Найти в Дзене

Павловский дворец (Санкт-Петербург)

Павловский дворец входит в состав дворцово-паркового ансамбля Павловска, располагается в 25 км к югу от центра Санкт-Петербурга и в 3 км к юго-востоку от районного центра города Пушкин.

История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность. Когда по руслам рек, богатых дичью и рыбой, селились ильменские славяне и различные финно-угорские племена. В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «Сельцо на реке Славянке». Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам, и были отвоеваны Петром Великим в ходе Северной войны. Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. Именно эти угодья площадью более 600 га с окрестными деревнями и крестьянами, преимущественно ингерманландского происхождения, и подарила Екатерина II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Фёдоровне по случаю рождения у них 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра. Так появилось Село Павловское, переименованное в город в 1796 году после вступления Павла I на престол.

С 1780 года начаты большие работы по возведению большого каменного дворца для великокняжеского семейства по проекту Чарльза Камерона, приглашенного Екатериной II в Россию. Знаток античности, автор книги «Термы римлян», Камерон был страстным поклонником итальянского архитектора и теоретика архитектуры XVI века Андреа Палладио. Большой дворец в Павловске он задумал по образцу палладианской виллы. Центральный трехэтажный корпус увенчан пологим куполом, окруженным колоннадой. К нему примыкают открытые полуциркульные галереи, которые завершались полутораэтажными служебными корпусами. В то же время он поставил дворец на холме над рекой, в которой отражается западный фасад, а к восточному ведёт Тройная липовая аллея – элементы ландшафтной архитектуры, более характерные для русской усадьбы.

1. Вид со стороны парка на главное здание дворца, построенное к осени 1782 года.
1. Вид со стороны парка на главное здание дворца, построенное к осени 1782 года.

Центральный трёхэтажный корпус дворца увенчан плоским куполом, который покоится на 64 колоннах тосканского ордера.

2. В центре Парадного плаца перед дворцом в 1872 году был установлен памятник Павлу I.
2. В центре Парадного плаца перед дворцом в 1872 году был установлен памятник Павлу I.

Император изображён в парадном мундире и треуголке, опирающимся на трость. Поза императора, посадка головы, выражение лица придают памятнику черты представительности и величия. Скульптура является копией памятника Павлу I в Гатчине и была выполнена методом гальванопластики мастером Соколовым из сплава цинка и свинца.

3. Главный фасад дворца, украшенный восемью парными колоннами на уровне второго этажа, обращен к Тройной липовой аллее.
3. Главный фасад дворца, украшенный восемью парными колоннами на уровне второго этажа, обращен к Тройной липовой аллее.

Скульптурных украшений на этом фасаде немного — лишь тонкий лепной фриз, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи. Эта строгость декора, характерная для классицизма, придает главному фасаду спокойную торжественность.

С воцарением Павла I в ноябре 1796 года и последующей отставкой Камерона главным архитектором Двора был назначен помощник Камерона, итальянский архитектор Винченцо Бренна. Император настаивал на увеличении размеров дворца для придания ему большей величественности. Бренна надстроил созданные Камероном циркумференции (полуциркульные галереи) вторым ярусом лоджий с аркадами и трельяжами между арками, увенчал галереи балюстрадой, вазонами с гирляндами. Боковые корпуса украсил трофеями (военной арматурой).

4. Закругленные галереи-колоннады соединяют центральный корпус со служебными корпусами, образуя своеобразную подкову, внутри которой замкнут парадный двор.
4. Закругленные галереи-колоннады соединяют центральный корпус со служебными корпусами, образуя своеобразную подкову, внутри которой замкнут парадный двор.

Большой дворец, как и малые сооружения парка, был варварски разрушен фашистскими захватчиками в 1941—1944 годах. Интерьеры дворца воссоздавали в 1955—1965 годах под руководством главного хранителя Анатолия Михайловича Кучумова, который скрупулёзно воссоздавал исторические интерьеры, начиная с первых пяти залов, открытых для посетителей в 1957 году. Таким образом Павловский дворец стал первым из пригородных музеев, где после войны начала действовать экспозиция. Взамен утраченных предметов Анатолий Михайлович с коллегами находили новые, аутентичные эпохе и интерьеру. В 1970 году почти все залы были открыты для экскурсантов.

5. Левый служебный корпус Павловского дворца.
5. Левый служебный корпус Павловского дворца.
6. На фронтонах боковых корпусов размещены императорские вензеля Павла и Марии.
6. На фронтонах боковых корпусов размещены императорские вензеля Павла и Марии.

С утончённо-строгим внешним видом Павловского дворца контрастирует пышность его внутренней отделки. Правда, подлинных интерьеров, созданных по проектам В. Бренны и Дж. Кваренги, уже не существует: 10 января 1803 года во дворце по неизвестной причине вспыхнул большой пожар, который бушевал несколько часов. Особенно пострадал от огня центральный корпус, некоторые залы в котором выгорели полностью.

Восстановление дворца было поручено архитектору А. Воронихину. В короткий срок — менее чем за два года — Павловский дворец был возрождён. Большая часть поста и будет посвящена обзору интерьеров Павловского дворца, мы пройдём по всем его наиболее красивым залам.

Из интерьеров дворца особое внимание привлекают Итальянский и Греческий залы.

7. Итальянский зал, над которым устроен световой фонарь-купол, был спроектирован еще Ч. Камероном, но оформлялся в основном В. Бренной и позднее - А. Воронихиным.
7. Итальянский зал, над которым устроен световой фонарь-купол, был спроектирован еще Ч. Камероном, но оформлялся в основном В. Бренной и позднее - А. Воронихиным.

В этом зале собрана античная мраморная скульптура.

8. Часы с орлом в Парадном вестибюле.
8. Часы с орлом в Парадном вестибюле.
9. Скульптура с гербом Империи, увенчанная подсвечниками.
9. Скульптура с гербом Империи, увенчанная подсвечниками.
10. В залах дворца выставлена коллекция настольных часов, например, эти часы представлены в Камердинерской Павла I.
10. В залах дворца выставлена коллекция настольных часов, например, эти часы представлены в Камердинерской Павла I.
11. Часы в парадной библиотеке императора Павла I.
11. Часы в парадной библиотеке императора Павла I.

Далее входим в Зал войны, который первоначально задумывался как парадная гостиная Павла Петровича. В 1789 году В. Бренна завершил декоративную отделку зала, насытив его богатым лепным декором на темы военных атрибутов Римской империи. Рельефные панно с композициями военных трофеев и элементов вооружения римских воинов помещены по обеим сторонам ниш, оконных и дверных проемов, имеющих также арочное завершение и, словно вписаны в формы неправильных вытянутых прямоугольников. Белые рельефы на золотом фоне эффектно сочетаются с богато декорированным лепным золоченым фризом и выступающим карнизом, лепными кессонами и раковинами, украшающими ниши. Блеск позолоченной резьбы двери, ведущей в Северную анфиладу, и высоких торшеров с ликторскими связками, щитами и шлемами римских воинов из резного золоченого дерева усиливают впечатление торжественности зала.

12. Фрагмент интерьера Зала войны.
12. Фрагмент интерьера Зала войны.
13. Верхняя часть камина в Зале войны, увенчанная фигурой орла бога Юпитера, сидящего на ядрах с пламенем.
13. Верхняя часть камина в Зале войны, увенчанная фигурой орла бога Юпитера, сидящего на ядрах с пламенем.
14. Декоративная ваза синего с золотом фарфора, изготовленная в начале XIX века на Севрской фарфоровой мануфактуре, и, согласно исторической легенде, подаренная императором Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.
14. Декоративная ваза синего с золотом фарфора, изготовленная в начале XIX века на Севрской фарфоровой мануфактуре, и, согласно исторической легенде, подаренная императором Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.
15. Входим в Греческий зал, также созданный В. Бренной и А. Воронихиным.
15. Входим в Греческий зал, также созданный В. Бренной и А. Воронихиным.

Зал получил своё название потому, что был оформлен в античном духе: стройные колонны из зеленоватого мрамора, античные статуи в нишах, светильники, подвешенные на длинных цепях между колоннами. Здесь проводились парадные приёмы и балы.

16. Греческий зал богато украшен лепниной.
16. Греческий зал богато украшен лепниной.

По верху стен тянется широкая полоса лепного орнаментального фриза с изображением грифонов среди листьев аканта.

17. Между колоннами на длинных бронзовых цепях подвешены мраморные светильники в виде античных ламп.
17. Между колоннами на длинных бронзовых цепях подвешены мраморные светильники в виде античных ламп.
18. На столах-консолях - парные фарфоровые вазы «в этрусском вкусе» (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1796 год), и декоративные кувшины из золоченой и патинированной бронзы (Франция, конец XVIII века).
18. На столах-консолях - парные фарфоровые вазы «в этрусском вкусе» (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1796 год), и декоративные кувшины из золоченой и патинированной бронзы (Франция, конец XVIII века).

С другой стороны Греческого зала находится симметричный Залу войны Зал мира. Его украшают барельефы с изображением мирной жизни. Зал мира открывает анфиладу парадных покоев императрицы Марии Фёдоровны.

19. Павлин Юноны в верхней части камина Зала мира — символ семейной верности.
19. Павлин Юноны в верхней части камина Зала мира — символ семейной верности.
20. Ваза-треножник.
20. Ваза-треножник.

Создана по эскизу Андрея Воронихина Императорским стеклянным заводом. Во время войны ваза разбилась, и её склеили эпоксидной смолой, очень опасной для хрусталя. Чтобы отреставрировать вазу, мастерам пришлось склеивать чашу заново, зато теперь на ней не видно ни одной трещинки.

21. Подсвечник (канделябр), выполненный по модели французского скульптора Мишеля Клодиона.
21. Подсвечник (канделябр), выполненный по модели французского скульптора Мишеля Клодиона.
22. Зеркало в библиотеке Марии Фёдоровны.
22. Зеркало в библиотеке Марии Фёдоровны.
23. Парадность будуару Марии Фёдоровны придаёт мраморный камин с зеркальной нишей в портике из двух порфировых колонн, привезенных из Рима.
23. Парадность будуару Марии Фёдоровны придаёт мраморный камин с зеркальной нишей в портике из двух порфировых колонн, привезенных из Рима.

С колоннами хорошо гармонирует набор ваз и обелисков из порфира и мрамора на каминной полке. Интересен круглый стол в правом нижнем углу фото с изображением первоначального дворца по рисункам художника-пейзажиста С.Ф. Щедрина. Стол был создан мастерами Петербургского фарфорового завода в 1789 году. Фарфоровая столешница имеет диаметр почти в метр и не имеет аналогов.

Парадная спальня — одна из самых роскошных комнат дворца. Стены здесь покрыты шёлковыми панно с росписями, изображающей орудия сельского труда, утварь, плоды, цветы и музыкальные инструменты. Росписи были выполнены придворным художником Я. Меттенлейтером по эскизам художника Вак-Леена, работавшего при королевском дворе в Париже.

24.
24.

Парадная спальня никогда не использовалась по своему назначению, её наличие лишь подчёркивало высокое положение владельцев дворца.

25. Центральное место в убранстве спальни занимает большая золочёная кровать, украшенная тончайшей резьбой.
25. Центральное место в убранстве спальни занимает большая золочёная кровать, украшенная тончайшей резьбой.
26.
26.
27. Богатый камин спальни с малахитовыми пилястрами и вставками из цветных камней.
27. Богатый камин спальни с малахитовыми пилястрами и вставками из цветных камней.

Его украшают великолепные часы, жирандоли, таганы и другие первоклассные изделия французских бронзовщиков.

28. Банкетка и стул в Картинной галерее Павловского дворца.
28. Банкетка и стул в Картинной галерее Павловского дворца.
29.
29.
30. Стол с часами и подсвечниками в библиотеке императрицы Марии Фёдоровны.
30. Стол с часами и подсвечниками в библиотеке императрицы Марии Фёдоровны.
31. Большой (Тронный) зал, поражающий своим простором (его площадь 400 м²).
31. Большой (Тронный) зал, поражающий своим простором (его площадь 400 м²).

Первоначально он создавался как парадная столовая, но позднее здесь установили императорский трон Павла I.

32.
32.

В 1814 году здесь был устроен торжественный прием генералов и офицеров гвардейских полков, вернувшихся из Парижа после победы в войне с Наполеоном.

33.
33.
34. Арки окон поддерживаются кариатидами, исполненными скульпторами И.П. Мартосом и М.И. Козловским.
34. Арки окон поддерживаются кариатидами, исполненными скульпторами И.П. Мартосом и М.И. Козловским.
35. Роспись огромного плафона выполнена в середине XX века по эскизам П. Гонзаго.
35. Роспись огромного плафона выполнена в середине XX века по эскизам П. Гонзаго.

Изображение уходящей ввысь колоннады, свисающих с балконов знамён и открытого, с лёгкими облаками неба «поднимает» высоту зала, делает его более торжественным.

36. Кавалерский зал предназначался для приёмов кавалеров мальтийского рыцарского ордена.
36. Кавалерский зал предназначался для приёмов кавалеров мальтийского рыцарского ордена.

Стены богато декорированы барельефами с изображением жертвоприношений, шествий и вакхических плясок. Отделка зала являлась прекрасным фоном для коллекции античной скульптуры II-III вв.

37. Вазон в Кавалерском зале.
37. Вазон в Кавалерском зале.
38. Дворцовая церковь — последний парадный зал, который можно посмотреть во дворце.
38. Дворцовая церковь — последний парадный зал, который можно посмотреть во дворце.
39. Дворцовая церковь создана в 1799 г., она занимает весь объём первого и второго этажей.
39. Дворцовая церковь создана в 1799 г., она занимает весь объём первого и второго этажей.

Со второго этажа мы попадаем на хоры, где находятся царские места.

40. В иконостасе вместо традиционных икон размещены копии с картин западноевропейских художников XVII-XVIII вв.
40. В иконостасе вместо традиционных икон размещены копии с картин западноевропейских художников XVII-XVIII вв.

При подготовке поста использовались материалы: веб-сайта Государственного музея-заповедника «Павловск», поста пользователя deletant в ЖЖ, Википедии и Викимапии.

Остальные посты про интересные исторические места Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Центр Санкт-Петербурга в январе 2014

Осенний Петергоф (октябрь 2015).

Зимний Кронштадт (январь 2016).

Исаакиевский собор (январь 2016).

Удивительный мир искусства Эрмитажа (январь 2016).

Центральная часть Санкт-Петербурга в самом начале года (январь 2016).

Большой Гатчинский дворец (январь 2016).

Центр города (март 2018).

Петропавловская крепость (март 2018).