Георг Людвиг риттер фон Трапп ( Georg ritter von Trapp; 1880–1947) был этническим немцем, уроженцем Хорватии, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. В 14 лет Георг поступил в Военно-морскую академию в Фиуме, которую окончил в 1898 году. Получив офицерское звание, служил на надводных кораблях; в 1900, оказавшись на крейсере « Zenta » на Дальнем Востоке, участвовал в подавлении Боксерского восстания, за что получил свои первые боевые награды. В 1908 фон Трапп был переведен в подводный флот и стал командиром субмарины U -6. Но после того как в июне 1912 при всплытии Георг попал под таранный удар собственной базы подлодок « Pelican », едва не погубив свою субмарину, фон Траппа вернули на надводные корабли (он принял командование миноносцем). Однако после начала 1-й мировой войны, убедившись, что надводные корабли Австро-Венгрии ввиду численного превосходства флотов Антанты в основном отстаиваются в базах, а не ведут активные боевые действия, Георг вновь напросился в подводный флот. Приняв командование над старой изношенной подлодкой U -5, фон Трапп совершил на ней 9 боевых походов. Серьезного успеха он добился в ночь на 27 апреля 1915 г., когда в Отрантском проливе у мыса Санта-Мария-ди-Леука обнаружил находившийся в дозоре французский броненосный крейсер « Leon Gambetta ». В 0.40 фон Трапп завершил наведение прицела на противника, и по его приказу U -5 выпустила две торпеды, которые поразили крейсер в левый борт; через 20 минут « Leon Gambetta » перевернулся и затонул. Спаслись только 137 человек; 684 французских моряка погибли (в том числе все офицеры и командующий крейсерским отрядом адмирал Виктор Сене). « Leon Gambetta » стал самым крупным боевым кораблем, потопленным австрийскими подводниками за всю войну!
Эта громкая победа прославила имя Георга фон Траппа на всю империю. Однако, чествуя капитана, австрийское командование ничего не сделало для улучшения технического состояния его старого корабля, на котором буквально все оборудование «сыпалось», и лодка сохраняла боеспособность только благодаря титаническим усилиям экипажа. Героизм Траппа и его моряков лучше всех оценил побывавший на U -5 в гостях германский подводный ас Отто Херзинг; осмотрев «прославленную субмарину» , он сказал: « Я бы отказался идти в поход на таком корыте!».
Тем не менее, фон Трапп на «этом корыте» продолжал плавать и одерживать победы. Так, в июне его подлодка принимала активное участие в поисках пропавшего австрийского гидросамолёта L 41. Затем 5 августа 1915 года у острова Пелагроса U -5 атаковала и потопила итальянскую подводную лодку « Nereide ». А 29 августа 1915 года фон Трапп у Дураццо захватил и привел как приз в свою базу греческий пароход на 1.034 брт , «под завязку» наполненный зерном .
В октябре 1915 командование наконец-то осчастливило удачливого подводника, переведя его со «старого корыта» (которое под другим командованием продолжало ходить в походы до мая 1917 г) на новую подлодку U-14. При переходе на новое место службы фон Трапп забрал с собой на U-14 и весь экипаж с U -5. Правда, ознакомившись с «обновой», моряки поняли, что одну проблему сменила другая. У новой подлодки недостатков обнаружилось больше, чем у их старенькой U-5 . Дело в том, что U-14 представляла собой трофей – это была французская подлодка « Curie » постройки 1912 г. «Француженка» 20 декабря 1914 года, пытаясь пробраться в гавань Поли для атаки на австрийские корабли, запуталась в заградительных сетях, всплыла и была потоплена артиллерией австрийцев. Поднятая в феврале 1915-го, она была оценена австрийскими моряками, как пригодная к восстановлению, и в июне того же года, уже отремонтированная, вошла в состав Австро-Венгерского флота - под обозначением U-14 .
Хотя U-14 по водоизмещению и размерам почти вдвое превосходила старую австрийскую U-5, ее мореходные качества оказались значительно хуже – французское подводное кораблестроение находилось на довольно низком уровне. Чуть ли не единственным положительным моментом, устроившим Георга и его моряков, оказался центральный пост, куда были выведено все управление подводной лодкой, а так же большие размеры субмарины, позволившие экипажу разместиться с комфортом, неслыханным для маленькой U-5 . Наиболее же слабым местом « Curie » было характерное для французских подлодок начала 1-й мировой войны отсутствие рубки, вместо которой имелся лишь чуть приподнятый над палубой люк, ведущий внутрь корабля. Из-за отсутствия рубки перископы выходили прямо из палубы подлодки - открытые для ударов волн.
В результате первый же ноябрьский выход U-14 в рейд пришлось почти сразу прервать – попав в шторм, «француженка» получила обширные повреждения. Возвратившись в базу, фон Трапп представил командованию докладную записку, в которой предлагал установить на U-14 высокую рубку по образцу немецких лодок. Однако начальство, как обычно, проигнорировало предложения моряка по модернизации, поскольку они требовали дополнительных затрат и времени. Адмиралы оправдывали отказ тем, что острый дефицит подлодок в австрийском флоте заставляет их посылать на задания и эту ненадежную субмарину.
Не удивительно, что и второй рейд завершился уже на следующий день после выхода – и по той же причине: хлипкие французские надстройки и торчавшие прямо из палубы перископы не выдерживали ударов штормовых волн. В третьем рейде на U-14 сломался привод руля, так что вновь хрупкой «француженке» пришлось возвращаться в Каттаро. Примерно так же завершились последующие шесть боевых выходов: то на U-14 ломался дизель, то в момент выстрела отказывали капризные решетчатые торпедные аппараты, то низкую рубку и перископы заливало волнами, лишая моряков возможности искать противника. Из-за многочисленных технических проблем сорвалось выполнение двух важных заданий по высадке на вражеский берег разведчиков; те же проблемы, помноженные на невезение экипажа и умелое сопротивление вражеских кораблей и судов стали причиной ряда промахов при стрельбе по противнику и едва не привели U-14 к гибели. Лишь в феврале 1916, после настоящей бомбардировки штаба флота рапортами фон Траппа о причинах постоянных неудач, начальство все же «раскошелилось» на модернизацию «франко-австрийской» U-14.
Техническое состояние бывшей «француженки» требовало капитальной перестройки, и потому процесс модернизации затянулся почти на год. При этом значительное время «съела» борьба фон Траппа за установку на U-14 мощного немецкого 8,8-см орудия, в то время, как австрийское артиллерийское бюро навязывало ему малокалиберную австрийскую пушку. Однако упрямство Георга оказалось сильнее, и U-14 получила мощное орудие, которое значительно усилило ее боевые возможности. Модернизация преобразила корабль. Впоследствии, когда по окончании войны U-14 была возвращена Франции, ф ранцузские моряки после тщательных испытаний пришли к выводу, что проведённая австрийцами модернизации этой подлодки сделала « Curie » исключительно удачным и надёжным кораблём, лучшим во французском подводном флоте.
Из ремонта лодка вышла только в январе 1917 года; испытания прошли успешно, фон Трапп был в восторге от изменившегося корабля. 4 апреля 1917 преображенная U-14 вышла в новый боевой поход, который стал ее первым удачным рейдом с момента подъема на субмарине австрийского флага. Плавание продолжалось полтора месяца: в Каттаро подлодка вернулась только 21 мая. За это время субмарина без поломок прошла 2.269 миль (из них 127 под водой) - поход показал, что переделки, которым подверглась лодка, полностью оправдали себя. И хотя при стрельбе по противнику вновь отвратительно показали себя палубные решетчатые торпедные аппараты, которые регулярно отказывали, срывая атаку, U-14 в этом рейде отправила на дно 2 вражеских судна общей грузовместимостью 7.220 брт.
В следующем, июньско-июльском походе, U-14 потопила транспорт на 3.191 брт и повредила еще одно судно, которое все же сумело оторваться от преследования и скрыться в наступающей ночи. Кроме того, фон Трапп обстрелял из своего 8,8-см орудия вражеский порт Дерн, выпустив по портовым сооружениям и батареям около 50 снарядов – и это под ураганным артиллерийским огнем противника, давшего по лодке не менее 300 выстрелов!
Самым тяжелым (но и самым «урожайным») для моряков U-14 стал августовский поход. Месяц выдался очень жарким, и под лучами палящего солнца металлический корпус субмарины разогревался до состояния сковороды; внутри лодки температура не опускалась ниже 45 градусов. Из-за жары многие матросы заболели и фактически выбыли из строя, превратившись в бесполезный балласт, загромождающий отсеки. Это, а так же полный расход торпед заставили Траппа прекратить рейд уже на 10 день после выхода в море. Однако лодка возвращалась в базу с триумфом: за несколько дней нахождения в море U-14 отправила на дно 5 вражеских судов общим водоизмещением 24.814 брт. Причем все пораженные торпедами U-14 суда шли в составе конвоев, под охранением военных кораблей, старавшихся потопить атакующую субмарину – ведь на дворе стоял уже не 1914, а 1917 год, и тактика борьбы с подводными лодками была достаточно отработана. Наиболее трудной целью для фон Траппа стал большой итальянский пароход «Milazzo» грузовместимостью 11.477 брт - самое крупное транспортное судно, потопленное австрийским подводным флотом за время 1-й мировой войны. Попадания одной торпеды этому гиганту было мало; судно лишь потеряло ход. Выждав 2 часа, пока остальные корабли и суда конвоя удалятся, U-14 всплыла: фон Трапп решил добить жертву артиллерией. Но едва его «88-миллиметровка» сделала несколько выстрелов, как с палубы казалось бы брошенного судна ударили сразу несколько пушек, а из-за борта качавшегося на волнах транспорта показался прятавшийся за гигантским пароходом эскортный шлюп. Оказалось, что такой большой транспорт итальянцы превратили во вспомогательный крейсер, вооружив его артиллерией. Причем артиллеристы на «Milazzo» были опытные: уже первые снаряды рванули у самого борта U-14! Попавшему в засаду Траппу больше ничего не оставалось, как скомандовать срочное погружение. Лодка скрылась под водой в рекордный срок, прежде, чем итальянцы успели вколотить в нее снаряд, а шлюп – сблизиться для таранного удара. Оказавшись в относительной безопасности, фон Трапп занял новую позицию, поднял перископ и прицельно ударил по «Milazzo» двумя последними торпедами. Обе попали в цель, и вспомогательный крейсер стремительно затонул. В шлюп стрелять уже было нечем, а ввязываться в артиллерийский бой с противолодочным кораблем – «себе дороже». И Трапп повернул свою подлодку в сторону Отрантского пролива. Шлюп его не преследовал, занявшись спасением барахтавшихся в воде людей…
Последний поход на U-14 фон Трапп совершил в октябре (15.10 – 3.11.1917 г). В очередной раз форсировав вражеские заграждения в проливе Отранто, субмарина вышла в центральную часть Средиземного моря. Там она 19 октября атаковала британский конвой, торпедировав транспорт грузоподъемностью 2.908 брт. Пока транспорт тонул, английские эскортные корабли забросали U-14 глубинными бомбами, повредив ей одну топливную цистерну и разбив один палубный решетчатый аппарат. Тем не менее, хоть вытекающее топливо и оставляло на воде след, фон Трапп сумел оторваться от преследователей. На безопасном расстоянии он всплыл и… бросился догонять уходящий конвой, на ходу перекачивая топливо из поврежденного бака в другие цистерны. Под покровом наступившей ночи U-14 пошла в атаку в надводном положении – чтобы не потерять скорость при погружении и не отстать от противника. В 21.36 с расстояния в 600 метров фон Трапп выпустил торпеду, поразившую еще один транспорт на 3.618 брт, который очень быстро опрокинулся и затонул, после чего оставшаяся незамеченной U-14 в том же надводном положении выскользнула из ордера конвоя и удалилась. А в ночь с 23 на 24 октября U-14 провела еще одну удачную атаку на вражеский конвой, выпустив по кораблям две торпеды. Одна из них прошла мимо, а вторая поразила итальянский транспорт грузоподъемностью 5.902 брт, который через 1,5 часа ушел на дно.
Этот последний для фон Траппа боевой рейд тоже был нелегким. Почти весь поход были сильные грозы, затруднявшие радиосвязь, так что большую часть времени U-14 действовала на свой страх и риск, без согласования с командованием. К тому же на лодке вышел из строя гирокомпас, и морякам пришлось полагаться на не слишком надёжный магнитный компас. Тем не менее, субмарина добилась значительного успеха, уничтожив 3 транспорта общей грузовместимостью 12.428 брт; за этот поход лодка прошла 1.700 миль, из них 140 под водой.
После возвращения в Каттаро фон Трапп перегнал свою U-14 в Полу – на ремонт. При этом на лодке наконец-то были заменены и замучившие подводников постоянными отказами палубные решетчатые аппараты – наследие французского кораблестроения. Однако вновь выйти в море на обновленной субмарине фон Траппу не пришлось: руководство флота повысило выдающегося подводника в должности, сделав его начальником базы подводных лодок. В должности командира отряда подлодок Каттаро Георг фон Трапп и оставался до самого конца войны.
Общий счет побед Георга риттера фон Траппа за 1-ю мировую войну составил 13 потопленных кораблей и судов. Среди них 2 боевых корабля общим водоизмещением 12.641 т (броненосный крейсер и подводная лодка), а так же 11 транспортов общей грузовместимостью 47.656 брт. Причем именно Трапп уничтожил самый крупный боевой корабль и самое крупное транспортное судно из всех потопленных подводными лодками Австро-Венгрии – французский броненосный крейсер « Leon Gambetta » ( 12.416 т) и итальянский пароход Milazzo (11.480 брт). Кроме того, еще один вражеский транспорт на 1.034 брт фон Трапп захватил и привел в качестве приза в свой порт. Эта непревзойденная другими подводниками «Лоскутной империи» результативность сделала фон Траппа «подводным асом №1» Австро-Венгерского флота, и кавалером высшей боевой награды империи – Рыцарского креста Военного ордена Марии-Терезии.
За время войны Георг фон Трапп участвовал в боевых походах в качестве командира на двух подводных лодках, причем именно его командование было самым результативным в биографиях обеих этих субмарин. На старой подлодке U -5 Георг потопил броненосный крейсер, подводную лодку и захватил транспортное судно, а на трофейной субмарине U -14 фон Трапп уничтожил 1 танкер и 10 транспортов общим водоизмещением 47.656 брт.
1МВ: подлодки «Лоскутной империи»
1МВ: асы австрийского подплава. Зденко Худечек
1МВ: асы австрийского подплава. Рудольф Сингуле
1МВ: армия Австро-Венгерской империи
1МВ: боевые награды Австро-Венгерской империи
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.