Андрею Стаханову, с одной стороны очень повезло в жизни ( в одночасье он стал знаменитым на всю страну), а с другой стороны очень не повезло. Не смотря на то, что советская пропаганда возносила его "подвиг" до небес, большинство соотечественников относились к Стаханову с большой долей иронии, а были и те, кто люто ненавидел его.
Его фамилию знали все жители Советского союза, но сам он лишился имени данного при рождении. Его многие презирали и даже ненавидели. Но сам он не заслужил подобного к себе отношения. Просто честно работал на благо родины и героем становится не желал. В "светочи" Стахановского движения он естественно не набивался, такая слава ему претила. Однако за него все решили. Стране же нужны были новые герои , передовики производства!
Андрей Стаханов проснулся знаменитым утром 31 августа 1935 года. Точнее, его "сделали" знаменитым . Подогнали лучшее и новейшее оборудование, да целую бригаду помощников, которых естественно игнорировали. При том, что коллективизм декларировался как основа государственной идеологии, но не в этот раз. Стране нужен герой-одиночка, настоящий "супермен". Если вы до сих пор верите, что Стаханов в одиночку добил за смену 102 тонны угля вместо положенных семи тонн, то мне вас искренне жаль. Об этом заранее "подготовленном" подвиге немедленно сообщила Газета "Правда". Причем в заметке вместо имени была указана просто буква "А". Журналисты остальных газет не стали узнать имя героя и самолично назвали его Алексеем. Когда же ошибка выяснилась, товарищ Сталин заявил, что: «Газета «Правда» ошибаться не может».
Поэтому нашему передовику производства срочно пришлось менять имя в паспорте. Как он и его семья отнеслись к этому — неизвестно. Однако известно одно, их об этом точно никто не спрашивал. Надо, так надо.
Именно с этого момента и зародилось знаменитое Стахановское движение. Наш герой продолжал бить рекорды по добыче угля, а его помощники по-прежнему оставались безымянными. Зато, благодаря этому "подвигу" в стране развитого социализма стали появляться настоящие передовики производства, рекордсмены, герои труда. О них трубили все газеты, их работу пропагандировали на всех уровнях. Они должны были служить живыми доказательствами превосходства социалистического строя и социалистического способа хозяйствования. При этом самих передовиков активно поощряли рублем и помогали им делать карьеру. Бизнес, ничего личного. Стране нужны были герои и они появились.
Карьера самого Стаханова так же стремительно росла. Он, не привыкший руководить, сначала стал инженером, потом дорос до управляющего угольным трестом. Успел даже пожить в Москве в знаменитой сталинской высотке, где ему выделили отдельную квартиру. Но испытание славой наш герой не выдержал. Простой работяга не был готов ко всеобщему обожанию и поклонению. Но из него сделали "свадебного генерала", он должен был ездить по стране с лекциями и выступлениями. Рано ушел пенсию и попросту спился. Жизнь свою закачивал в наркологическом диспансере. В официальном некрологе об этом естественно не сообщалось. Реальная жизнь Стаханова тогда уже мало интересовала, кроме его родных. Он давно уже стал живой легендой.
Сегодня Стахановское движение воспринимается не иначе как те самые "потемкинские деревни", типичная советская показуха и пропаганда, без которой тогдашняя власть не могла обойтись. Сам же Стаханов себе никогда не приписывал трудовые подвиги. Напротив, главный смысл его рационализаторского предложения состоя в четком разделении труда между забойщиком и крепильщиками. Мол, каждый занимается своим делом: один добывает (рубит уголь при помощи отбойного молотка), другие укрепляют своды шахты. Раньше забойщикам приходилось заниматься и тем, и другим по очереди. Естественно, что поле такого предложения производительность труда на шахтах выросла. И этот не миф.
Потому что сам Стаханов и другие "передовики" производства не занимались показухой, а пахали в поле лица на благо родной страны. Другое дело, что любое подобное достижение тут же становилось "маятником" и знаменем всего рабочего движения. Причем доходило до абсурда . Мол, раз один смог добыть условные сто тонн угля, значит и остальные смогут. И сто, и двести, и триста.
Так что Стаханов действительно работал как за троих, но никаких личных "мифических" рекордов не устанавливал. Это был хороший советский пролетарий, коих по всей стране было миллионы.
Спасибо за внимание. А что вы думаете о Стахановском движении? Возможно ли оно сейчас? Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!