Найти тему
Oborot.ru

Нишевые маркетплейсы: реальные примеры, ключевые этапы, распространенные ошибки

Оглавление

Нишевые маркетплейсы — настоящий хит на рынке ритейла. Заряжаясь успехом крупных игроков, многие сферы бизнеса задумываются о создании собственных специализированных маркетплейсов. Их запускают в самых разных сегментах: от узких сегментов одежды до логистических и финансовых услуг. Стоит ли создавать узкоспециализированный маркетплейс, когда рынок захватывают гиганты?

Реальные примеры маркетплейсов из разных ниш

Ниши для маркетплейса можно выбирать самые разные. Рассмотрим несколько примеров крупных и небольших узкоспециализированных маркетплейсов.

Всем известная Lamoda давно занимает лидирующие позиции в нише модной одежды, обуви и аксессуаров благодаря широкому ассортименту, уникальным опциям доставки, персонализированным предложениям и высокому клиентскому сервису. Во втором квартале 2020 года чистый оборот площадки составил 14,7 млрд рублей.

Сеть хобби-гипермаркетов "Леонардо" в 2019 году объявила о переводе своего сайта в маркетплейс. Сеть расширила ассортимент при помощи привлечения поставщиков.

Еще один пример — Ярмарка Мастеров. Платформа помогает реализовать различные дизайнерские изделия ручной работы. Ее зарубежный аналог Etsy показывает невероятные результаты, только за первые три квартала 2020 года через него было продано товаров на $6,6 млрд.

Среди наших клиентов тоже есть примеры запуска нишевых маркетплейсов.

Например, маркетплейс спецтехники с наработкой Heavy Fair компании Zeppelin Russland объединил продавцов и покупателей из разных регионов на одной онлайн площадке. Мы создали сервис покупки/продажи тяжелой спецтехники с наработкой в онлайн. Сейчас функционал продолжает использоваться одним из подразделений Zeppelin. Даже такая сложная тематика, в которой раньше все работало только офлайн, продемонстрировала отличные результаты, как маркетплейс.

Еще одна из востребованных ниш — рынок недвижимости. Специализированный маркетплейс Domofond от Авито помогает сделать поиск жилья проще.

Много примеров можно привести из B2B. Так маркетплейс прямых контрактов Pharmaspace помогает взаимодействовать производителям и аптечным сетям.

В прошлом году запустился маркетплейс Простор, который помогает магазинам "у дома". Местные производители и дистрибьюторы могут легко находить друг друга и выстроить процессы закупок при помощи онлайн сервиса. Даже небольшие производители могут предлагать выгодные условия для партнеров и конкурировать с сетевиками.

Маркетплейс можно запустить даже в очень узкой нише, например, для поставщиков кофе в рестораны и кафе, поиска репетиторов или товаров для вязания.

Ключевые этапы запуска маркетплейса

Запуск маркетплейса — сложный и специфический процесс, но можно выделить базовые этапы для запуска. При этом процесс запуска может не ограничиваться этими шагами.

1. Аналитика ниши, рынка, конкурентов, возможностей и спроса

Как и в любом новом направлении бизнеса при запуске маркетплейса нужна подготовительная аналитическая работа, чтобы разобраться нужен ли вообще такой продукт рынку и потребителю.

2. Определение типа маркетплейса и модели монетизации

Для начала нужно определиться с типом маркетплейса. Есть несколько ключевых типологий, которые стоит учесть.

По участию маркетплейсы делятся на 3 базовых типа:

  • c2c (customer-to-customer). Обе стороны являются физическими лицами и осуществляю куплю-продажу на равных условиях.
  • b2c (business-to-customer). Здесь в роли покупателей остаются физические лица, а в роли продавцов выступают предприниматели.
  • b2b (business-to-business). Модель, которая объединяет на одной площадке предпринимателей и помогает им находить решения для своего бизнеса.

Дальше определяем тип продукта. Маркетплейс может быть площадкой для продажи товаров или услуг, может помогать находить информацию и даже инвестировать.

По типу взаимодействия маркетплейс может быть только онлайн или online to offline. В первом случае все коммуникации перенесены в онлайн, а во втором часть взаимодействия происходит офлайн, например, примерка товаров при доставке.

На этом же этапе нужно определиться, каким образом будете монетизировать маркетплейс. Здесь вам помогут тестирование гипотез и аналитика.

3. Подготовка технической базы для запуска MVP

Для маркетплейса нужна специальная платформа, которая сможет решить задачи взаимодействия всех сторон, будет соответствовать законам о дистанционной торговле. Базовый функциональный набор будет зависеть от типа вашего маркетплейса и модели монетизации.  Стоит включить каталог для размещение товаров или услуг, личные кабинеты партнеров, административную панель и платежный модуль.

Для тестирования гипотез можно использовать упрощенную версию или даже использовать сервисы-конструкторы для создания ценностного предложения.

4. Поиск партнеров

Для запуска маркетплейса вам могут понадобиться партнеры в различных направлениях. Определите, по каким направлениям вам понадобятся услуги и найдите партнеров. Помимо партнеров-участников площадки вам точно понадобится команда по дизайну, разработке и маркетингу.

5. Построение операционных процессов

Как только вы разберетесь с базовыми вещами необходимыми для запуска маркетплейса можно приступать к построению процессов.

Если говорить о базовых процессах, то нужно предусмотреть взаимодействие с партнерами площадки, сбор всех необходимых данных, заключение договоров, форматы и процессы для работы с приемом платежей, логистику и так далее.

Сложности и ошибки при запуске нишевого маркетплейса

Маркетплейс – сложная платформа и требует серьезной работы.

Среди распространенных ошибок можно выделить следующие:

  • отсутствие бизнес-анализа и расчетов unit-экономики,
  • запуск полной версии проекта на этапе тестирования гипотез,
  • неправильное распределение бюджетов,
  • попытка реализовать как можно больше дополнительного функционала.

Несколько советов при запуске нишевого маркетплейса:

  • На старте вам стоит уделить внимание аналитике и проверке гипотез.
  • Не рекомендую запускать полную версию продукта, разработайте MVP-версию. С небольшими бюджетами можно использовать готовые решения для тестирования, но в дальнейшем такую платформу будет сложно масштабировать, готовые решения часто ограничены в функционале. Если бюджеты позволяют, то разрабатывайте MVP сразу на том технологическом стеке, с которым вашу площадку будет проще масштабировать.
  • Уделите внимание дизайну проекта. Дизайн должен быть максимально удобным и понятным для партнеров площадки и клиентов.
  • При планировании бюджетов учитывайте и разработку, и продвижение. Часто бывает так, что большая часть бюджета уходит на разработку площадки и новых фич, а на маркетинг не хватает.
  • Не пытайтесь сделать все и сразу, разбивайте проекты на этапы, декомпозируйте большие задачи, не хватайтесь за каждую новую идею для сервиса.

Создание нишевых маркетплейсов — глобальный тренд на рынке. Пока еще есть время, чтобы занять свою нишу и обогнать конкурентов.

***

Ещё больше материалов по теме:

🔸 Как выйти на маркетплейс: какой выбрать, с чего начать работу, какие подводные камни

🔸 Как выйти на Вайлдберриз: подробная инструкция

А пообщаться лично с ведущими маркетплейсами, а также познакомиться с технологиями для ecommerce можно в начале лета. Приходите на крупнейшую выставку для ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ И RETAIL ECOM EXPO'21. 9-10 июня, МОСКВА, ЦВК "ЭКСПОЦЕНТР"

➡️ Ваш билет на выставку