Найти тему
Жизнь как чудо. Психология

Придумала игру, чтобы ребенок легко запомнил таблицу умножения. Результат понравился, рассказываю правила

Оглавление

Приветствую, друзья!
Меня зовут Елена, я практикующий психолог.
Но, как говорится, ничто человеческое мне не чуждо :) Сегодня хочу отвлечься от серьезной взрослой психологии и поговорить о детях и процессе обучения.

Моя дочь учится в третьем классе и у нее возникли сложности с запоминанием таблицы умножения и деления. Точнее, зазубрить она ее зазубрила, но как только перестали спрашивать на уроках, тут же выкинула из головы, как ненужную информацию. А без таблицы дальше никак.

Я решила взять дело в свои руки и придумала игру на основе карточек с примерами. Методика с карточками не нова, тут я вам Америку не открою, но, положа руку на сердце, она скучная )) Поэтому я геймифицировала этот процесс и добавила разных фишечек.

Моя главная цель заключалась в том, чтобы ребенок запомнил таблицу, но были и другие. Во-первых, чтобы сам процесс был увлекателен и интересен. А, во-вторых, чтобы у ребенка были приятные эмоции, связанные с математикой. Потому что до этого ситуация глазами дочери выглядела примерно так: «Нас заставляют учить какую-то бестолковую таблицу, это ужасно скучно и непонятно, ненавижу математику».
И вроде бы у меня получилось :) Далее расскажу все нюансы.

Фото автора. Карточки с примерами умножения и деления
Фото автора. Карточки с примерами умножения и деления

На просторах интернета я нашла готовые таблички с примерами на умножение и деление. Мне осталось их только распечатать и разрезать. При чем оказалось, что некоторые примеры повторяются дважды. Но я решила это использовать в игре. Вот такая механика у меня получилась.

Правила игры

1. Все карточки я высыпала в коробочку и перемешала. В идеале они должны лежать примерами вниз. Но если перевернутся — ничего страшного, можно тянуть их с закрытыми глазами или отвернувшись.

2. Ребенок берет карточку, читает пример. С этого момента запускается таймер. Можно использовать песочные часы из других игр или таймер в телефоне. Я ставила на 10 секунд.

3. За это время ребенок должен назвать правильный ответ. Пока идет время, количество вариантов не ограничено. Если ответил правильно, то карточку забирает себе. Одна карточка = 1 балл.

Если отвечает неверно или вообще не дает ответа (не укладывается в таймер), то карточку забирает родитель. Это минус 1 балл. Но ребенок все равно должен дать ответ на этот пример. Можно подсмотреть в таблице или спросить у родителя.

Если попадается карточка, которая уже была, то ребенок также дает ответ. В случае правильного ответа пара повторок считается не по 1 баллу, а по 5. Т.е. за 2 карточки дублей 10 очков.

Какие плюсы в этой фишке? Чтобы найти повторку и получить больше баллов, нужно быть внимательным и вовремя вспомнить, что такая карточка уже была. Т.е. помимо запоминания собственно таблицы, ребенок развивает и внимание.

4. По времени игры можно договариваться по-разному. Например, выделять 15 минут на это или ориентироваться на определенное количество примеров. Ну, или пока не надоест ))

5. Можно добавить еще фана в игру, если подмешать дополнительные карточки, не с примерами. Допустим, карточка, обозначающая, что родитель сейчас должен сделать задание ребенка (какой-нибудь смешной фант). Или карточка позволяет засчитать ответ правильным, когда была ошибка. Или карточка дополнительного времени и т.п. В общем, это как ваша фантазия подскажет. Это однозначно привнесет больше удовольствия в процесс!

6. По окончании игры подсчитываются баллы. Ребенок считает свои карточки, с учетом повторных, где очки увеличиваются, а потом вычитает те, которые были на руках у родителя. Тренирует устный счет опять-таки.

Поощрение

Если просто на баллы играть не интересно, то можно добавить внешней мотивации. Эти баллы можно менять на что-то вещественное или желаемое для ребенка. Например, вкусняшки или 30 минут дополнительного времени в компьютере. Вы своего ребенка знаете лучше, поэтому можете подобрать подходящие варианты :) Цену тоже устанавливаете сами. Допустим, 1 конфета стоит 5 очков, а 30 минут компьютерного времени — 60 очков.

Я пошла еще дальше и приравняла 1 балл к 1 рублю. Дочь сейчас копит на новый телефон и лишняя копеечка ей не повредит. Однако, я не рекомендую использовать финансовое вознаграждение в играх такого рода. По сути выучить таблицу умножения — это ее обязанность, а тут за нее еще и деньги платят. Чтобы не отбить желание бесплатно учиться, лучше не злоупотреблять :)

Есть еще внутренняя мотивация и если все сделать правильно, то она работает почище внешней. Например, когда ребенок соревнуется сам с собой. Вчера он заработал 20 баллов, а сегодня уже 35. Видит свой прогресс и радуется, формируется чувство успешности и компетентности. Или ставит рекорды на самый быстрый ответ. Раньше отвечал за 5 секунд, а сегодня самый быстрый ответ — 1 секунда. Круто же! :) Таким образом, можно брать любой параметр и замечать изменения. Количество верных ответов, количество неправильных ответов, количество заработанных баллов и т.п.

Можно так играть с друзьями или братьями/сестрами. Главное, чтобы дети были в одной возрастной категории. В этом случае родителю важно следить за четкостью выполнения правил и за поддержанием атмосферы здоровой конкуренции.

Итоги

Минут за 15-20 дочь ответила более чем на 70 примеров на деление и умножение. То и дело отвлекалась на подсчет заработанных баллов. Играла очень азартно, видно было, что нравится. Выиграла у меня 58 рублей :) При этом мы выявили ее пробелы и это тоже большой плюс игры. У дочери появилась мотивация подтянуть знания, чтобы в следующий раз обыграть меня сильнее )) В общем, я довольна, да и дочь тоже.

Кстати, эту игровую механику можно переложить и на другие предметы. Например, на английский язык, где требуется запоминание большого количества слов.

Друзья, как вам такой вариант игры? Что бы вы изменили или добавили?