Найти в Дзене

Глазами фотографа Плотникова. Дядя Леший ГЕОРГИЙ ШТИЛЬ. 89 лет

ГЕОРГИЙ ШТИЛЬ
ГЕОРГИЙ ШТИЛЬ

ГЕОРГИЙ ШТИЛЬ родился 4 марта 1932 года в Ленинграде.

Фильмография актера содержит 175 наименований, 24 телеспектакля, в его послужном списке роли в 53 спектаклях.

Георгий Штиль родился в Ленинграде в семье обрусевших немцев. Это доставило немало проблем его семье в военное время. Когда немцы вплотную подошли к стенам города, отца отправили за Урал, где всю войну проработал на стратегическом оборонном заводе, а 9-летнего Георгия, младшую сестренку и маму эвакуировали в Башкирскую АССР, в деревню Надеждино.

Окончил Ленинградский государственный театральный институт им. А. Н. Островского в 1961 году и тогда же был принят в труппу Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького. И вот уже 60 лет Георгий Антонович выходит на сценические подмостки этого театра, отдавая всего себя любимой профессии. Сниматься в кино он начал годом ранее, преимущественно в ролях второго плана и эпизодах.

На протяжении всей творческой картеры Георгий Антонович много и с большим удовольствием снимался в детском кино. Он органично смотрится и в образе Лешего или Водяного. "Работать с детьми – это грандиозная школа!" – убежден Георгий Антонович. В творческой копилке актёра немало сказок: «Новогодние приключения Маши и Вити», «Сказка про влюбленного маляра», «Три толстяка», «Старая, старая сказка».

Из книги Георгия Штиля "Мои университеты":

огда режиссер Игорь Усов предложил роль Лешего, я очень обрадовался. До этого уже снимался в нескольких его фильмах, и опыт игры сказочных героев у меня тоже был. На телевидении я перевоплощался и в водяного, и в прочую нечисть. Я и Мишу Боярского в картину пристроил. Поначалу-то в роли Кота Матвея должен был сниматься известный комик Алексей Смирнов (он в «Приключениях Шурика» прославился). В последний момент Смирнов заупрямился, не захотел играть кота. А я Усову говорю: «У Саши Боярского брат есть! Ты его возьми. Он на кота очень похож – с черными усами. И музыкант вроде неплохой».

Я хорошо знал Мишку, так как бывал дома у своего друга Саши. Тот тоже пропадал у нас. Оставался ночевать, даже жил по несколько дней, мама считала его третьим сыном. Это был потрясающий актер, к сожалению, рано погиб – утонул во время болгарских гастролей. А у Боярских я видел такую картину: Мишку привязывали к стулу и придвигали к пианино. Учиться музыке он страшно не хотел, парень был классным футболистом. Но в итоге родители победили, за что им большое спасибо.

На съемках «Новогодних приключений…» было много ЧП. С ужасом вспоминаю, как во время одного трюка, когда Леший должен был загореться, меня ударило током. С Мишей тоже произошел дико комичный случай. В один из дней, когда работа подходила к концу, Кот Матвей должен был стрелять в Витю яблоком из рогатки. Камера стояла от Мишки на расстоянии десяти метров, все уже устали, но эпизод стоически решили доснять. Он посмотрел на яблоко, на резинку и резонно спросил:

– А в какую сторону стрелять?

Рогатка была дурацкая, бутафорская, держалась на соплях, а яблоко достаточно тяжелое.

– Стреляй в сторону камеры, – скомандовал оператор.

Думаю, потом он очень пожалел о своем решении. Боярский выстрелил как Робин Гуд и попал… точно в объектив. Голова оператора отлетела от оптики, он с удивлением присвистнул и тихо сказал:

– Съемка закончена.

Объектив разбили очень дорогой, японский. И все потом долго думали, как это выставить производственной потерей, чтобы с Миши не высчитали денег. Когда этот эпизод переснимали, Кот уже стрелял в сторону. А вообще атмосфера была веселой: Мишка все время на гитаре бренчал, шутки, анекдоты, чаепития! Кстати, фильм «Новогодние приключения Маши и Вити» в своем роде шедевр. В нем же практически нет натурных съемок. И печка, и яблоня, и елка – сплошь декорации, все было снято в павильоне.

Когда я увидел детей, игравших главные роли, просто обомлел – такие они были хорошенькие и сообразительные! Юра и Наташа, по-моему, верили во все происходящее всерьез. Меня звали «дядя Леший». Мне с ними было очень легко репетировать.

За съемочный день я получал шестнадцать рублей пятьдесят копеек и параллельно работал в любимом БДТ. К слову, все мои фильмы снимались «без отрыва от производства».

Эта сказка – одна из моих любимых работ. Я могу ее хоть каждый день пересматривать. После премьеры на меня обрушилась настоящая слава. Дети узнавали в метро, на улицах. «Мама, смотри, Леший идет», – слышалось со всех сторон. Меня часто просили выступить в этой роли на вечерах и утренниках.

А вот взрослые постоянно с кем-то путали. Помню, однажды на гастролях за мной по пятам шел какой-то подозрительный тип. У него было такое лицо, что я думал: сейчас зарежет. Поймал он меня только у гостиницы.

– Здорово, – говорит, – кореш, ты чего от меня бегаешь?

– Да я не знаю вас, я артист!

Но тот не унимался:

– Как же, мы сидели вместе. Друзей не признаешь?!

На мое счастье из гостиницы вышел Владислав Стржельчик. Его бандит, конечно, узнал. Владислав Игнатьевич подтвердил, что я актер БДТ. Мужчина остолбенел, а я ретировался. На следующий день после спектакля мне передали две бутылки шампанского и корзину роз. Я понял – это извинения от бывшего зэка.

Но вернемся к съемкам. Есть еще один детский фильм, о котором я вспоминаю с большим трепетом, – «Старая, старая сказка». Начиналась работа непросто. Марину Неелову, которой было тогда двадцать лет и она еще училась в театральном институте, не хотели утверждать на роль Принцессы. Мол, финтифлюшка какая-то, никто ее не знает. Но режиссер Надежда Кошеверова не отступала: «Только она, и точка!» Мы с Олегом Далем тоже сказали, что без Марины сниматься не будем. И в итоге начальство сдалось: «Под вашу ответственность». Даль ей помогал и был ею доволен. Марина сообразительная была.

С Далем я работал тогда не в первый раз. Мы познакомились на «Жене, Женечке и «катюше» Владимира Мотыля. Олег был уже известным артистом, хотя и младше меня. Мы подружились, вместе играли в футбол. Съемочная группа просила: «Жора, ты как старший товарищ смотри за Олегом». Не секрет, что он много пил. А меня Даль немного побаивался – я был крепким, окончил физкультурный техникум и мог запросто врезать. Конечно, никогда с ним не дрался, старался переключить друга на тот же спорт. Выпьет Олег рюмочку, посмотрю на него со значением – он выходит из-за стола.

А спиртного ему было нельзя категорически: Даль не мог остановиться, поэтому и попадал в разные истории. Но в группе был один провокатор – Мишка Кокшенов, он его постоянно соблазнял. Нальет и поднесет, а Олег был мягким, не умел отказать. В итоге однажды так накуролесил, что угодил в милицию, ему светил настоящий срок. Не скажу, что там было: коллеги нет, а его память пусть остается светлой. Но мы все чуть ли не на коленях умоляли секретаря обкома партии Калининграда, где проходили съемки, отдать нам Даля на поруки. Дело замяли с большим трудом.

Я не вправе осуждать Олега. Жизнь его здорово надломила. Он настороженно относился к людям, был молчаливым. Уход любимой жены Нины Дорошиной и то, что его недооценили как актера, что он не пришелся ко двору в «Современнике» – все это сказывалось. А фильм «Женя, Женечка и «катюша» вообще прошел вторым экраном. Таково было решение чиновников от культуры. «Это пацифистское кино», – сказали нам. Ну не мог главный герой картины про войну быть недотепой в очках! Это только потом выяснялось, что в хрупком мальчике есть и смелость, и сила духа, и любовь.

А вообще, я всегда был задиристым парнем и при знакомстве подрался с Владимиром Высоцким. Вернее, что это Высоцкий, я сразу не понял. Идет мимо какой-то мужик с гитарой и по ходу дает мне пинка. Дело было в Театре на Таганке, куда я пришел на спектакль к приятельнице Зине Славиной. Но я здорово опоздал, в фойе вбежал после третьего звонка. За это мне и поддал обиженный артист. Наглости я не потерпел и схватил обидчика за грудки. Драка могла бы перерасти в скандал, но вмешался Золотухин и увел Володю на сцену.

Это уже потом, на съемках «Интервенции», мы познакомились заново. Узнали друг друга, посмеялись, Володя извинился. Он не был моим близким другом, но общались мы часто. Однажды, когда я сказал, что не люблю столицу, Высоцкий устроил мне прогулку по старой части города. Он возил меня на машине по дворикам, где проходило его детство, мимо двухэтажных домов, маленьких скверов. Взял свои слова обратно, в старую Москву я влюбился.

Но самым главным актером всех времен и народов был для меня Павел Луспекаев. Такие гении рождаются раз в сто лет. В нем было все: и мощь, и сила, и боль, он мог играть и трагедию, и комедию. Да он и не играл – жил. Даже когда уже сильно болел, все равно снимался. Я счастлив, что сосватал его в «Белое солнце пустыни». Роль Верещагина стала его лебединой песней.

Помню, лежу с простудой, ко мне пришла Галя, ассистент Владимира Мотыля, и дала сценарий. Мне предлагали небольшую роль офицера. Читаю про Верещагина, а перед глазами стоит Паша. Он тогда жил в доме напротив. Я позвонил, попросил его тоже прочитать. А его только-только выписали после ампутации стоп. Во время войны Паша сильно обморозил ноги, потом это сказалось, развился атеросклероз сосудов. Мы с женой постоянно ходили в больницу, навещали, помогали. У Луспекаева был редкий недуг, он мучился от диких болей. После операции ему долго кололи наркотики, чтобы хоть как-то облегчить состояние. И такая у него была сила характера, что он избавился от зависимости, не стал наркоманом, научился ходить на протезах."

О другом актёре БДТ, которого снимал В. Плотников --> Глазами фотографа Плотникова. "Любимец публики" ВЛАДИСЛАВ СТРЖЕЛЬЧИК

Не забывайте ставить лайки, делиться в соцсетях, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.

В Москве можно приобрести с автографом Мастера перед спектаклем в театре Ленком.