Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как новейшая атомная подлодка США утонула?

К началу шестидесятых годов СССР и США вступили в активную фазу противостояния атомных подводных флотов. С 1957 года активно испытывалась подводная лодка К-3 627-го проекта, первенец советского атомного флота, а к февралю 1957 года первая атомная лодка США, «Наутилус», уже прошла 110 000 километров, что являлось знаковым значением для лодки, ведь «Наутилус» Жюля Верна пропутешествовал именно столько — двадцать тысяч лье.

10 апреля 1963 года в рамках глубоководных испытаний лодка нового американского проекта «Трэшер» («Лисья акула») вышел в море в сопровождении спасательного судна «Жаворонок» (Skylark ARS-20). Лодка должна была погрузиться на 360 метров — предельную глубину погружения для данного типа лодки. На борту лодки, помимо штатного экипажа, находилось 17 представителей промышленности США. Это были не первые проверки этой подводной лодки, и предполагалось, что все пройдет согласно плану.
Необходимо отметить, что тестовые испытания вооружения и военной техники заранее проводятся с некой двойственностью — с одной стороны, ты испытываешь технику на пределе ее проектируемых границ и прочности материалов, с другой стороны, испытания техники должны пройти штатно, без жертв и потерь.

В 07:47 лодка начала погружение, в 08:35 достигла половины намеченной глубины. Столь долгое время объясняется проверками экипажа и техники при погружении, необходимыми для того, чтобы вовремя заметить опасность или ошибку/неисправность. В 08:53 лодка достигает предельной глубины погружения. В 09:02 лодка запрашивает курс «Жаворонка», чтобы уточнить, не пересекутся ли курсы при всплытии. В 09:10 лодка не отвечает на вызов. В 09:12 не отвечает на повторный вызов. После этого в течение минуты с лодки получено, весьма неразборчиво, сообщение, из которого четко и разборчиво слышны три части: «Испытываю незначительные трудности… Имею дифферент на корму… Пытаюсь продуть цистерны…». В 09:16 с лодки приходит предпоследнее сообщение: 900N — по системе сигналов, скорее всего, что контроль над лодкой практически потерян. В 09:17 слышен кусок сообщения от лодки «превышаем предельную глубину погружения».
Необходимо пояснить, что двухсторонняя связь с лодкой осуществлялась по столь любимому всеми военными принципу: «Нажал-говори, отпустил — слушай!», что могло привести к забиванию сообщений лодки встречными сообщениями спасательного судна. В 11:21 лодку на «Жаворонке» посчитали потерянной, и начали докладывать по инстанциям.
К утру 11 апреля лодка была признана потерянной официально, и Пентагон выпустил брифинг на эту тему.

Лодка была найдена к концу 1963 года на глубине 2600 метров, и в 1964 году к ней совершали погружения и поднимали части оборудования.
В результате погружений глубоководных аппаратов, исследовательских работ и натурных опытов было выяснено, что удачно сочетались несколько факторов: ошибки при проектировании, ошибки при строительстве и человеческие ошибки. Интриги добавляет то, что документы рассекречиваются этапами с 22 декабря 2020 года, то есть было неявно до последнего момента, что было написано в секретном и официальном выводе комиссии.

В первую очередь, ошибки из-за того что качество соединений в запорной арматуре оказалось ниже допустимого. Как оказалось, еще в 1960 году USS Barbel при погружении за 3 минуты набрала 18 тонн воды из-за неисправностей арматуры, что едва не привело к ее гибели. Спустя три месяца после этого инцидента, все еще в 1960 (а мы все сильны задним умом), на USS Abraham Lincoln вода из той же арматуры при погружении замкнула электрику управления реактором, что привело к его аварийному отключению и необходимости перезапуска реактора.

УУУУУУХХ, падает аварийная защита (АЗ) реактора, и вы остаетесь с аварийным освещением (красным) и питаетесь от бортовых аккумуляторных батарей. При испытании в доке однотипная лодка смогла перезапустить реактор только через двадцать минут. На предельной глубине погружения у «Трэшера» не было столько времени.

Вторым моментом, окончательно приговорившим лодку и экипаж к гибели, было обмерзание воздуховодов сжатого воздуха, что привело к их перекрытию. Дело в том, что при большом давлении (200-400 килограммов) и небольшой влажности воздуха образуются ледяные пробки, которые и привели к тому, что аварийная продувка балласта оказалась безрезультатной — воздух в балластные цистерны просто не попадал. Лодки редко всплывают за счет чистой продувки балласта, чаще они полагаются на угол атаки лодки (выставка рулей в положение для всплытия и ход лодки) и скорость хода. Но тут у лодки не было и хода.
Подводя итоги известных на данный момент исследований и документов: на глубине начались протечки воды, они привели к падению АЗ реактора, моряки попытались продуть аварийный балласт, но обледенение не дало им этого сделать, лодка продолжила погружаться и на глубине 500-700 метров была раздавлена давлением менее чем за 0,1 секунды. Это было быстрее, чем может отреагировать нервная система человека.

По итогам расследования были изменены технологические процедуры контроля и постройки атомных подводных лодок США (программа SUBSAFE), что привело к перестройке 31 атомной лодки США. Время перезапуска реактора было уменьшено до минимально возможного по распоряжению адмирала Риковера, чтобы избежать возможного повторения ситуации.
США с 1963 года по настоящий момент не потеряли ни одной лодки, построенной по данной программе.

Море не прощает ошибок. Вечная память морякам, погибшим при исполнении своего долга.

Автор - Павел Леонов