О том, что бизнес на данный момент находится в тяжелой ситуации, не знает разве что ленивый. Пандемия коронавируса нанесла ощутимый удар. Значительное снижение продаж стало причиной не только падения прибыли, многие компании начали больше внимания уделять затратам на персонал. Сокращения для сотрудников стали фобией номер один.
И вот назревает вопрос, кого же из сотрудников уволить в первую очередь? Руководитель должен иметь ответ в любой момент и при этом никак не навредить компании. “Чистка рядов” своих подчиненных должна выявить и оставить только самых эффективных. В то же время изначально необходимо подумать о последствиях.
- Команда станет меньше, кому-то придется выполнять обязанности другого, работы станет больше. Идея сокращения сохранится. Сэкономить получится, но некоторым придется попотеть.
- Все, что связано со словом кризис, – всегда не только сокращения. Это и уменьшение поощрений.
Держа в голове такие исходы, нужно решать, кто уходит, а кто остается. В первую очередь требуется анализ должностей и возможной взаимозаменяемости. Есть функции, которые могут выполнять только подготовленные специалисты, а есть такие, которые под силу каждому.
Вполне логично, в штате останутся самые гибкие, способные к развитию и обучению.
Как оценить сотрудников
На анализе функций специалистов компании еще не все заканчивается. Представьте, что вы все-таки определились со списком “сокращенных”. Но этого мало, необходимо выбрать наиболее компетентных, при этом эффективных.
Не задумываясь, оставляйте в команде следующих:
- Качество их работы не зависит от размера поощрения.
Часто встречаются сотрудники, которые делают работу только после того, как им заплатят. В принципе, это нормально, зарплата – обязательное условие в трудовом договоре. Но есть и такие, кто ручку лишний раз не возьмет, пока ему не пообещают заплатить сверх нормы. А есть такие, которые даже в тяжелые для компании времена будут выполнять свои прежние функции, потому что на первом месте для них – чувство долга и желание быть полезным. Грамотный управленец должен понимать, у кого из специалистов какая мотивация. Достаточно отметить, кто как себя ведет в критических ситуациях: если человек падает духом и опускает руки – это слабый сотрудник, сильные, наоборот, прикладывают еще больше сил, с такими хоть в разведку;
- Не отказываются от дополнительной работы.
В период кризиса приходится часто подстраиваться под обстоятельства. Иногда задачи могут не соответствовать должности сотрудника, порой это может быть и “черновая работа”.
А с такими можно прощаться:
- Актер первого плана.
Такие сотрудники пойдут на многое ради повышения. Они могут быть дружелюбными, отзывчивыми и старательными в поисках благосклонности руководства. Часто бывают недовольны своим положением в команде, хотят все и сразу, а ради выгоды могут в любой момент уйти к вашим же конкурентам. Еще их поведение заразно. Негатив можно передать другим людям. Это не на руку руководителю;
- “Ветром занесло”.
К этой категории относятся люди, случайно попавшие в компанию. Например, чтобы временно занять себя каким-либо делом или просто отвлечься. Как вариант – искали более “хлебную” работу и нашли. Такие сотрудники будут тратить большую часть времени на поиск других вакансий;
- Токсичные люди.
Токсичные вещества опасны для здоровья и жизни окружающих. Так и с коллективом: дисциплина и порядок портятся с присутствием “ядовитых” сотрудников. Можно закрыть глаза на их поведение, если они профессионалы своего дела. Но когда нужны только самые надежные, честные и открытые люди в команде, токсичным здесь не место.
Как принять правильное решение?
По законам физики, чтобы подняться выше, необходимо избавиться от ненужного груза. Если делать это второпях и наугад, можно потерять нечто ценное. А для сохранения бизнеса и команды каждая минута дорога. На помощь могут прийти технические решения. Как возможный вариант – автоматизированная система учета рабочего времени CrocoTime .
Как это должно помочь руководителю компании в принятии решения, кого уволить, а кого нет? Вот одно из главных преимуществ продукта.
Онлайн фотография рабочего дня:
- покажет, кто из сотрудников сколько времени тратит на выполнение разных задач. Так проще выявить эффективных специалистов или прокрастинаторов;
- отмечает, выполнял ли сотрудник свои задачи или ждал, пока рабочий день закончится, занимаясь посторонними делами. Лентяи не смогут долго прятаться;
- отобразит ресурсы, которыми пользовался специалист. Были это полезные для работы сайты или, например, hh.ru.
CrocoTime – не про слежку, а про контроль. Никто не шпионит за сотрудниками через веб-устройство и не читает личную переписку.
Имея такого помощника, как эта система контроля, проще принимать верные решения по оптимизации штата сотрудников. Вероятность потерять не тех сокращается до минимума.