет…

Причина третья или Три железных продукта, названных именем Феликса

Понятие «железный Феликс» стало еще расхожим и потому, что его именем было названо три вида продукции, с которыми сталкивался любой советский гражданин. И все они были сделаны из металла!

Счетная машина «Феликс». Надежный и эффективный арифмометр. В Музее Оранэлы есть такая машина. Купленная нами наугад, она оказалась абсолютно исправной. Проверено: дети в течении 5 минут осваивают сложение, вычитание и умножение на этой машине, которое реализовано абсолютно естественно.

-6

Арифмометр выпускался с 1929 по 1978 год – почти пятьдесят лет! Современным смартфонам, устаревающим еще на полке в магазине, такое и не снилось. С общим тиражом «Феликса» могут сравниться разве что телефоны Nokia 3310. Но их тоже давно не выпускают.

Фотоаппарат ФЭД. ФЭД – означает «Феликс Эдмундович Дзержинский». Так назывались фотоаппараты, выпускавшиеся одноименным заводом в Харькове. Начатый как копия легендарной немецкой « Leica II», ФЭД выдержал более десяти модификаций. Выпускался с 1933 года вплоть до перестройки в Харькове, Киеве, подмосковном Красногорске. Суммарный тираж, понятно, был больше чем у арифмометра «Феликс».

Фотоаппарат ФЭД (ФЭД-1). Выпускался 20 лет!
Фотоаппарат ФЭД (ФЭД-1). Выпускался 20 лет!

Кстати, производство ФЭДов начиналось в трудовой коммуне, созданной Антоном Семеновичем Макаренко и названной именем тов. Дзержинского. Феликс Эдмундович в последние годы жизни много сил уделял борьбе с детской беспризорностью. Как создатель ВЧК он прекрасно понимал, что предоставленные себе подростки – это в любое время «кормовая база» для взрослой преступности.

Паровозы «ФД». Наконец, именем тов. Феликса были закономерно названы одни из самых совершенных советских паровозов. ФД – это, понятно, «Феликс Дзержинский». Интересно, что именно такая аббревиатура была одним из многочисленных партийных псевдонимов создателя ВЧК в период его конспиративной работы.

-8

Паровозы этой серии выпускались в Луганске с 1931 годы и до начала войны. После войны на основе ФД был создан паровоз «Победа» или «Л» - по многим параметрам самый совершенный в мире. А модели ФД были переданы КНР и служили на магистралях Поднебесной до конца 60-х годов!

Ну вот так, если кратко, почему Феликса называли «Железным». А вы «сейф, сейф…» :)

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL