Правописание О/Ё после шипящих обычно не вызывает сложностей: орфографическое правило простое, часто используемые слова с этой орфограммой легко в него укладываются. Основные трудности могут возникнуть у школьников, когда будет проводиться орфографический анализ или нужно будет найти правильное объяснение написанию (задание 5 на ОГЭ).
Вспомним правило. Учитывая, что оно изучается в школе рассредоточенно, методисты и авторы учебников для 10-11 класса (Алгазина Н.Н., Власенков А.И., Дейкина А.Д., Львова С.И. и др.) предлагают использовать алгоритм:
1. В корне слова после шипящих под ударением пишется:
Ё – если можно подобрать однокоренное слово, в котором на этой позиции пишется Е (ударное или безударное): чёботы – чеботарь, чёрт – черти , кошёлка – кошель и т.д.
О – если такое слово подобрать нельзя: крыжовник, шорох, анчоус, капюшон, мажор и т.д.
Примечание: 1) следует различать ожог (сущ.) и ожёг (глагол)
2) запомнить написание наречия ещё
2. В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется:
Ё – в глаголах и отглагольных образованиях: лжёт, лишённый (от лишить), размежёвка (от размежевать ), ночёвка (от ночевать ).
Примечание: слова с суффиксом -ёр- (дирижёр, стажёр, ухажёр и др.)
О – в словах, образованных НЕ от глаголов: грошовый (от грош ), плащовка (от плащ ), кирпичом (окончание).
Конечно, алгоритмы на этапе повторения и обобщения позволяют эффективно работать учителю в старших классах. Когда учащиеся системно владеют всеми уровнями языка (или хотя бы имеют представление), то логическая структура алгоритма позволяет в какой-то мере даже повысить орфографическую грамотность. Для практического письма это великое подспорье, так как охватывает 99 % написаний.
Все сложности и трудности начинаются, когда учащимся нужно провести орфографический анализ, то есть дать точное объяснение выбора О или Ё. Тогда может вылезти 1 % написаний, которые не укладываются в рамки правила-алгоритма.
Суффикс -ОК-
К сожалению, авторы алгоритмов как-то обходят слова с этим суффиксом. Возможно, потому что они ломают стройную схему алгоритма: ведь любое существительное (отглагольное или нет) с этим суффиксом пишется через О: сверчок, кулачок, прыжок, тычок, движок и т.д. А также молчок в значении сказуемого: А он в ответ молчок.
Вечор, чечётка, ещё
Проблемы могут возникнуть и с объяснениями выбора гласной в корне. Так, архаичное вечор (но благодаря Пушкину известное всем) пишется через О, хотя есть чередование с Е – вчера. Для слова чечётка (танец) нет однокоренного слова с Е, для птицы есть – чечет. Для наречия ещё (да, это позиция в корне) также нет чередования с Е.
Трещотка, распашонка
В суффиксах этих существительных пишется О, хотя в словаре А.Н. Тихонова указано, что они образовались от глаголов.
Слова, образованные от имён собственных
Это менее острый момент: таких слов немного, адекватные учителя специально не проводят орфографический разбор слов, образованных от имён собственных. В прилагательных, образованных от фамилий, географических названий, сохраняется орфография источника: Печора – печорский, Горбачёв – горбачёвский . А вот два существительных, появившихся благодаря Хрущёву, вносят определенный диссонанс: хрущоба и хрущёвка . Но их в школьной практике мы не встречали… пока.
Ниже мы предлагаем «расширенный» алгоритм данного правила. Надеемся, что в школьной практике учителя будут тщательно отбирать языковой материал для орфографического разбора.
Всем, кто дочитал до конца, небольшой подарок – словник, в который включено более 500 слов с данной орфограммой. Словарь составлен на основе двух современных академических орфографических словарей – ОСРЯ и РОС (об используемых на канале словарях и справочниках см. здесь) после анализа действующих школьных учебников и пособий по подготовке к экзаменам.
Если статья понравилась, проголосуйте за неё:) Подписывайтесь на наш канал!
(с) Автор – Бисеров А.Ю.