В коррупции правительств и банкиров нет ничего нового. В IV веке до нашей эры деньги, которые жертвовали богам, становились храмовым сокровищем. Обычно правительство занимало у храма деньги из этой сумму, и, таким образом, храмы превращались в банкиров. В Афинах произошел один из первых банковских кризисов в истории по вине того, кого мы бы назвали министром финансов и его друзей-банкиров. Хотя вполне можно провести некоторые параллели с Хэнком Полсоном, который помогал Goldman Sachs во время кризиса 2007–2009 годов, произошедшие события отличаются, но этика, вероятно, очень схожа.
Храм в Афинах хранил свои пожертвования в Опистодоме. Он не получал процентов на свои денежные запасы. Казначей согласился одолжить деньги друзьям-банкирам, которые затем должны были выплатить ему проценты, которые он затем планировал положить в свой карман. Когда разразился банковский кризис и возникла проблема с ликвидностью, банки не смогли выплатить ссуды Храму.
Демосфен (384-322 до н.э.) сообщает нам, что банковские операции в Афинах были полностью конфиденциальными. Он писал, что богатые могли «скрывать [свое] богатство, вероятно, для того, чтобы получить тайную прибыль через банк». Говорят, что банкир Аристолохос взял значительные депозиты и в итоге задолжал крупную сумму средств.
Когда разразился банковский кризис, казначей был разоблачен. Чтобы попытаться скрыть скандал, они подожгли Опистодом. Тем не менее, план был раскрыт, и казначей Афин был схвачен и заключен в тюрьму примерно в 377–376 годах до нашей эры.
В 1989 году министры правительства Крита разыграли ту же аферу. Они вкладывали государственные средства в Банк Крита, а проценты забирали себе. После краха банка мошенничество вскрылось.
Банк Аристолохоса обанкротился, судя по всему, из-за обвала цен на недвижимость. Потом банкиры разорились, все их средства и имущество были конфискованы. Интересно то, что Демосфен предупреждал своих собратьев-афинян об ужасных последствиях для всей Аттики, если банкир Формион окажется банкротом.
То, что Демосфен понял в разгар одного из самых ранних банковских кризисов во всей зарегистрированной истории, — это то, что ссуды денег явно были рычагом, который действительно поддерживал всю экономику. Падение цен на недвижимость в древних Афинах мало чем отличается от кризиса 2007 года. Глубокая коррупция со стороны казначея — это то, что порождает общественный кризис, приводящий к краху доверия к банковскому делу.
Демосфен ясно дал понять, что люди должны злиться на банкиров, которые потерпели неудачу. Если читать между строк, он пытается посоветовать людям не паниковать, а затем забрать свои средства у всех банкиров.
Эти слова повторялись бесчисленное количество раз посреди каждой паники на протяжении каждого столетия. Сегодня они повторяются вновь на фоне огромных стимулирующих выплат. Демосфен пытался остановить «банковскую чуму», которая затем распространилась по всей экономике.
Примерно в 336 г. до н.э. произошел второй период банкротства банков, в котором участвовал банкир по имени Гераклид. Несомненно, по этому поводу ведутся серьезные споры. В 370 г. до н.э. начался один из крупнейших банковских кризисов в Афинах, который продлился почти десять лет.
Аристотель в своей «Политике» возражал против идеи спроса и предложения, поскольку он видел проблему со стороны спроса, отделенной от предложения. Таким образом, Аристотель понимал, что иногда спрос будет расти и падать, или даже превышать предложение без особой причины.
Афины переходили от преобладающего аграрного общества к торговому обществу, включающему производство и финансы. Аристотель назвал это «денежным способом приобретения», который двигал экономику, питаемую бизнесменами, озабоченными исключительно прибылью, которую он описал как «зарабатывание денег друг на друге». Доминирующей экономикой была вилла, которая производила и потребляла то, что на ней выращивали. Таким образом, его «Политика» описывала меняющуюся экономику по мере того, как Афины становились экономической державой.
Жилище было моделью самодостаточного производства, но производство для собственного потребления постепенно исчезало. К IV веку до н.э. продукты сельского хозяйства начинают выращивать и продавать за наличные. Теперь, когда люди могли продавать свой урожай на экспорт, цены на землю внезапно выросли. Это был один из первых пузырей в сфере недвижимости, который естественным образом привел к банковскому кризису, ничем не отличающемуся от того, что мы наблюдаем сегодня, даже с точки зрения пузыря DOT-COM. Цены всегда будут расти, чтобы отразить ожидаемые потенциальные доходы, а затем наступает реальность. История всегда повторяется.
Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) написал свою главную работу «Oikonomikos» (Домострой или Как регулировать домашнее хозяйство = экономика), рекламируя достоинства поместья и самодостаточной системы. Но к 355 г. до н.э. он изменил свою позицию и начал продвигать рыночную экономику, поощряя иммиграцию рабочей силы и увеличение денежной массы, которая повышала уровень жизни всех афинян.
На протяжении всей истории банкиры, которые всегда сгорали и разрушали экономику в той или иной степени, всегда выступали в роли трейдеров. Их также называют лучшими, умными и богатыми. Однако зачастую эти лавры недолговечны. Сегодня у нас есть Goldman Sachs, который добился политического контроля, ничем не отличаясь от всех известных коммерческих банкиров до них.
В банковской сфере происходит кризис за кризисом, начиная с древних времен, и все они имеют одну и ту же первопричину — коррупцию в правительстве.
Автор: Мартин Армстронг | Перевод: Золотой Запас
Другие статьи Мартина Армстронга:
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Ставьте лайки, если понравилось!