Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Как военачальник, принц Евгений Савойский впервые проявил себя на полях Большой Турецкой войны, будучи 20 лет от роду. Он прибыл в австрийскую армию, когда она отступала перед верховным визирем султана, стремительно надвигавшимся на Вену.
Начало славного пути
В тот раз турок остановил польский король Ян Собесский, но принц Евгений "оказал столько отличий" в воинских делах, что император Леопольд I уже в 1683 г. произвёл его в полковники и назначил командовать драгунским полком.
Евгений громил турок в каждом бою. В 1688 г. за одну из блестящих побед на 25-ом году жизни он был произведён в фельдмаршал-летенанты и "снова отличился при штурме Белграда, первым взойдя на брешь". Затем принц Евгений воевал в Северной Италии против французов и в 30 лет получил чин фельдмаршала.
"Людовик XIV пытался переманить принца Евгения к себе, предлагая ему звание маршала Франции, губернаторство Шампани и 200 000 ливров ежегодного дохода" (Голицын Н.С. Великие полководцы истории).
Победа при Зенте
С 1696 г. началась самостоятельная военная карьера принца Савойского - теперь он командовал армиями и мог проявить свои блестящие дарования.
11 сентября 1697 г. в битве на Тиссе при городе Зент он ухитрился разгромить 100-тысчную армию султана Мустафы, имея в два раза меньше сил. Сражение было выиграно вчистую. На поле боя осталось лежать до 20 000 турок, включая многих пашей и главнокомандующего - верховного визиря. Историки утверждают, что принц Евгений потерял в этой битве максимум 500 человек.
Победа приблизила заключение Карловицкого мира, по которому австрийцы получали от турок Венгрию, Трансильванию и город Тимишоару. За счёт этого Австрия превратилась в одну из ведущих европейских держав.
С 1704 по 1726 гг. принц Евгений одержал тринадцать крупных побед в войнах с Турцией и Францией.
Величие героя
Принц Евгений прожил 72 года и закончил свои дни в чине генералиссимуса. Войнам он посвятил 52 года своей жизни. По словам современников, он обладал необычайной отвагой в сочетании с высокими умственными способностями и образованностью. Хрупкий телом, он был необычайно силён духом. Он умел принимать нестандартные решения, тщательно изучал повадки противника. Он не был общителен, но к нему прислушивались императоры и короли, а солдаты готовы были умереть за своего командира.
Изобретательность Евгения Савойского не имела границ. Он постоянно применял военные хитрости, устраивал ложные демонстрации, сбивал врагов с толку диверсиями, словом, вводил неприятеля в заблуждение и брал над ним верх.
Принц Евгений, бывало, проигрывал сражения, но всегда не по своей воле и "никогда не претерпевал вследствие этого уничтожения своих армий". "Благо государства, - писал военный историк Н.С. Голицын, - службе которого принц Евгений посвятил себя, стояло для него выше всего и в том числе всяких личных расчётов".
У Евгения Савойского было много врагов, которые из зависти портили ему жизнь. Обстоятельства иногда были против него, и в походах 1710-1711 и 1712 гг. он потерпел неудачи, но всегда и во всём действовал как решительный, даровитый и искусный полководец, обладавший, по словам того же Н.С. Голицына, "нравственным мужеством", за что его боготворили войска.
Два слова о Суворове
Александр Васильевич Суворов родился на 67 лет позже принца Савойского. Он жил в другой стране и в другую эпоху, но его главными противниками тоже были турки и французы. Суворов тоже прожил долгую жизнь и совершил головокружительную военную карьеру. Он дал 60 сражений и в каждом из них одержал победу. Он создал новую военную теорию и претворял её на практике.
За год до кончины Суворов получил чин генералиссимуса. Он был генерал-фельдмаршалом Священной Римской империи, великим маршалом армии Пьемонта и носил титул "князь Италийский граф Суворов-Рымникский".
Так же, как Евгений Савойский (а, может, и более) Суворов заботился о солдатах, учил, что "каждый воин должен понимать свой манёвр". Даже Наполеон признавал военный гений Суворова, а адмиралу Нельсону льстило, когда его сравнивали с русским полководцем.
Вместо заключения
Так как же ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи? Думаю, было бы справедливо не сравнивать этих достойных друг друга мужей и поставить их рядом. Но Суворова всё же чуть-чуть выше. Ради справедливости.