Баффет написал ежегодное письмо инвесторам: как потерять $11 млрд, почему сегодня не стоит ставить против США и покупать американские облигации и что самое важное для инвестора в акции. Собрали главное из нашумевшего послания.
Уоррен Баффет — один из самых успешных инвесторов в мире, опубликовал свое знаменитое ежегодное послание к акционерам Berkshire Hathaway. В обращении к инвесторам Баффет признал инвестиционную ошибку на $11 млрд, призвал отказаться от облигаций США, пропел оду величию Америки и раскрыл секрет долголетия от Berkshire Hathaway. Редакция Yango.Pro изучила 15-страничное письмо и выбрала самое интересное.
Письмо Баффета — что это?
С 1965 года основатель Berkshire Hathaway Уоррен Баффет ежегодно пишет своим акционерам информационные письма-эссе. За многие годы эти послания стали одними из самых обсуждаемых событий в мире инвестиций. Письмо Баффета с нетерпением ждут аналитики, управляющие крупными фондами, банкиры, журналисты. Почему?
Все дело в том, что это не просто годовой отчет холдинга Berkshire Hathaway, основанного Баффетом. В своих обращениях он обычно тонко анализирует отдельные события и тренды на рынке, делится мудрыми мыслями, дает советы и полезные рекомендации. Так как письма написаны живым разговорным языком, читать их интересно не только тем, кто профессионально связан с миром инвестиций, но и рядовым инвесторам.
27 февраля Баффет опубликовал долгожданное послание акционерам, подводящее итоги 2020 года.
Впрочем, в последнем письме, гуру инвестиций все меньше говорил о текущей ситуации и все больше обращался к истории, делая многочисленные лирические отступления и вспоминая дела давно минувших дней.
Редакция Yango.Pro внимательно прочитала письмо Баффета и собрала самые интересные мысли и высказывания Оракула из Омахи.
О чем сказал Уоррен Баффет?
- $22 млрд прибыли и одна ошибка ценою $11 млрд.
В 2020 году операционная прибыль Berkshire составила $21.92 млрд. Это на 9% меньше, чем годом ранее.
— Операционная прибыль — это то, что имеет наибольшее значение, даже в те периоды, когда она не является самой большой статьей в наших показателях, — подчеркнул Баффет. — Цель Berkshire — как увеличить этот сегмент наших доходов, так и приобрести крупные и интересные предприятия. Однако в прошлом году мы не достигли ни одной цели: Berkshire не совершила значительных приобретений, и операционная прибыль упала на 9%. Однако мы увеличили внутреннюю стоимость Berkshire на акцию за счет нераспределенной прибыли и выкупа около 5% наших акций.
Самым большим разочарованием стало списание убытков в размере $11 млрд, связанных с инвестициями в производителя оборудования для аэрокосмической и энергетической отраслей Precision Castparts (PCC), которого Berkshire приобрел в 2016 году.
По словам Баффета, основной ошибкой оказалось то, что Berkshire заплатил за компанию слишком дорого:
— Меня никоим образом не вводили в заблуждение — я просто слишком оптимистично смотрел на потенциал прибыли PCC, — признался основатель Berkshire. — В прошлом году мой просчет был выявлен из-за неблагоприятных событий в аэрокосмической отрасли. Я ошибался, оценивая среднюю сумму будущих доходов, и, следовательно, ошибался в расчетах цены, которую нужно было заплатить за этот бизнес.
- В чем сила обратного выкупа акций.
В 2020 году Berkshire Hathaway потратила $24.7 млрд долларов на выкуп собственных акций. Благодаря этому акционеры Berkshire увеличили свою долю участия во всех предприятиях холдинга на 5.2%, даже не касаясь собственного кошелька, подчеркнул Баффет.
В будущем, Berkshire, вероятно, еще сократит количество акций, обращающихся на рынке. Правда, это не значит, что их следует выкупать любой ценой, то есть тогда, когда цены растут, убежден знаменитый инвестор.
По словам Баффета, силу обратных покупок наглядно демонстрируют инвестиции Berkshire в Apple. В середине 2018 года Berkshire принадлежало 5.2% акций Apple. В 2020 году холдинг продал небольшую часть своей позиции, заработав $11 млрд. Однако несмотря на эту продажу, Berkshire сейчас владеет 5.4% Apple.
— Это произошло потому, что Apple постоянно выкупала свои акции, тем самым значительно сокращая количество находящихся в обращении акций, — объяснил Баффет. — Но это далеко не все хорошие новости. Поскольку мы также выкупали акции Berkshire в течение двух с половиной лет, теперь акционерам Berkshire косвенно принадлежит на 10% больше активов и будущих доходов Apple, чем в июле 2018 года. И эта приятная динамика будет продолжаться.
- Почему Berkshire нельзя считать конгломератом.
По словам Баффета, Berkshire часто ошибочно называют конгломератом в плохом смысле этого слова. Но это отрицательный термин, который правильно применять к холдинговым компаниям, которые владеют «мешаниной» из не связанных между собой компаний.
Конгломераты, как правило, покупают бизнес целиком. И эта стратегия, по мнению Баффета, связана с двумя серьезными проблемами. Во-первых, большинство действительно великих компаний не заинтересовано в том, чтобы кто-нибудь их захватил. Поэтому жаждущим сделок конгломератам приходилось сосредотачиваться на посредственных компаниях, которым не хватало важных и устойчивых конкурентных преимуществ. Кроме того, за контроль даже в весьма посредственных бизнесах часто приходилось платить ошеломляющие премии. В результате чтобы решить проблему переплаты конгломератам приходилось производить сильно переоцененную продукцию — собственные акции, которые можно было бы использовать в качестве «валюты» для дорогостоящих приобретений.
Из-за этого конгломераты заработали ужасную репутацию.
— Мы хотим, чтобы наша компания полностью или частично владела разными предприятиями с хорошими экономическими характеристиками и хорошими менеджерами. Однако для нас неважно, контролирует ли Berkshire эти предприятия, — объясняет свой подход Баффет. — Владение неконтролирующей частью замечательного бизнеса более прибыльно, более приятно и требует гораздо меньше работы, чем борьба с предприятием, которым вы владеете на 100%. По этим причинам наш конгломерат останется совокупностью контролируемых и неконтролируемых предприятий. Чарли Мангер и я просто вложим ваш капитал в то, что, по нашему мнению, наиболее целесообразно, исходя из устойчивых конкурентных преимуществ компании, возможностей и характера ее управления, а также цены.
- «Бриллианты» в коллекции Баффета.
Подводя итоги 2020 года, Баффет выделил самые ценные активы в своей «шкатулке».
Так, большая часть стоимости Berkshire приходится на четыре предприятия, три из которых контролируются Berkshire, а в одном компания имеет долю в 5.4%. Все четыре — поистине «драгоценности», полагает инвестор.
Самый большой по стоимости — страховой бизнес Berkshire, который был ядром холдинга на протяжении 53 лет.
Второй и третий по величине активы на данный момент — это 100%-я собственность Berkshire в BNSF, крупнейшей железной дороге Америки, и 5.4% -ная доля в Apple.
На четвертом месте находится 91%-я доля в Berkshire Hathaway Energy (BHE) — коммунальном бизнесе, годовой доход которого за 21 год владения вырос со $122 млн до $3.4 млрд.
- Облигациям сейчас не место.
Нынешняя ситуация такова, что инвесторы в инструменты с фиксированным доходом во всем мире, будь то пенсионные фонды, страховые компании или обычные пенсионеры — сталкиваются с самым безрадостным будущим, констатировал Баффет.
— Можете ли вы поверить, что доход, получаемый от 10-летних казначейских облигаций США, упал на 94%? — вопрошает Баффет. — В конце прошлого года доходность десятилетних Treasuries составляла 0.93%, тогда как в сентябре 1981 года они торговались с доходностью 15.8%. В некоторых странах, таких как Германия и Япония, инвесторы получают отрицательную прибыль на триллионы долларов суверенного долга.
Инвесторы в облигации могут попытаться выжать из этих активов жалкие прибыли, перенеся свои покупки на обязательства неустойчивых заемщиков. Однако неконтролируемое повышение кредитного риска — плохой ответ на неадекватные процентные ставки. Три десятилетия назад некогда могущественная ссудно-сберегательная отрасль разрушила себя, отчасти из-за игнорирования этой максимы, убежден Баффет.
- Никогда не делайте ставок против Америки.
В нынешнем послании Баффет практически не давал оценку текущей ситуации на рынках и в экономике. Однако отдал дань величию США, предложив снять шляпу перед армией успешных предпринимателей, которые населяют каждую часть Америки.
— Несмотря на некоторые серьезные перебои, экономический прогресс в Штатах захватывает дух, — написал он. — За годы существования США не было инкубатора для раскрытия человеческого потенциала, подобного Америке. Кроме того, мы сохраняем наше конституционное стремление стать «более совершенным союзом». Прогресс на этом фронте был медленным, неравномерным и часто обескураживающим. Однако мы продвинулись вперед и будем продолжать это делать.
Поэтому наш непоколебимый вывод: никогда не делайте ставок против Америки.
- Почему важно не изменять собственным принципам.
Хотя впечатляющими прибылями в прошлом году Berkshire похвастаться не удалось, безусловной заслугой Berkshire, по мнению Баффета, остается преданность частных инвесторов, которые, единожды доверив деньги компании, остаются в ней долгие годы.
Один из таких «ветеранов» — веселый и щедрый офтальмолог из Омахи по имени Стэн — недавно отметил 100-летний юбилей. Впервые он инвестировал в компанию Баффета в 1959 году. Двум товарищам Стэна сейчас уже тоже за 90, и они продолжают владеть акциями Berkshire:
— Удивительная стойкость, — поражается Баффет. — С учетом того, что Чарли и мне 97 и 90 лет соответственно, возникает вопрос: может быть, владение Berkshire, действительно, способствует долголетию?
Одна из причин такого постоянства инвесторов, по мнению, Баффета, — верность Berkshire выбранным принципам инвестирования.
— В 1958 году Фил Фишер написал великолепную книгу об инвестировании, в которой сравнил управление публичной компанией с управлением рестораном, — пишет Баффет. — По словам Фишера, вы можете привлечь клиентов и преуспеть, предлагая либо гамбургеры с колой, либо блюда французской кухни в сопровождении экзотических вин. Но вы не должны, предупредил Фишер, капризно переключаться с одного на другое. В Berkshire мы подаем гамбургеры и колу уже 56 лет. И мы ценим клиентов, которых привлекает это меню. После десятилетий управления мы по-прежнему не можем обещать результатов. Однако мы можем и обязуемся относиться к инвесторам как к партнерам.
- Все, что требуется инвестору — это время, диверсификация, минимум транзакций и издержек.
Говоря о возможностях рынка акций, Баффет подчеркнул, что сегодня десятки миллионов инвесторов и спекулянтов смогут найти на нем широкий выбор акций на свой вкус. К тому же, вокруг полно гуру с заманчивыми идеями и «технических специалистов», которые с легкостью проинструктируют вас о том, как некоторые колебания на графике предвещают следующее движение акций. В этом смысле призывы к действиям на рынках никогда не прекратятся.
— У многих из этих инвесторов в конечном итоге все будет хорошо, — обнадежил Баффет. — В конце концов, в долгосрочной перспективе владение акциями — это игра с «положительной суммой». Даже терпеливая и уравновешенная обезьяна, которая составляет портфель, бросая 50 дротиков в доску, на которой перечислены все акции S&P 500, со временем будет наслаждаться дивидендами и приростом капитала, правда, до тех пор, пока у нее не возникнет соблазна внести изменения в свой первоначальный выбор.
По словам Баффета, все, что на самом деле требуется инвестору, — это время, внутреннее спокойствие, широкая диверсификация, минимум транзакций и контроль расходов. Инвесторы никогда не должны забывать, что их расходы — это доход Уолл-стрит. И в отличие от обезьяны с дротиками, богатые люди с Уолл-стрит не работают за копейки.
Наш сайт: Yango.Pro
Facebook | Телеграм | ВКонтакте | YouTube |
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
✔️ Правила Баффета: как вкладывает деньги самый влиятельный инвестор в мире
✔️ Инвестиции в акции: как все устроено - ВИДЕО