Книги бывают разные. Есть те, дочитав которые, ты на следующий день забываешь их сюжет. Есть те, которые поднимают настроение или, наоборот, вызывают отвращение и мысль, зачем я вообще это читал. А есть те, перевернув последнюю страницу которых, ты чувствуешь лёгкую грусть от того, что эта история закончилась. И необыкновенное счастье, если у такой книги есть продолжение.
Книга точно живой человек. Она может быть пустой и скучной или яркой и запоминающейся, вдохновляющей и покоряющей.
В апреле 2020 года произошло мое знакомство с одной удивительной книгой, которая удивила, восхитила и вдохновила меня. И конечно (как это обычно и бывает), всё началось с мелочи.
Сущая мелочь
Всё началось с небольшой статьи на Яндекс.Дзен о скандальном князе Феликсе Юсупове, вернее о его мемуарах. Всё, что я на тот момент знала об этом человеке, ограничивалось двумя фактами: убил Распутина и переодевался в женские платья. И вот я случайно открываю статью и на глаза мне попадается следующий отрывок:
Родился я 24 марта 1887 года в нашем петербургском доме на Мойке. Накануне, уверяли меня, матушка ночь напролет танцевала на балу в Зимнем, значит, говорили, дитя будет весело и склонно к танцам. И впрямь по натуре я весельчак, но танцор скверный.
При крещенье получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался.
Родился я таким хилым, что врачи дали мне сроку жизни – сутки, и таким уродливым, что пятилетний братец мой Николай закричал, увидев меня: «Выкиньте его в окно!».
Улыбка... Это шутка или правда? Такой современный слог и юмор! И не подумаешь, что это писал человек, родившийся аж в позапрошлом столетии. Надо почитать. Взяла на заметку и забыла.
Открытия в период самоизоляции
И неизвестно, когда бы добралась я до мемуаров Феликса, если бы не пандемия и самоизоляция. На второй неделе пребывания дома я вспомнила, что в недрах моего телефона пылятся скачанные мемуары. Открыла перед сном пролистать несколько первых страниц. Подняла глаза... 3 часа ночи! А была полночь. Следующая ночь - история повторяется. Только прочтение дополняется иногда смехом в полный голос.
Страница за страницей открывался для меня мир, новый и незнакомый, где детские шалости проходили в дворцовых интерьерах, а гости дома были сплошь титулованными особами, но каждый со своими причудами и особенностями.
В Москве, как и в Петербурге, родители жили открытым домом. Была одна особа, известная скупердяйка. Напрашивалась ко всем на обед и питалась по гостям всякий день, кроме субботы. Хозяйке дома льстила до неприличия, хваля ее кушанья, и просила позволенья унести остатки, всегда обильные. Даже не дожидаясь согласия, особа подзывала лакея и приказывала отнести еду к себе в карету. В субботу она созывала всех к себе и кормила их тем, что насобирала у них же в течение недели.
Интересно и с юмором пишет князь о своих родственниках. Так он вспоминает свою прабабушку Зинаиду Ивановну Юсупову:
В иных вещах проявляла она странную скупость. К примеру, угощала нас заплесневелыми шоколадными конфетами, какие хранила в бонбоньерке из горного хрусталя с инкрустацией. Я один их и ел. Думаю, потому она и любила меня особенно. Когда тянулся я к шоколадкам, которые никто не хотел, старушка гладила меня по голове и говорила: «Какое чудное дитя».
И даже о тех родственниках, которых Феликсу увидеть живыми не довелось, он находит, что рассказать:
Бабки своей по материнской линии я не знал. Говорят, была она добра и умна. И, видимо, красива – судя по дивному портрету ее работы Винтергальтера. Окружали ее вечно приживалки, кумушки, в общем, никчемные, но в старинных семьях необходимые домочадки. Некая Анна Артамоновна всех и дел-то имела, что хранить бабкину соболью муфту в картонке. Когда Артамоновна умерла, бабка открыла картонку: муфты не было. Вместо муфты лежала записка, писанная покойницей: «Прости и помилуй, Господи, рабу твою Анну за прегрешения ее, вольные или невольные».
И среди всех этих фигур будто лучом света освящена мама князя, Зинаида Николаевна, которую Феликс буквально боготворит:
Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, – повторяла она мне и брату, – тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это». Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива. И уж совсем расстроился, узнав, что она выходит за графа Сумарокова-Эльстона, простого гвардейского офицера.
Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз.
Но не только о радостях и веселье пишет князь. Драматического в мемуарах, возможно, даже больше, чем юмора.
Смерть единственного брата на нелепой дуэли:
Сперва я пошел к матушке. Она сидела перед зеркалом, горничная укладывала ей волосы на ночь. До сих пор помню матушкины счастливые глаза. «Про дуэль все ложь, – сказала она. – Николай был у меня. Они помирились. Господи, какое счастье! Я так боялась этой дуэли. Ведь ему вот-вот исполнится двадцать шесть лет!» И тут она объяснила, что странный рок был над родом Юсуповых. Все сыновья, кроме разве что одного, умирали, не дожив до двадцати шести. У матушки родилось четверо, двое умерли, и она всегда дрожала за нас с Николаем. Канун рокового возраста совпал с дуэлью, и матушка была сама не своя от страха. Но сейчас она плакала от радости. Я поцеловал ее и отправился в ресторан на встречу с Николаем. У «Контана» его не оказалось. Я пустился на поиски по всему городу, но нигде не нашел. Домой я вернулся в волненье. Предсказанья гадалок и матушкин рассказ вдобавок не давали покоя. Да и сам Николай грозился, что на днях… Может, хотел этим вечером проститься со мной… Что же не пришел? Как ни тревожился я, все же удалось мне забыться.
Наутро камердинер Иван разбудил меня, запыхавшись: «Вставайте скорей! Несчастье!..» Охваченный дурным предчувствием, я вскочил с постели и ринулся к матушке. По лестнице пробегали слуги с мрачными лицами. Мне на вопросы никто ничего не ответил. Из отцовской комнаты донеслись душераздирающие крики. Я вошел: отец, очень бледный, стоял перед носилками, на которых лежало тело брата. Матушка, на коленях перед ними, казалось, обезумела…
Пишет князь и об убийстве Распутина, той страшной ночи в дворце на Мойке. Пишет подробно, что кажется, видишь всё происходящее своими глазами. Читаешь и чувствуешь, как учащается пульс.
Он смотрел на меня. Глаза его хитро щурились. Они словно говорили: «Вот видишь, напрасны старанья, ничего-то ты мне не сделаешь».
Вдруг на лице его появилась ярость.
Никогда прежде не видал я «старца» таким.
Он уставился на меня сатанинским взглядом. В этот миг я испытал к нему такую ненависть, что готов был броситься задушить его.
Мы молчали по-прежнему. Тишина стала зловещей. Казалось, «старец» понял, зачем я привел его сюда и что хочу с ним сделать. Точно шла меж нами борьба, немая, но жуткая. Еще миг – и я бы сдался. Под его тяжелым взором я стал терять хладнокровие. Пришло странное оцепенение… Голова закружилась…
Когда я очнулся, он все так же сидел напротив, закрыв лицо руками. Глаз его я не увидел.
Всё происходящее напоминает драматический фильм. Но с болью и грустью понимаешь, что это реальность. Убийство старца не приносит пользы России, империя стремительно катится в бездну. Беспредел в стране, захват власти, убийство великих князей, царской семьи и эмиграция...
Братья моего тестя, великого князья Николай и Георгий Михайловичи, великий князь Павел Александрович, великий князь Дмитрий Константинович и племянник его князь Гаврила, были арестованы. Князь Гаврила уцелел благодаря усиленным хлопотам и ловкости жены его. Остальных посадили в Петропавловскую крепость и вскоре расстреляли. Великие князья Георгий и Дмитрий умерли с молитвой. Великий князь Павел, тяжелобольной, был убит на носилках. Великий князь Николай шутил с палачами и ласкал на руках любимого котенка.
В семье Романовых были они последними жертвами большевиков. Так, в крови и прахе, окончилось правление одной из самых могущественных династий мира, более трех столетий ведшей Россию, и возвеличившей ее, и невольно ее же и погубившей.
И уже новая жизнь, где нет баснословного богатства, где деньги имеют свойство заканчиваться, где приходится продавать фамильные драгоценности... Но где надо жить, не роняя достоинства и не жалуясь на судьбу. Жизнь князя в эмиграции, хоть и абсолютно другая, чем до революции, но по-прежнему полна ярких событий, интересных людей и неожиданных поворотов.
А деньги у нас кончились. Никто о том не догадывался, ибо трудностей своих мы ни с кем не обсуждали. В Нью-Йорке главное не что в душе, а что за душой. И мы по-прежнему вечерами выходили в свет, Ирина – в черном жемчуге, я – во фраке. Ночью Ирина мыла белье в ванной. Днем я бегал по делам, своим и эмигрантским, а Ирина убирала и стряпала.
Не буду раскрывать всех секретов князя Феликса Юсупова. Если вы решите прочитать мемуары, он сделает это сам гораздо лучше.
Так как же повлияла на меня эта книга? Это был как раз тот случай, когда не хочешь, чтобы история заканчивалась. А потому после мемуаров я прочитала другие книги о роде Юсуповых, а затем переключилась на династию Романовых и историю России. Идёт день за днём, а интерес все не угасает, количество исторических книг на моей полке растёт и растёт, а история всё не заканчивается! И всей этой информацией хочется делится, потому что она реальная, настоящая, увлекательная, поучительная и многогранная! А это значит, что здесь, на канале будет ещё много интересных рассказов об удивительных людях, ушедших временах и эпохальных событиях! Присоединяйтесь!
И не забывайте про лайки! Буду знать, что вам было интересно!
Если Юсуповы вас заинтересовали, можете почитать еще эти статьи:
Богатые тоже плачут? Непростая судьба красавицы Зинаиды Юсуповой