Найти в Дзене
Время и Право

Станет ли среди детей больше «зайцев»? Снова хотели как лучше, а получилось как всегда

Оглавление

7 марта вступает в силу закон о запрете высаживать детей младше 16 лет без сопровождения взрослых из общественного транспорта. Ребенок имеет право доехать до нужной ему остановки. Соответствующие изменения внесены в ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Установить запрет решили после ряда случаев по стране, когда не оплативших проезд детей высаживали в незнакомых для них районах в темное время суток, в мороз и т. п.

Цель, конечно, преследуется благая, но закон вызывает несколько неудобных вопросов.

Один из них — про добросовестность несовершеннолетнего пассажира и его родителей. Если ребенок говорит, что забыл проездной или деньги на проезд дома, то подразумевается именно «забыл». Или произошел сбой в программном обеспечении и «карточка не сработала».

Но может быть по-другому: «Деньги есть, но платить не хочу и ничего вы мне теперь не сделаете».

На этой почве возникли опасения, что по факту введенный запрет просто легализует бесплатный проезд для детей. Так это или нет?

Работу общественного транспорта частично регулирует федеральное законодательство (упомянутый выше Устав автомобильного транспорта), а частично — региональное. На федеральном уровне установлены общие правила, а «тонкую настройку» с учетом местной специфики осуществляют регионы.

Вот и с этим запретом также. Федеральный законодатель его установил, а воплощение в жизнь — головная боль регионов. Им нужно что-то эдакое придумать, чтобы с одной стороны запрет соблюдался перевозчиками, а с другой — чтобы безбилетный проезд не стал для детей нормой.

Запрет высаживать детей, не оплативших проезд, ввели, но как его будут воплощать в жизнь пока неясно (коллаж с использованием иллюстраций от pixabay.com и ru.freepik.com)
Запрет высаживать детей, не оплативших проезд, ввели, но как его будут воплощать в жизнь пока неясно (коллаж с использованием иллюстраций от pixabay.com и ru.freepik.com)

Какие есть меры воздействия на безбилетника?

При обнаружении безбилетника перевозчик вправе:

  • предложить ему оплатить проезд;
  • покинуть транспорт;
  • вызвать полицию для наложения административного штрафа.

Высаживать детей запретили, наложить штраф тоже нельзя — к административной ответственности можно привлекать только с 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Родители ребенка за такие нарушения вместо детей не отвечают.

Поэтому единственное, что остается кондуктору или контролеру — требовать оплаты проезда. Но тут можно хоть до посинения требовать, но если ребенок говорит «денег нет, но вы держитесь забыл дома», ничего не изменится. С другой стороны, обязанность по оплате проезда тоже никуда не делась.

В рамках, очерченных законом, перевозчик может устанавливать свои внутренние правила перевозок.

У некоторых московских перевозчиков есть такое правило: безбилетного ребенка не высаживают, а доставляют на конечную остановку и там вместе с ним дожидаются его родителей. Те должны компенсировать стоимость проезда.

Период ожидания родителей — это простой автобуса, а значит и убытки. Их перевозчик тоже вправе взыскать с родителей через суд в порядке гражданского судопроизводства. Это может влететь родителям «в копеечку».

Такая практика была раньше. Непонятно пока, что будет сейчас, как регионы урегулируют возникшие вопросы и какие акты у себя примут.

Что будет, если ребенка все же высадят

Запрет ввели, а вот ответственность за его нарушение — нет. КоАП какого-либо наказания перевозчику за высадку ребенка из транспорта не предусматривает.

С натяжкой возможно говорить об уголовной ответственности по ст. 125 УК «Оставление в опасности». Это от 80 тыс. руб. штрафа до лишения свободы на один год. Но тут каждый случай разбирается индивидуально и еще доказать надо, что ситуация была опасная для жизни и здоровья потерпевшего.

Хотя вполне возможно, что состоится со временем парочка показательных процессов, когда перевозчик, невзирая на запрет, высадит ребенка и случится из-за этого какая-нибудь беда.

Запрет ввели, но проблему не решили

К чему это я всё веду?

Цель у закона, повторю, благая, но с реализацией из рук вон плохо. Запрет получился не согласованным с другими нормами.

В итоге будем сталкиваться со злоупотреблениями и с той, и с другой стороны. Некоторые дети могут приучиться ездить «зайцем», а некоторые кондукторы всё-равно будут высаживать и по «закону подлости» именно тех, кто действительно забыл деньги первый раз за много лет.

Можно ли было сразу всё сделать хорошо?

Конечно можно было. Но у тех, кто принимает решения, есть дела поважнее. У них Украина, Карабах, пациент берлинской клиники и выборы на носу. Не до детей особо, которые с недавних пор «являются важнейшим приоритетом государственной политики России».

С уважением, Альберт Садыков (03.03.2021)

-----------------

Интересуетесь правом? Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там ещё больше интересной и полезной информации!

-2